Дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко вспоминает Сергея Королёва —
отца мировой пилотируемой космонавтики. Специально для «Историка».
Первый отряд космонавтов СССР
Наше
общение началось неординарно. Я рядовой инженер, каких у Королёва
сотни. Только начал работу в КБ. И вдруг — через месяц или два — меня
вызывает Главный конструктор. Я слышал о его крутом нраве, и сначала мне
не по себе стало, а потом я подумал: работаю здесь без году неделя, я
же ведь ещё ничего ни плохого, ни хорошего не сделал… Страх пропал, но
волнение всё равно осталось. Являюсь в назначенное время. Он выходит
из-за стола, садится рядом и начинает со мной разговаривать, как будто у
него более важных дел нет, о том, какие предметы я любил в институте,
что читал по специальности, где жил, где рос… Он не торопился, не
смотрел на часы, а просто разговаривал с человеком, стараясь понять, кто
к нему пришёл на работу. Он хотел понять, чем живут люди, о чём они
думают, чего они хотят, с чем приходят. Потом перешёл на театр, на
музыку, на литературу.
Я довольно подробно рассказал о своих пристрастиях. Из меня
наивность и до сих пор не выбили, но тогда я был особо наивным, и мне
почему-то казалось, что это нормально, — то, что Королёв со мной так
беседует. И только потом, после его смерти, я понял, какой он был
потрясающий человек. Потому что, когда меня принимали в отряд
космонавтов, никто не спрашивал, какие я книжки читаю, какую музыку
слушаю, в какие хожу театры и какие люблю фильмы, а всё больше
интересовались моими анализами… Почему же он тратил время на
обстоятельные беседы со мной — с одним из сотен молодых инженеров?
Королёву нужно было знать, сможет ли в будущем он опереться на этого
человека. На мой взгляд, мы именно поэтому при нём опережали
американцев. Это сейчас мы всю образовательную систему под них
перекурочиваем, а после запуска нашего спутника они под нас свою
перестраивали.
За что я его люблю и уважаю? Королёв всегда делал
ставку на людей и потому побеждал. До войны Сталин пустил в ход
правильный лозунг: «Кадры решают всё» — это Сергей Павлович усвоил очень
хорошо. Никто так не соответствовал этому принципу, как Королёв,
глубоко понимавший значение людей, профессионалов. Не винтиков, а именно
творческих профессионалов. В этом сила Королёва — он мог
сконцентрировать усилия всех, кто у него работал, на выполнении задачи. И
в этом я вижу его гениальность и уникальность. Такие, как он, рождаются
раз в пятьдесят лет… Вот пятьдесят лет прошло, а равного ему ещё нет.
Значит, раз в сто лет.
КОРОЛЁВ
ПРИУЧАЛ КАЖДОГО ГОВОРИТЬ ТО, ЧТО ДУМАЕТ. ВЕДЬ ПОТОМ РАНО ИЛИ ПОЗДНО
ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫСКАЖЕТ НЕЧТО ТАКОЕ, ЧТО БУДЕТ ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ МНЕНИЯ
ДРУГИХ.
Он работал с «неудобными» людьми, то есть
такими, которые всегда имели своё мнение, свою точку зрения, были не
очень дисциплинированны, обсуждали приказы, но зато были талантливы. Их
мнения сталкивались с другими, в том числе и с мнением Королёва, и тогда
рождалась искра. Я присутствовал на нескольких заседаниях, которые
проводил Королёв. Он приглашал главных специалистов, которых хорошо
знал, потому что каждого принимал на работу и тщательно изучал, и
молодых вроде меня. Ставился, к примеру, вопрос о топливе для ракет
будущего: керосин или водород? Он опрашивал всех, в том числе и меня. Я
ничего умного, отличного от того, что уже было сказано, предложить не
мог. Но вставал и высказывал своё мнение. Лишь много позже я понял, что
Королёв приучал каждого говорить то, что он думает. Ведь потом рано или
поздно человек обязательно выскажет нечто такое, что будет отличаться от
мнения других. Через пару лет это произошло и со мной, когда я заявил,
что третий спутник не взлетит. Дело было в заправке ракеты. По моим
расчётам получалось, что сделана она неверно. Королёв выслушал меня, а
затем позвонил моим начальникам и сказал, что их сотрудник на космодроме
высказывает такое мнение. Ему ответили: мол, не соображает или
«выпендривается». Потом оказалось, что я прав, и Королёв прислал моего
начальника на космодром мне в подчинение… Когда Королёв принимал своё
решение, он всегда объяснял, почему это делает. Мы его понимали, и его
решение становилось нашим. А другие начальники поступали иначе: они
сообщали нам решение, а уже потом предлагали его обсуждать. Это был
глубоко ошибочный подход. Сергей Павлович опирался на людей, и в этом
была его сила.
Космонавты Алексей Губарев и Георгий Гречко
А
бывало и так: на «мозговом штурме» все склонились к одному варианту.
Главный встаёт и говорит: «Товарищи, и всё у вас правильно, и вариант вы
выбрали правильно, и технически обосновали, но сделать так нельзя». И
вдруг открывает нам совсем другую сторону этого вопроса, другой аспект. И
показывает, что надо сделать наоборот. Он был первым Главным
конструктором, он мог приказать почти всем в стране, когда дело касалось
ракетной техники, а вот инженерам своим не приказывал — он их убеждал.
Если он говорил, что не так надо решать вопрос, то всегда объяснял,
почему, и только после объяснений мы уходили. Хотя решение принято не
то, которое мы предлагали, но мы уходим от Главного конструктора
выполнять решение как своё, потому что он не приказал нам, а рассказал,
убедил, доказал.
На протяжении всех лет, что мне пришлось с ним
работать, всегда такой стиль — просьба, убеждение. И поэтому люди
работали не за страх, а за совесть.
Однажды я предложил
усовершенствовать ракету. А сроки уже поджимали. Королёв согласился с
предложениями, но сказал: «Лучшее — враг хорошего». Ведь можно
бесконечно совершенствовать проект, но так и не увидеть его
реализованным…
Мне посчастливилось с ним работать двенадцать лет.
Почему у нас при Королёве всё, что хотели, удавалось? Первый спутник,
первый космонавт, первый выход в открытый космос… Потому что Королёв
делал ставку на человека, на тех людей, с которыми работал и знал их
досконально.
Вот вам пример гениальности Королёва! После запуска
первого спутника его вызвал Хрущёв и сказал: «Мы не верили, что вы
обгоните американцев. Через месяц большой праздник, запустите что-то
новенькое…» Он пришёл к нам и сказал, что времени мало — чертежей не
будет, будут только эскизы, а техническим контролем будет наша совесть, и
люди работали за совесть и сделали. И мы запустили ещё один аппарат — с
Лайкой, который стал новым словом техники.
Сергей Королёв и Юрий Гагарин
Я
уверен, что даже сейчас, при всех достижениях техники, никто не
запустит за месяц новый спутник. А мы это сделали. И сделали это потому,
что во главе стоял Сергей Павлович Королёв.
Даже в годы разрухи
после Гражданской войны, когда наше государство только-только вставало
на ноги, Королёв, Цандер, Глушко мечтали не об околоземных полётах и
даже не о полётах на Луну. А о полёте на Марс. Они умели мечтать.
Королёв говорил: «Я люблю фантастику в чертежах».
Скажу больше:
если бы был жив Королёв, то яблони на Марсе, как в песне, сажали бы не
американцы, а наши космонавты, потому что Главный конструктор усиленно
работал над тем, чтобы лететь на Марс уже в 1960-х годах. А мы, как
всегда, откладываем полёт туда на светлое будущее, которое почему-то у
нас никак не наступает. А Королёв уже тогда создал Институт
медико-биологических проблем, где думали над тем, что нужно сделать с
точки зрения медицины, чтобы человек слетал на Марс и вернулся живым и
здоровым. Был создан наземный комплекс для проведения экспериментов,
связанных с длительным пребыванием человека в межпланетном корабле. В
2010–2011 годах именно в королёвском комплексе проводился эксперимент
«Марс-500»… с опозданием на полвека.
Человечество должно
развиваться, а если не хочет, оно всё равно будет развиваться! И те, кто
захочет развиваться, пойдут впереди.
Однажды Королёв собрал нас в
кабинете. Мы приготовились к «мозговой атаке» на очередную задачу,
однако повод для встречи оказался неординарным. Главный устроил конкурс
на лучшее название конструкции, в которой первому космонавту предстояло
облететь Землю, — нашего изделия. Посыпались предложения:
— Звездолёт…
— Ракетолёт…
— Космолёт…
Всё не то!
—
Значит, так, — воспользовался Королёв своим правом старшего. — Назовём
кабину «космический корабль». Мы засмеялись. Разве это похоже на
корабль? Корабль — он во-о-о какой! Тогда уж челн или лодка. Мы,
наверное, не до конца осознавали масштабность дела, которым занимались.
Знаете, как говорят: «Отойдём и поглядим — хорошо ли мы сидим?». Отойти
мог Королёв, а мы не могли, не понимали. Так и вошло во все языки мира
очень яркое и точное определение нового вида транспорта — космический
корабль.
Гагарин
мог полететь и раньше, если бы программа испытаний укладывалась в
график. Но пуски, к сожалению, шли плохо. Один корабль ушёл в космос,
другой погиб во время спуска, третий потерпел аварию. Если бы не было
терний, то к звёздам мы пришли бы быстрее… Нельзя забывать, что мы
соревновались с американцами, а потому торопились и мы, и они. Да и с
запуском Юрия Гагарина не все соглашались. Некоторые считали, что нужно
ещё проверить корабль в реальном полёте. Но Королёв чётко понимал, когда
надо рисковать и когда надо подстраховаться. Он пошёл на определённый
технический риск. Даже сегодня при старте корабля есть риск, а требовать
тогда, чтобы его не было совсем, — нереально.
Королева все очень
боялись. Говорят, что он бывал жесток. Но прошли годы, и мы поняли, что
хотя он и учинял жуткие разносы, багровел, кричал, рвал чертежи, но
никого не выгнал и не лишил зарплаты или жилья. Более того, Королёв
никогда не был недоступен для сотрудников независимо от их статуса. Не
отгораживался цепочкой секретарей (в которой, надо заметить, у других
крупных руководителей нередко возникает путаница). Каждое утро, около
восьми часов, на ступеньках КБ и в холле к нему подходили с просьбами и
вопросами, и он внимательно выслушивал каждого — от уборщицы до
именитого научного сотрудника. Для каждого находил нужные слова, вникал в
проблемы. Именно вникал, а не забывал через минуту. Свои утренние
минуты (помимо кабинетных часов приёма по личным вопросам) он уделял
сотрудникам. Так было заведено.
Воспоминания и бутерброды.
Георгий Гречко и Арсений Замостьянов
Когда
в КБ был создан трёхместный корабль, Королёв предложил посылать в
космос не только лётчиков, но инженеров и учёных — лучших из лучших.
Начался ажиотаж. Военное руководство выступало против. Но Королёв
отстоял идею — и в нашем КБ желающих, понятно, было хоть отбавляй. После
медкомиссии осталось всего тринадцать человек. Нас пригласил на беседу
Сергей Павлович. Коротко рассказал о будущих полётах и вдруг спросил:
— Зачем вы хотите лететь в космос?
Мы отвечали, как казалось, удачно:
— Хотим приложить свои знания не только для создания корабля на Земле, но и для выполнения на нём программы полёта.
Королёв
слушал нас и хмурился. Наконец не выдержал и «разбушевался», пообещав
вообще разогнать нашу команду. Мы были в недоумении.
Сейчас, много
лет спустя, мне понятно, почему его не устроили наши общие ответы.
Сергей Павлович по-мальчишески верил, что наступит то время, когда
медицинские требования не будут такими жёсткими и он сможет сам полететь
в космос. Поэтому, собрав претендентов в кабинете и немножко ревнуя к
той участи, что выпала нам, он хотел услышать какие-то более тёплые и
человечные слова, созвучные его мыслям. Когда же мы в своих рассуждениях
не поднялись выше стереотипов, он рассердился.
Мне рассказывали
такой случай. В молодости Сергей Павлович любил ездить на мотоцикле. Я
его прекрасно понимаю, сам любил это дело. Однажды, когда он куда-то
спешил, мотоцикл сломался. С трудом добрался до города, замёрзший,
голодный. Королёв зашёл в булочную у дороги, купил сдобную булку и тут
же, на тротуаре, съел.
СЕРГЕЙ
ПАВЛОВИЧ ПО-МАЛЬЧИШЕСКИ ВЕРИЛ, ЧТО НАСТУПИТ ТО ВРЕМЯ, КОГДА МЕДИЦИНСКИЕ
ТРЕБОВАНИЯ НЕ БУДУТ ТАКИМИ ЖЁСТКИМИ И ОН СМОЖЕТ САМ ПОЛЕТЕТЬ В КОСМОС.
Спустя
много лет Главный конструктор возвращался с совещания, и путь его
проходил мимо старой булочной. Королёв попросил остановить машину. Зашёл
в булочную… Прохожие с удивлением смотрели на человека, сидевшего на
тротуаре с булкой в руках рядом с «ЗИМом». Не знаю, был ли такой случай в
действительности, но те, кто знал Сергея Павловича, согласятся со мной,
что это похоже на Королёва.
Многие из вас видели в кино или по
телевидению, как раздвигаются двери корпуса и медленно выкатывается
огромная сигара ракеты. В солнечных лучах медно-красноватые сопла
двигателей вспыхивают каким-то неземным огнём, и вся картина вывоза
ракеты представляется кадром из фантастического фильма. Не раз накануне
старта мы пытались увидеть это зрелище. Но режим на космодроме был
строгим. И во время этой операции за шлагбаум, который преграждал путь к
стартовому комплексу, не пускали.
Однажды у шлагбаума
остановилась машина Королёва. Сергей Павлович посмотрел на нас, на
мгновение задумался, а потом озорно скомандовал:
— Давайте ко мне в машину…
На возвышении Королёв остановил автомобиль.
— Здесь самое удобное место…
И
мне подумалось тогда: значит, и он приезжает полюбоваться этим
зрелищем. Каким же романтиком нужно оставаться, чтобы на рассвете каждый
раз мчаться сюда, чтобы полюбоваться волнующей картиной, делом своих
рук…
Организаторский гений Королёва в том, что он создал из
талантливых математиков, физиков, изобретателей и инженеров настоящую
команду, которую смог вдохновить на решение сверхсложных задач в космосе
первыми. Без Королёва все эти специалисты были бы как в басне Крылова
лебедем, раком и щукой. Он — по праву первый, кого мы вспоминаем в День
космонавтики.