«Союз-5». Новая надежда, или Империя наносит ответный удар
Стали известны сроки разработки новой российской ракеты «Союз-5». С
её помощью предполагается не только совершать пилотируемые полёты и
покорять Луну, но и вернуть России коммерческий космос. Сможет ли первый
полёт ракеты «Союз-5» состояться в анонсируемые Роскосмосом сроки?
Жизнь после «Ангары»
Так
уж получилось, что с какого-то момента разработка «Ангары» — нового
ракетоносителя для российской космонавтики — перестала быть
исключительно космическим делом. Создание ракеты стало делом
политическим и стратегическим, задвинув собственно космос куда подальше.
Создание
«Ангары» требовалось, с одной стороны, для того, чтобы держать в руках
козырь в переговорах с казахами — мол, мы можем и без Байконура летать, —
а с другой стороны — для того, чтобы сохранить технологии и людей, дать
им работу и возможность остаться в космической отрасли.
Спору нет, обе причины достаточно веские. С одной
стороны, даже в гипотетической ситуации геополитического разворота
Казахстана на 180 градусов и взвинчивания цен на запуск ракет с
Байконура Россия не остаётся ни с чем. Есть Восточный и есть «Ангара»,
пусть дорого, но летать можно.
С другой стороны, не закончить
разработку основной ракеты-носителя, вымучиваемой с 1995 года, было
просто нельзя. Это слишком сильный удар по отрасли и всем, кто в ней
работает.
Старожилы Роскосмоса вспоминают, каким тяжёлым оказался
для всех отказ от ракеты Н-1 и завершившаяся проигрышем лунная гонка.
Поэтому доделывать «Ангару» стоило хотя бы для сохранения оставшихся
технологических цепочек в разработке и сохранения людей — самого важного
и сложно добываемого ресурса космической отрасли.
Но вот теперь «Ангара» готова, она красива и чертовски
дорога. Предполагалось снижать её себестоимость «от масштаба», то есть
за счёт большого количества произведённых экземпляров, но уже сейчас
понятно, что это нереалистичная затея: столько заказов, сколько нужно
для массового производства, на неё просто нет.
Похоже,
«Ангара» останется памятником всем переменам, произошедшим в российской
космонавтике с 1990-х годов. Она полетит, может, даже несколько раз.
Ближайший запуск назначен на 2021 год, может, и сбудется.
Средний не значит «так себе»
Использовать
«Ангару» для коммерческих пусков — дело вообще малореальное, а вернуть
коммерческий сектор очень хочется (хоть иногда представители Роскосмоса и
делают вид, что это не так). Тут ещё этот американский выскочка Илон
Маск выпрыгнул из ниоткуда как чёртик из табакерки и с ходу подобрал
едва ли не все коммерческие заказы по миру.
В рукаве Роскосмоса есть ещё несколько карт проекта
OneWeb. Это группировка спутников, способная раздавать Интернет за
толику малую по всему миру.
Предполагается аж 800 спутников на
орбите Земли, несущих радость доступа в Сеть по всему миру. Всего по
расчётам потребуется 39 запусков на вывод их в космос, Роскосмос сумел
законтрактовать себе аж 21 запуск, и это очень серьёзная и крутая победа
российского коммерческого космоса.
Увы, но, кроме прекрасного
OneWeb, в портфеле Роскосмоса не так и много вариантов. Теперь остаётся
только держать скрещённые пальцы за спиной, чтобы у британцев-заказчиков
не сорвалось. Такой удар может оказаться для нас слишком болезненным.
Чтобы
бороться с европейцами и Маском на равных, требуется новая
ракета-носитель. И лучше дешёвая, очень дешёвая. При этом надёжная,
унифицированная со всем чем можно и уже знакомая на производстве. А ведь
нет ничего лучше нового, которое немного забытое старое.
После
«развода» с Украиной из российского космического набора ушла очень
интересная и перспективная ракета «Зенит». Разработана она была ещё в
советское время в городе Днепропетровске конструкторским бюро «Южное».
Разработка была с замахом на то, чтобы стать родоначальницей советского
семейства. Ракета «Зенит-2», впервые полетевшая в космос в 1985 году,
получилась очень удачной, хоть и достаточно аварийной.
«Зенит», она, наверное, лучшая после наших», — Илон Маск — основатель компании SpaceX.
На
сегодняшний день совершено 83 запуска этой двуступенчатой ракеты, из
них 70 удачны, четыре — частично и девять закончились совсем нехорошо.
Зато «Зенит-2» не очень дорогая, экологически чистая — обе ступени
работают на керосине — и хорошо знакомая.
Именно под «Зенит-2»
была оптимизирована платформа для запуска проекта «Морской старт»,
недавно приобретённая российской частной компанией S-7. На Байконуре
тоже есть стол для её запуска. Только самой ракеты нет, как и
ракетостроения на Украине.
Всё бы хорошо, однако производство ракет осталось в
другой стране, и найти общий язык, хотя бы и в вопросах космоса, пока
явно не выходит. Большей частью (примерно на две трети) «Зенит»
создавался в России, однако без Украины его эксплуатация была
невозможной. Наверное, тогда и родилась эта замечательная идея: «Мы
создадим свой «Зенит-2″, цифровой и недорогой».
Гоша, он же Гога, он же Жора
Проект
назвали «Феникс», в ознаменование возрождения ракет среднего класса в
России. Название просуществовало недолго. Уже через несколько месяцев в
честь дружбы с Казахстаном и меморандума о намерениях создавать и
эксплуатировать эту ракету вместе «Феникс» получил новое имя «Сункар»
(это «сокол» по-казахски). Впрочем, «Сункар» тоже не прижился.
То
ли казахи не спешили нести деньги на совместное ракетостроение, то ли в
телевизионных новостях «Сункар» смотрелся не совсем патриотично. Проект
получил новое имя, использующееся и по сей день, — «Союз-5». Кстати, имя
не совсем удачное, ведь к семейству «союзовских» ракет, ведущих свою
родословную с Р-7, «Союз-5» никакого отношения не имеет.
В
последнее время сроки создания «Союза-5» словно пустились вскачь, и если
раньше начало проектирования было запланировано на 2018 год, то сейчас
говорят уже о первом пилотируемом запуске в 2022 году с новейшим
космическим кораблём «Федерация».
Меньше чем два года назад сроком
первых стартов стоял 2025 год. Стоит напомнить, что «Ангара» от старта
проекта до первого тестового полёта строилась 19, пусть трудных и
безденежных, лет. Сейчас же пятилетку создания ракеты велено упаковать в
четыре года.
Недавно Игорь Комаров, глава Роскосмоса, в интервью
упомянул, что часть работ уже выполнена. С учётом того, что их не было в
бюджете Федеральной космической программы, остаётся надеяться только на
то, что они были проведены на собственные средства РКК «Энергия». Если
это так, то замечательно, с такими сроками любой задел будет очень
важен.
Для первого пилотируемого полёта в 2022 году требуется,
чтобы в 2021 году был совершён первый тестовый запуск, а значит, от
начала проектирования до готового изделия на космодроме пройдёт всего
три года. Это очень и очень смелые заявления. Тем более для российской
космонавтики, изрядно подрастерявшей скорость после крушения СССР. Если
это будет реализовано, иначе как подвигом создание «Союза-5» не назвать.
За
это же время на Байконуре требуется перестроить стартовый стол,
подготовить производство. Кроме того, важно переделать космический
корабль «Федерация», первоначально строившийся для «Ангары» под «Зенит»,
да и доделать.
Пока на всех выставках можно увидеть только
прекрасный углепластиковый корпус будущей «Федерации», а этого мало.
Требуется ещё и провести его испытания на приземление в воду, работу
системы спасения. Впереди у российской космонавтики непочатый край
работы, и смотреть за созданием «Союза-5» будет очень и очень интересно.
Как у Маска?
Так или иначе,
ориентируясь на «Зенит», можно быть уверенными, что с технической точки
зрения ракета может выйти очень перспективной и удачной. Предполагается
заменить двигатель РД-171 (упрощённую версию РД-170 от сверхтяжёлой
ракеты «Энергия») на модернизированный, но такой же надёжный и
испытанный РД-171М.
На второй ступени будет стоять РД-0124 (он
создан в КБ химавтоматики, используется на третьей ступени
ракеты-носителя «Союз-2.1б») вместо РД-120, оставшегося на Украине.
С
технической частью всё будет в порядке, но вот что делать с ценой, пока
непонятно. В своём интервью от 3 июля 2017 года, рассказывая о проекте,
И. Комаров сказал, что конкурировать по цене мы будем не за счёт
наличия возвращаемой ступени, как у Илона Маска, а просто сделав ракету
дешевле. Сразу на 20 процентов. И так каждую деталь.
«Поэтому хочу
заверить, что каждый из компонентов ракеты мы должны сделать на 20
процентов дешевле», — Игорь Комаров, глава Роскосмоса.
Самое в
этой истории непонятное — за счёт чего это предлагается сделать. Где же
тот задел, что позволит сделать на 20 процентов дешевле не только сами
детали, но и все технические процессы? Более того, если это реально, то
почему же не было внедрено раньше?
Сделать «Союз» и «Протон» на
пятую часть дешевле — да это же прорыв! Непонятно, неужели он не был
нужен нам раньше, в 2015–2017 годах, когда Маск выдавливал нас с рынка
именно ценой?
И ведь очень хочется, чтобы это было реализовано.
Получить новую ракету-носитель по привлекательной цене для нашей страны
очень важно.
Но пока, кроме туманных обещаний полностью «цифрового
проектирования», причин для столь радикального снижения цены не видно.
Учитывая, что SpaceX проектировала тоже в «цифре», источник будущей
дешевизны по-прежнему покрыт мраком.
Раз ступенька, два ступенька — будет лесенка
И
вот мы подходим к главному. Недавно в российской космонавтике вновь был
взят курс на супертяжёлую ракету. Она нужна для межпланетных миссий и
полётов на Луну. Однако её разработка с нуля — дело чрезвычайно дорогое и
для России в настоящее время малоподъёмное.
Однако и тут было
найдено достаточно красивое решение. Мы берём несколько ракет «Союз-5»,
собираем их в один блок и получаем сверхтяжёлую ракету.
Точно,
совсем недавно мы такой фокус уже видели — у того самого Илона Маска,
хитрая голь которого от недостатка денег на проектирование сверхтяжа
провернула подобный фокус с тремя Falcon 9. В ноябре этого года
состоится первый пуск Falcon Heavy — там мы и сможем посмотреть
перспективность подобного решения.
Осталось всего ничего — успеть сделать ко времени «Союз-5».
За горизонтом событий
Российской
космонавтике нужен «Союз-5», это точно. Нужен средний класс ракет,
нужна возможность делать пуски с «Морского старта». Нужен совместный
проект с Казахстаном для явного развития Байконура, нужна возможность
создания сверхтяжёлой ракеты.
Смущают пока всего две вещи:
небывалые для российской космонавтики сроки и сама возможность цены на
20 процентов ниже, то есть использования «Союз-5» в коммерческом
космосе. Получится? Это был бы прорыв на грани чуда. Пока же все эти
вопросы выглядят очень серьёзно. Хочется надеяться, что у Роскосмоса на
пару с РКК «Энергия» припасена пара козырей в кармане.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+