» » » "Атлантис" отправляется в последний запланированный полет

"Атлантис" отправляется в последний запланированный полет

14-05-2010, 08:24 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 249)

Американский космический корабль многоразового использования "Атлантис" первым из трех шаттлов уйдет в отставку. В пятницу он отправляется в свое последнее космическое путешествие, хотя сотрудники американского космического ведомства предпочитают говорить о "последнем запланированном полете" шаттла. "Мы в НАСА не исключаем возможность, что "Атлантис" еще слетает", - такие слова сейчас можно услышать от разных сотрудников американского космического ведомства, которым грустно расставаться с "челноками". "Последний полет" звучит как-то устрашающе, особенно если вспомнить истории шаттлов "Челленджер" и "Колумбия", поэтому все здесь предпочитают говорить "последний из запланированных полетов".

Строительство шаттла "Атлантис" началось в марте 1980 года на заводе в городе Палмдэйл в штате Калифорния. В свой первый полет "челнок" отправился 6 апреля 1985 года, а 9 апреля он успешно совершил посадку на базе ВВС "Эдвардс" в штате Калифорния. С тех пор "Атлантис" побывал в космосе 31 раз, совершив 4 тысячи 462 оборота вокруг Земли. За 282 дня на орбите он пролетел 184 миллиона километров. На "Атлантисе" в космос летали 185 астронавтов. Нынешний полет станет для "челнока" 32-м, и к его "карьере" прибавятся еще 12 дней, 186 оборотов вокруг Земли и 6 миллионов 400 тысяч километров.

"Атлантис" помогал американцам строить международные отношения в прямом смысле слова "на космическом уровне". Шаттл семь раз летал на российскую космическую станцию "Мир", затем "челнок" принимал активное участие в строительстве Международной космической станции (МКС). "Именно "Атлантис" доставил на орбиту, в частности, американский модуль "Дестини", европейский модуль "Колумбус", шлюзовую камеру "Квест". На этот раз доставит на МКС российский модуль "Рассвет". Наблюдать за предстоящим запуском были приглашены высокие гости из России - вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов и глава Роскосмоса Анатолий Перминов.

Послужил "Атлантис" и астрономии. В марте про2009 года корабль совершил сложнейший полет для ремонта космического телескопа "Хаббл". Благодаря этой миссии, была еще на несколько лет продлена работоспособность этого уникального научного прибора, позволившего ученым узнать множество тайн Вселенной. Кроме того, летавшие на "Атлантисе" астронавты запускали с его борта военные и гражданские спутники, проводили разного рода эксперименты в условиях космического пространства и делали много другой нужной и важной работы, напоминает ИТАР-ТАСС.

Отправляясь в свой "последний запланированный полет", "Атлантис" везет не только грузы, необходимые на МКС, но и медаль, флаг и другие памятные знаки. Кроме того, командный пункт космодрома на мысе Канаверал, откуда шаттлу будет дана команда на старт, украшен фотографиями всех пусков "Атлантиса", которые были произведены за 25 лет безупречной службы корабля. За запуском шаттла будут наблюдать работники космодрома, приглашенные гости, журналисты и туристы, съехавшиеся на мыс Канаверал со всех концов США и из- за рубежа, а также местные жители. Старт корабля к МКС должен состояться в 14:20 по времени Восточного побережья США (22:20 по московскому времени). Сайт Вести.RU будет вести прямую трансляцию этого события.

Командиром состоящего из шести человек экипажа "Атлантиса" является опытный астронавт Кеннет Хэм, пилотировать космический корабль будет летчик Доминик Антонелли. Вместе с ними к МКС в качестве специалистов отправятся астронавты НАСА Майкл Гуд, Гаррет Рейзман, Пирс Селлерс и Стефен Боуэн.

В соответствии с прогнозом, погодные условия не должны помешать запуску "Атлантиса". По данным метеорологов, вероятность того, что в момент старта погода на мысе Канаверал будет удовлетворять необходимым требованиям, составляет 70 процентов. В том случае, если старту все-таки помешают метеоусловия или другие обстоятельства, возможности для запуска "челнока" будут открыты до 27 мая.

Предполагается, что космическое путешествие продлится 12 дней, в течение которых астронавтам предстоит совершить три выхода в открытый космос продолжительностью более 6 часов каждый. Возвращение "Атлантиса" на Землю запланировано на 26 мая.

"Атлантис" уйдет с "Рассветом"

Американский космический челнок "Атлантис" в пятницу стартует с космодрома на мысе Канаверал во Флориде, и это будет его последняя миссия. Главная задача – доставить на Международную космическую станцию российский исследовательский модуль "Рассвет". Он был создан в недрах корпорации "Энергия" и станет единственным российским космическим аппаратом, за доставку которого отвечает американская сторона.

Российский космический модуль "Рассвет" в Центр имени Кеннеди доставляет крупнейший транспортный самолет в мире - Ан 124-100. В тот момент, когда груз из России находится на взлетной полосе, на мысе Канаверал отлавливают грифов, чтобы избежать столкновения птиц с космическим челноком при старте. Миссия российского модуля - биотехнологические и материаловедческие эксперименты на Международной космической станции (МКС). Российские специалисты размещают внутри модуля "Рассвет" американские грузы - это почти полторы тонны.

Руководитель миссии НАСА Роберт Эшли пояснил: "Это первый российский модуль, который мы запускаем при помощи космического челнока. Мы запускали модуль только для станции "Мир", а не для МКС. Но это будет и последний запуск российского модуля при помощи шаттла - программа вскоре закрывается. Это уникальный опыт - работать с командой профессионалов из корпорации "Энергия"

Во время выхода в открытый космос астронавты извлекут модуль из грузового отсека шаттла и пристыкуют его манипуляторами к российском сегменту МКС. После этого потребуется не менее двух месяцев, чтобы настроить оборудование.

Как будут выглядеть миссии будущего? Это пытаются представить ученые НАСА. Доктор наук Рэй Виллер показывает, как растить на орбите листья салата, как построить замкнутый биологический цикл в космосе. Специалист смущается, когда вспоминает, что американские астронавты продуктов, выращенных на МКС, не пробовали, в то время, как российский космонавт Геннадий Падалка вырастил на космическом корабле урожай редиса. "Мы экспериментируем с зеленым салатом, мы пробовали выращивать репу, помидоры, перец. Мы пытаемся сосредоточиться на овощах, потому что это позволит разнообразить питание астронавтов. Это не калорийная еда, но она повысит качество блюд", - поясняет американский специалист.

О новых миссиях в Космическом центре имени Кеннеди говорят в сослагательном наклонении. В научных лабораториях дают понять – "готовимся", но избегают конкретных дат. Среди новых разработок – изобретение, которое призвано упростить астронавтам прогулки по поверхности Марса, если американцы доберутся до Красной планеты. Электромагнитное излучение оттолкнет пыль от стекла скафандра, если потребуется его очистить. Директор лаборатории Космического центра имени Кеннеди Карлос Каи вспоминает, что на поверхности Луны пыль раздражала астронавтов. "Те, что летали на "Аполлоне" жаловались в конце миссии на то, что шлем - весь в царапинах, Это потому, что когда они находились на поверхности Луны, то пытались очистить стекло скафандра от пыли и царапали его перчаткой. В конце полета через стекло было еле видно", - успоминает ученый.

Еще три старта - и на мысе Канаверал "упадет занавес" - пожилые космические челноки отправляются на отдых: Соединенные Штаты будут использовать российские ракеты для доставки астронавтов и грузов на Международную космическую станцию.

Последний полет шаттла "Атлантис" перед выходом на пенсию - точно не рутинный вояж на орбиту: во-первых, это совместный проект двух космических держав (на борту американского челнока - российский модуль). Во-вторых, астронавты отвезут в космос щепку от яблони - той самой, под которой по легенде сидел Исаак Ньютон, когда с нее упало яблоко, что вдохновило ученого сформулировать закон всемирного тяготения".