Японцы намерены в ближайшее время отправить солнечные парусники в разные уголки нашей системы, и в частности – к Юпитеру, как показано на этом рисунке. Никогда ещё аппараты такого типа не забирались столь далеко (иллюстрация JAXA).
Его название – это сокращение, а также дань памяти легендарному греческому герою, поднявшемуся к Солнцу. "Но в отличие от мифического Икара IKAROS не упадёт", — спешит заверить представитель японского космического агентства Юити Цуда (Yuichi Tsuda). Хочется верить, ведь перед нами – первый солнечный парусник, вознамерившийся улететь далеко от Земли.
18 мая 2010 года в 01:44 по московскому времени из космического центра Танегасима (Tanegashima) должен отправиться в путь японский солнечный парусник IKAROS. В имени – аббревиатура: Interplanetary Kite-craft Accelerated by Radiation Of the Sun. Перед нами межпланетный аппарат-кайт, ускоряемый солнечной радиацией.
На околоземную орбиту парусник будет выведен как сопутствующая нагрузка. Главный же подопечный, которого в тот запуск поднимет в небо ракета-носитель H-IIA, — межпланетная станция AKATSUKI (она же PLANET-C).
|
Японский аппарат AKATSUKI должен выйти на эллиптическую орбиту вокруг Утренней звезды с высотами от 300 до 80 тысяч километров. Такой широкий разброс позволит зонду исследовать все аспекты погодной кухни Венеры в разном масштабе (иллюстрации Akihiro Ikeshita/JAXA). |
Данный 640-килограммовый аппарат (половина из этого количества — топливо) предназначен для изучения Венеры. На его борту — множество различных камер и антенн. Они должны помочь AKATSUKI добыть новые сведения об атмосфере нашей горячей соседки, о её вулканах и молниях, плавающих на разных высотах облаках.
IKAROS, который полетит тоже ко второй планете, только самостоятельно, оборудован кое-какими датчиками. Но его задача — первое крупномасштабное испытание экзотической пока ещё технологии в дальнем космосе.
|
На разработку и постройку аппарата IKAROS, показанного здесь в развёрнутом виде, японцы потратили $53,2 миллиона (иллюстрация JAXA). |
Напомним, солнечные паруса, разработанные для работы именно в такой роли (а не как отражатели для освещения Земли) первыми запустили в космос именно японцы. Произошло это в 2004 году.
В тот раз сверхтонкие плёнки не успели изменить свою скорость под действием света: в ходе эксперимента был проверен только механизм развёртывания серебристого полотна. Теперь же успешное прохождение этапа раскрытия паруса — лишь цель-минимум для полёта IKAROS (и это будут первые недели миссии).
Главная же мечта создателей аппарата — демонстрация маневрирования и значительных изменений орбиты при помощи солнечного паруса в ходе его полёта к Венере. На эту фазу испытаний отводится шесть месяцев. Если всё пойдёт по плану, японский парусник опередит большой американский проект.
|
Этапы миссии IKAROS (иллюстрация JAXA). |
Парус IKAROS представляет собой квадрат со сторонами чуть больше 14 метров. Создан он из полимидной плёнки толщиной всего 7,5 микрометра. В нескольких местах к этой мембране добавлены ультратонкие (25 микрометров) солнечные батареи. Они будут питать различные приборы парусника, в том числе расположенные на парусе же сенсоры — счётчики ударов космической пыли.
Развёртывание японского паруса будет проходить в два этапа. На первом аппарат отделится от ракеты-носителя, медленно вращаясь вокруг своей оси (5 оборотов в минуту). После того как парусник займёт нужную позицию по отношению к Солнцу, его вращение нарастят до 20 оборотов в минуту.
Замки освободят четыре грузика, укреплённые на четырёх концах полотна. Они вытянут в стороны "усы" — части сложенного паруса.
На втором этапе откроются другие фиксаторы и начнётся расправление полимерной плёнки. Эту ключевую часть преображения солнечной яхты японцы именуют динамической (первую же — статической), хотя в обоих случаях межпланетный зонд будет вращаться.
В развёрнутый парус начнут ударять солнечные лучи. Изменяя угол между ними и плоскостью плёнки, инженеры заставят аппарат двигаться в нужном направлении.
|
Фазы раскрытия солнечного паруса IKAROS (иллюстрация JAXA). |
IKAROS — это первый солнечный парусник, который выйдет за пределы околоземной орбиты. Он же — первый, что совместит двигательные возможности космического паруса с его же ролью солнечной батареи.
"Наличие электроэнергии позволит нам перемещаться по Солнечной системе всё дальше и более эффективно", — пояснил Цуда. И действительно, в ближайших планах JAXA значится куда более внушительный проект.
|
Схема межпланетного зонда IKAROS (иллюстрация JAXA). |
Следующий японский солнечный парусник будет представлять собой "цветок" диаметром 50 метров. И такой крупный аппарат инженеры из Страны восходящего солнца ещё именуют "средним", недвусмысленно намекая на масштабы развития всей программы и рост размеров японских солнечных парусов.
Интересной особенностью этой второй машины будут интегрированные ионные двигатели, которые помогут солнечному паруснику маневрировать на пути к месту назначения и непосредственно около него. А цель данного космического аппарата куда более далёкая, нежели Венера: это Юпитер и Троянские астероиды (Jupiter Trojans).
Дату старта "цветка" японцы пока называют только приблизительно: вторая половина 2010 года. Окончательное же решение о запуске гигантского наследника аппарата IKAROS будет принято в зависимости от успехов венерианской миссии.
|
Полёт солнечного парусника к троянцам может стать одним из самых любопытных космических проектов Японии. Кстати, эти астероиды, по некоторым данным, – не вполне астероиды (иллюстрация JAXA). |
Источник: membrana.ru.
Рейтинг публикации:
|