Фальстарт «летающего космодрома»
Почему проект американской компании Stratolaunch System обречен на провал
Cамолет-носитель Stratolaunch (Фото: stratolaunch.com)
В
журнале Forbes с легким удивлением прочел одновременно алармистскую и
слезливую статью о первой выкатке американской компанией Stratolaunch
System своего самолета-носителя, состоявшейся 31 мая.
Автор —
Вадим Лукашевич, сначала устраивает пляски с бубном вокруг проекта
авиационно-космической системы (АКС) миллиардера Пола Аллена и инженера
Берта Рутана, а затем в неповторимой славяно-евразийской манере
наматывает сопли на волосатый кулак. Суть проста: супостаты-американцы
сподобились обогнать СССР/РФ с их прожектами подобных систем, выкатили
свой самолет-носитель и теперь, все — «пропала матушка-Русь».
Просто
несколько цитат из статьи с сочным названием «Летающий космодром Пола
Аллена: как Россия снова утратила приоритет», чтобы было понятно. В
начале месье Лукашевич дает читателю представление о двух путях выхода
на орбиту — ракетном и авиационно-космическом. Последний, по его мнению,
незаслуженно проиграл первому:
На заре космонавтики конкурировали
оба варианта, но затем ракетный путь, первым добившись успеха,
монополизировал доступ в космос, создав множество политических,
экономических, организационных и финансовых препятствий
авиаконструкторам. Сегодня это является главным препятствием появлению
полноценных авиационно-космических систем. Для Советского Союза и России
— неподъемным…
Коварный Лукашевич только почему-то не знакомит
читателей с примерными данными по себестоимости подобных запусков для
«гражданского космоса». А ведь именно поэтому практически все АКС
оказались ограниченно востребованными, причем не столько в СССР, сколько
в США. Что же касается «военной сферы», то американцы в 1959 — 1971
годах вдоволь «набаловались» с «изделием» (самолет-ракетоплан) Х-15, а
сейчас у США развивается авиационно-космический проект Х-37, в мае
завершивший свою четвертую орбитальную миссию. Ничего подобного никто в
мире не имеет, и конкурировать тут с американцами просто бесполезно. Но
об этом тоже умалчивается.
Выкатка нового уникального самолета —
это не только победа Америки, это фиксация нашего поражения в гонке, в
которой мы опережали весь мир на десятилетия, это безвозвратная потеря
еще одного нашего приоритета, который мы так и не смогли довести до
полномасштабной реализации.
Простите, но кого обгоняли? И зачем,
главное? Если у США экспериментальный самолет-ракетоплан Х-15 совершил
первый полет в 1959 году, а на высоту свыше 80 километров — в 1962 году,
а в СССР только в 1962 году признали целесообразным начать работы над
орбитальным ракетопланом? И сами работы были начаты лишь в 1963 в
ОКБ-155 Артема Микояна (проект «Спираль»)? Мне кажется, уважаемый автор
заметки с кричащим заголовком пытается немного надуть своего доверчивого
читателя — причем как «ватного патриота», так и ехидного либерала.
Наконец,
главный вопрос: а с какой стати выкатка самолета-носителя Stratolaunch
является «фиксацией» некоего преимущества вообще? От
авиационно-космических систем военного назначения СССР в конечном итоге
отказался, а РФ даже не предпринимала в этой области ничего серьезного,
кроме перетягивания тоненького бюджетного каната между ведомствами и
рисования эскизных проектов.
Безусловно замечательно, что компания
Stratolaunch System сумела за 6 лет создать потрясающий воображение
самолет-носитель: аппарат с размахом крыльев 118 метров, длиной 72 метра
и высотой 15 метров, с нормальной взлетной массой в 544 тонны. Самолет
Stratolaunch сможет поднимать ракету-носитель массой около 225 тонн,
подвешивая ее под крылом между двумя фюзеляжами, и доставлять ее на
расстояние до 2200 километров в точку воздушного старта на высоте 9100
метров над акваторией Тихого или Атлантического океанов. Наконец,
американцам удалось подвинуть с первого места в списке самых больших
самолетов в мире советский Ан-225 «Мрия». То, что американские инженеры
оказались способны создать такой аппарат — это нормально, ибо США
являются технологическим лидером планеты. Но!
Поскольку этот
проект не военный (или не чисто военно-государственный), то его ключевой
компонентой будет себестоимость запуска и в конечном итоге — условная
стоимость одного килограмма полезного груза, выводимого на орбиту. Пока
проект Пола Аллена и Берта Рутана предполагает вывод на низкую
околоземную орбиту (НОО) до 6 с небольшим тонн полезного груза. Это
немного по сравнению с каким-нибудь «Протоном», способным вывести на НОО
до 20 тонн по цене 3500 долларов за килограмм и выиграть тут можно
только за счет оперативности. Однако, снизу (по ценовой и весовой
категории тех же спутников) проект явно подпирает рынок запусков легких и
сверхлегких ракет-носителей, готовых в ближайшее время за более чем
умеренные деньги оперативно выводить на орбиту нано- и микро-спутники
весом до 100 килограммов.
Самое смешное — Stratolaunch System
приходит не на пустой рынок авиационно-космических орбитальных запусков!
Созданная еще в 1982 году в США компания Orbital Sciences Corporation
(с 2015 года — Orbital ATK), с 1990 года уже провела более полусотни
воздушных запусков (то есть, с борта самолета-носителя) ракеты-носителя
«Пегас»! Как упоминалось выше, экономика подобных запусков, мягко
говоря, оставляет желать лучшего. Общая стоимость в 40 млн долларов при
максимально полезной нагрузке до 443 килограммов, плюс по
законодательным ограничениям большинство запусков идет в государственных
или военных целях. То есть, детище Пола Аллена и Берта Рутана должно
доказать свою эффективность хотя бы по сравнению с запусками Orbital
ATK. Но случится это в лучшем случае лишь через несколько лет. И об этом
месье Лукашевич также забывает упомянуть.
Первый
экспериментальный полет самолета-носителя Stratolaunch запланирован на
2019 год и только потом станет окончательно ясно, будет ли этот проект
экономически успешным и главное — технически надежным и безопасным. И
претворятся ли в жизнь все те бурные авансы, которые даются этому
проекту. Нельзя забывать, что история космонавтики и авиации буквально
набита предприятиями и моделями, которым прочили блестящее будущее, а
они тихо-мирно сползли куда-то на обочину и абсолютно потерялись там
(например, недавно мною упоминался проект «Морской старт» — вроде
неплохо задуманный, но в реальности хронический убыточный и
бесполезный).
Можно вспомнить предыдущий проект Берта Рутана и
Пола Аллена — космический туризм TierOne (основан еще в 1996 году) и
суборбитальный аппарат SpaceShipOne. Последний был построен и в 2003 —
2004 годах совершил 17 полетов. Компания прогремела на весь мир и
получила приз Ansari X-Prize в 10 млн долларов, а затем принялась
строить новый аппарат — SpaceShipTwo. Его заказчиком стала основанная в
2004 году Бертом Рутаном и Ричардом Брэнсоном компания Virgin Galactic.
Казалось бы, что мешает закрепить успех?
Но нет. За последние 13
лет компании не удалось совершить ни одного коммерческого рейса с
туристами на борту. Хуже того: первый корабль из серии в 5
воздушно-орбитальных судов — VSS Enterprise, в октябре 2014 года
потерпел аварию во время испытательного полета, из-за чего погиб один из
летчиков-испытателей. И до сих пор никакого бурного развития
орбитального туризма на нашей планете пока не случилось (хотя если
почитать прессу прошлого десятилетия, то такое будущее у красивого
проекта вряд ли кто предполагал)…
Станислав Воробьев
https://svpressa.ru/blogs/a...
Рейтинг публикации:
|