» » » Ученые обнаружили зародыш гигантской звезды

Ученые обнаружили зародыш гигантской звезды

7-05-2010, 14:04 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (1 561)

Европейская космическая инфракрасная обсерватория "Гершель" передала на Землю снимки "невозможной" звезды, которая через несколько сотен тысяч лет может стать одной из самых больших и ярких в нашей галактике, сообщила в четверг пресс-служба Европейского космического агентства (ESA).

Телескоп "Гершель" самый крупный из всех космических телескопов, диаметр его главного зеркала в 1,5 раза больше, чем у "Хаббла". Первые результаты работы аппарата, запущенного в мае 2009 года, ученые представили на этой неделе на симпозиуме ESA в Нидерландах.

Среди прочих данных, телескоп передал и изображения молодой звезды в облаке RCW 120, масса которой уже достигает около восьми-десяти масс Солнца, но она все еще окружена "питательным" облаком из пыли и газа общей массой в 2 тысячи солнечных. По мнению ученых, "эта звезда будет только расти и расти".

По словам Анни Заваньо из лаборатории астрофизики Марселя, редкая возможность наблюдать "детство" тяжелой звезды может поспособствовать разрешению давнего парадокса астрономии: по современным представлениям, звезд, массой более восьми солнечных, не должно существовать, поскольку интенсивное излучение такой звезды рассеет облако, из которого она родилась, и звезда не сможет набрать дополнительную массу. Однако такие звезды существуют, и некоторые из них тяжелее Солнца почти в 150 раз.

Телескоп "Гершель" также составляет своеобразный "каталог" областей звездообразования, передавая изображения звездных "колыбелей" в Млечном Пути и за его пределами, сообщает РИА "Новости". В частности, первые результаты наблюдений показывают, что скорость развития галактик может быть гораздо выше, чем считается.

1. » #1 написал: VP (7 мая 2010 15:17)

Звезда выдувает сестру-гиганта из пузыря

С помощью инфракрасного телескопа Гершеля астрономы стали свидетелями рождения звезды, в возможность существования которой они до сих пор не верили. И теперь могут посмотреть, в чем они ошибались.

Ровно за неделю до годовщины вывода на орбиту самого крупного орбитального телескопа — обсерватории имени Гершеля — ученые обнародовали его последние «работы», посвященные звездообразованию в нашей галактике. Некоторые из фотографий, обнародованных в четверг на научном симпозиуме в Европейском космическом агентстве, могут изменить существующие представления астрономов об этих процессах.

Как рассказала доктор Infox.ru Анни Завано из Марсельской астрофизической обсерватории, инфракрасные приборы телескопа сняли необычное образование, которое находится в 4300 световых годах от Земли. Внутри рассеянного звездного скопления RCW 120 довольно старая звезда раздувает вокруг себя ветром гигантский газопылевой пузырь, на границах которого от сжатия ионизованного водорода происходит рождение новых звезд.

О подобных механизмах индуцированного звездообразования астрономам было известно и раньше, в том числе и благодаря другим трудам телескопа Гершеля. Так что сообщение об открытии новой рождающейся звезды могло и не заинтересовать пресс-службу Европейского космического агентства. Если бы не размер газопылевого пузыря.

Ученые подсчитали, что размер кокона составляет 10 парсеков, а масса — 2000 солнечных.

Яркая точка в нижней части пузыря привлекла особый интерес астрономов. По их мнению, это зарождающаяся звезда, уже имеющая 8−10 масс Солнца.

Она имеет все шансы стать самой большой и яркой звездой в галактике Млечный Путь. Если окружающее вещество продолжит падать на нее теми же темпами, это произойдет в ближайшие несколько тысяч лет. «Эта звезда может только еще больше вырасти», — пояснила Завано.

Очевидные, невероятные звезды

Открытие в звездных яслях такого «крепыша» обещает астрономам возможность разрешить давнюю загадку. Согласно существующим представлениям, звезды при своем рождении из газопылевого облака не могут превысить массу 8−10 масс Солнца. Наличие такого предела, как и во многих других процессах во Вселенной, связано с двумя противоборствующими силами. С одной стороны, на звезду под действием сил гравитации падает новая масса из газопылевого облака. С другой — разогреваются внутренние области протозвезды, и, как следствие, их излучение все сильнее давит на внешние. При определенной массе уже выпавшего вещества давление излучения выравнивается с гравитационными силами, и звезда включает процесс саморегуляции, сбрасывая внешние слои.

Однако известно, что звезды массивнее указанного предела существуют: в нашей галактике известны звезды и в 150 раз массивнее Солнца. Наблюдение за рождением массивной звезды в скоплении RCW 120 должно показать астрономам и физикам-теоретикам, в чем они ошибались.

Интересно, что пожилая звезда, раздувающая пузырь, и звезды, рождающиеся на его окраине, скрываются друг от друга в разных диапазонах света.

«Возраст звезды, которая раздувает пузырь, составляет 2,5 млн лет. На снимке она спрятана в голубой части. В оптике она видна, а в инфракрасном диапазоне — нет», — пояснила доктор Завано.