» » » Зоркий глаз спутника Planck заглянул за вуаль звездной пыли, чтобы раскрыть тайну рождения звезд

5-05-2010, 12:00 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 869)

СПУТНИК ПЛАНК ПРОЛИВАЕТ СВЕТ НА КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЗВЕЗД

Процесс формирования звезд скрыт за вуалью звездной пыли, но это не значит, что сквозь нее нельзя видеть. Там, где оптические телескопы определяют только черное пространство, микроволновой глаз спутника Планк обнаруживает мириады пылающих скоплений пыли и газа. Планк использует эту способность для зондирования относительно близких областей образования звезд в Галактике.

Созвездие Ориона является колыбелью образования звезд и находится в полутора тысячах световых лет от нас. Хорошо известным объектом этой области является туманность Ориона, которую можно наблюдать невооруженным глазом как едва различимое розовое пятно.

Представленное изображение охватывает большую часть созвездия Ориона. Туманность представлена яркой точкой в нижней центральной части. Яркая точка справа от центра – это туманность Конская голова, названная так потому, что при существенном увеличении скопление пыли по форме напоминает конскую голову.
Предполагается, что гигантская красная арка петли Барнарда является взрывной волной звезды, которая взорвалась в пределах этой области около двух миллионов лет назад. Сейчас этот объект имеет 300 световых лет в поперечнике.

Область в созвездии Персей (фото: www.esa.int)

В противоположность Ориону, созвездие Персей – это область с меньшей активностью формирования звезд, однако, как показал спутник Планк, он по-прежнему активен.

На двух изображениях представлены три физических процесса, происходящие в пыли и газе в межзвездном пространстве. Планк может фиксировать эти процессы отдельно. На самых низких частотах, Планк дает изображение, полученное от высокоэнергичных электронов, взаимодействующих с магнитным полем Галактики. Дополнительная компонента на карте представляет собой след вращающихся частиц пыли, излучающих на тех же частотах.

Местоположение изображений, полученных спутником Планк, в туманности Ориона и созвездии Персей (фото: www.esa.int)

Средними частотами представлено излучение газа, нагретого недавно сформировавшейся горячей звездой.

На еще более высоких частотах, спутник фиксирует еле ощутимое тепло, исходящее от чрезвычайно холодной межзвездной пыли. Это может помочь обнаружить холодные ядра облаков, которые находятся на последней стадии сжатия, перед тем, как они превратятся в полностью отработавшие звезды. Позже эти звезды рассеивают окружающие облака.

Хрупкое равновесие между коллапсирующими облаками и рассеиванием регулирует количество звезд, рождающихся в галактике. Спутник Планк делает неоценимый вклад в понимание этого взаимодействия, поскольку впервые в один заход ему удалось собрать данные об основных механизмах излучения.

Основное назначение Планка – изучение вариаций микроволнового фона — реликтового излучения, сохранившегося после Большого взрыва. Таким образом, с основной задачей он не справляется, однако показывает вращение Млечного Пути.

Источник: Информнаука со ссылкой на www.esa.int