Разработка новой российской ракеты-носителя
сверхтяжелого класса будет в 1,5 раза дешевле, чем воспроизведение
советской ракеты-носителя «Энергия», говорится в сообщении
Ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия», которая была головной
структурой по созданию советской сверхтяжелой ракеты
«Переход к трехступенчатой схеме ракеты-носителя и рациональное
использование кислородно-водородного топлива позволило почти в 1,5 раза
снизить общие затраты на опытно-конструкторские работы (по новой
сверхтяжелой ракете) по сравнению с копированием ракеты-носителя
«Энергия», — указано в нем.
При этом в новой ракете все же будет использован полученный в рамках
проекта «Энергия-Буран» задел. «Одним из ключевых элементов
ракеты-носителя «Энергия», который будет использован в составе
перспективного носителя, является уникальный кислородно-керосиновый
двигатель РД-171М, аналогов которому нет в мире до настоящего времени», —
приводятся в сообщении слова первого заместителя генерального
конструктора — главного конструктора средств выведения РКК «Энергия»
Игоря Радугина.
Он отметил, что создание ракеты «Энергия» и корабля «Буран» стало
самой масштабной программой в истории отечественного космического
ракетостроения — объем ежегодного финансирования к 1985 году достиг 1,3
млрд руб.
Первый пуск ракеты «Энергии» состоялся 15 мая 1987 года с космодрома
Байконур. Эта ракета стала первой советской ракетой, в которой
использовался водород на маршевой ступени, и самой мощной из
отечественных ракет.
Она была выполнена по двухступенчатой схеме с параллельным
расположением четырех кислородно-керосиновых ракетных блоков первой
ступени вокруг центрального кислородно-водородного ракетного блока
второй ступени. Благодаря такой компоновке ракета могла выводить на
околоземные орбиты не только орбитальный корабль «Буран», но и любую
другую полезную нагрузку массой около 100 тонн.
В 2015 году председатель Научно-технического совета Роскосмоса Юрий
Коптев сообщил, что на создание новой сверхтяжелой ракеты
грузоподъемностью на 70-80 тонн потребуется 700 млрд руб. Позже
сообщалось, что создание сверхтяжелой ракеты и строительство под нее
инфраструктуры на космодроме Восточный обойдется в 1,5 трлн руб.
Новая сверхтяжелая ракета-носитель будет состоять из ракет «Феникс» и
водородной третьей ступени ракеты «Ангара-А5В». В стратегии Роскосмоса
начало летных испытаний сверхтяжелой ракеты назначено на 2035 год.
Ранее источник ТАСС в ракетно-космической отрасли сообщил, что
ракетно-космическая корпорация «Энергия» разработала два проекта
сверхтяжелой ракеты — «Энергия-5В-ПТК» и «Энергия-5ВР-ПТК» со стартовой
массой 2,368 тыс. тонн и 2,346 тыс. тонн соответственно.
Оба варианта ракеты будут способны вывести на низкую околоземную
орбиту около 100 тонн, а на окололунную орбиту 20,5 тонн — массу
«лунной» версии корабля «Федерация». Вместо корабля «сверху» ракеты
может также находиться лунный взлетно-посадочный модуль. Оба проекта
предполагают использование на первой и второй ступенях двигателей
РД-171МВ (четыре на первой ступени, один — на второй), двух двигателей
РД-0150 (водородное топливо) на третьей ступени. Помимо этого, проект
«Энергия-5В» предполагает использование кислородно-водородного
разгонного блока, таким образом превращая ракету, по сути, в
четырехступенчатую.