Центр им. Хруничева рассказал о будущем «Ангары» и «Протона»
Гендиректор Центра имени Хруничева Андрей Калиновский
В 2017 году Государственный космический
научно-производственный центр (ГКНПЦ) имени Хруничева должен был
осуществить пуск тяжелой ракеты «Ангара-А5», но это произойдет только в
2018 году. О причинах переноса пуска «Ангары» и о возобновлении
эксплуатации «Протонов», о том, почему необходимо расширять продуктовую
линейку и что нужно делать, чтобы не бояться Илона Маска.
«Первый пуск "Протона” планируется на 29 мая»
— Возглавив Центр имени Хруничева в 2014 году, вы говорили,
что предприятие находится в плачевном состоянии. Что удалось исправить?
— Ситуация, действительно, была тяжелая. Программа финансового
оздоровления, которую мы приняли по согласованию с госкорпорацией
«Роскосмос» и правительством, подразумевала экономические преобразования
в течение десяти лет — она должна была закончиться к 2025 году. Сначала
мы занимались стабилизацией, поскольку нам не хватало оборотных средств
даже для производственной деятельности. Это был этап 2014–2016 годов:
тогда нам активно помогало государство, давшее деньги на выпуск
ракетно-космической техники. Сейчас идет этап модернизации,
подразумевающий основные преобразования на производстве. Я думаю, что
окончательный облик производственной структуры выстроится в конце 2018 —
середине 2019 года. После этого начнется устойчивое развитие. В этом
году будет три года, как мы реализуем эту программу: ситуация у нас
непростая, но процесс идет в строгом соответствии с ранее принятыми
планами.
— Для чего тогда потребовалась новая программа финансового оздоровления?
— Изменился ряд исходных условий. Был утвержден новый бюджет
государства на ближайшие три года, в рамках этого произошло сокращение
затрат по ряду проектов, которое мы обязаны были учесть. Программа стала
для нас несколько жестче, но все равно выполнима.
— Как складываются отношения с ВЭБом, который должен был в
несколько этапов выдать вам заемные средства? Первый транш в размере
12,5 млрд руб. вы получили полностью, а дальше?
— После этого мы получили под поручительство «Роскосмоса» еще два
займа от других банков на 20 млрд руб. Объем средств, изначально
заложенный в программу оздоровления, мы получили полностью. Но уже из
других источников.
— Как продвигается акционирование предприятия?
— Мы находимся на финишной прямой и в июле этого года планируем стать акционерным обществом.
— Правда, что часть территории ГКНПЦ в Филях отдадут под жилую застройку?
Мы отозвали на Воронежский механический завод 71 двигатель. Это очень много, но это было необходимо сделать
— Какие планы у правительства Москвы относительно этой территории, я
сказать не могу. Но мы активно обсуждаем возможность открытия на
высвобождаемых землях технопарка, в котором можно было бы развивать
современные космические технологии.
— Когда рассчитываете возобновить пуски ракет-носителей
«Протон-М», приостановленные после отзыва двигателей второй и третьей
ступени из-за использования в них неверного припоя?
— Первый пуск у нас планируется на 29 мая. Изначально коммерческий
запуск аппарата Echostar-21 должен был состояться в конце 2016 — в
начале 2017 года, но, к сожалению, двигатели на этой ракете попали в
зону риска. Поэтому мы предложили заказчику замену «Протона» на тот, где
стоят полностью исправные двигатели. Буквально на прошлой неделе у нас
состоялась финальная встреча, на которой заказчик подтвердил свое
согласие на замену ракеты.
— Сколько всего двигателей отозвали на Воронежский механический завод (ВМЗ)?
— 71 двигатель. Это очень много. Но это было необходимо. В
сложившейся ситуации по части двигателей существовала чисто
теоретическая вероятность присутствия дефекта. Нам всем хватило мужества
сказать: «Давайте лучше остановимся и проверим все».
— И сколько потребуется на исправление?
— Уже в начале мая придет первая исправная партия из Воронежа.
— Пусковая программа сильно пострадала?
— Сколько планировали пусков, столько и осталось. Все будет зависеть
от готовности космических аппаратов: у нас же пуски зачастую сдвигаются
не только из-за проблем с ракетами, но и из-за неготовности полезной
нагрузки, которую мы собираемся запускать.
— Два «Протона-М» не поставили Минобороны РФ тоже из-за двигателей?
— Да. Сами ракеты были практически готовы в конце 2016 года, но в результате отгрузим их в третьем квартале 2017-го.
— С ВМЗ с легкой душой расстаетесь?
— Ну, нельзя так говорить, будто бы это было обременение для нас и мы
с ними мучились… В соответствии с планами госкорпорации ВМЗ переходит в
периметр ответственности НПО «Энергомаш», на базе которого будет
сформирован двигателестроительный холдинг.
— А еще от чего-то будете избавляться или все существующие
активы вам нужны? Интересует судьба Усть-Катавского вагоностроительного
завода.
— Будущая структура подразумевает оптимизацию части площадей, но при
этом все филиалы будут сохранены при производстве ракетно-космической
техники. Что касается Усть-Катава, то в структуре холдинга он станет
центром компетенции по изготовлению литья, штамповок, метизов,
резинотехнических изделий. В ближайшие несколько лет завод будет
реконструирован за счет средств ФЦП под и создание там новых мощностей.
«От ракеты "Ангара-А3” мы отказались»
— Недавно «Роскосмос» подал очередной иск к Центру имени
Хруничева на 600 млн руб., а ранее еще один — на 1 млрд, в январе —
вообще более чем на 2 млрд руб.
— У нас были договорные обязательства по поставкам
ракетно-космической техники и выполнению ОКР. Наши обязательства не были
выполнены в полном объеме, и, как следствие, мы получили иски.
— И каковы перспективы разрешения этого конфликта?
— Попытаемся снизить сумму исков, приведем свои доводы.
— Минобороны РФ не очень-то прислушалось к вашим доводам в суде, связанном с аварией «Протона» в 2013 году.
— Наверняка найдем какие-то компромиссные решения.
— В каком состоянии сейчас конверсионная программа «Рокот»?
— Пока в действующем. Мы сейчас делаем последние машины, последний
пуск будет коммерческий — запустим аппарат Sentinel-3B в интересах
Европейского космического агентства. Ориентировочно это состоится в
конце 2017-го или в первом квартале 2018 года. После этого программа
завершится.
— Система управления там будет украинского «Хартрона»?
— Да. Недавно получили с Украины последнюю комплектацию на коммерческие пуски.
— На смену «Рокоту» должна прийти «Ангара-1.2». В каком состоянии этот проект?
— Сейчас происходят стендовые испытания отдельных узлов и агрегатов,
после будем собирать уже первую летную ракету, чтобы в 2019 году
осуществить ее первый пуск. Машина получилась неплохая. Подписан один
твердый контракт с корейским аэрокосмическим институтом на проведение
пуска в 2020 году. Он пока один, но общий интерес к данной ракете на
коммерческом рынке достаточно большой.
— Ее продвижением занимается компания International Launch Services?
— Да, у них эксклюзивное право вообще на все семейство ракет-носителей «Ангара».
— Проект «Ангара-А3» будет реализован?
— Нет, от нее отказались. У наших коллег из «Роскосмоса» есть новый проект «Феникс», который в будущем займет эту нишу.
— А с тяжелой «Ангарой-А5» что происходит? В этом году должен был состояться пуск, но он в планах отсутствует.
— Мы перенесли его на 2018 год. Причина банальна: параллельно с
опытно-конструкторскими работами у нас шел процесс передачи производства
в Омск, и мы по обоюдному согласию с Минобороны РФ решили провести
дополнительные испытания. Это нужно, чтобы подтвердить готовность
производства омского предприятия с точки зрения качества выпускаемой
продукции, стабильности технологических процессов и квалификации
персонала. Поэтому сейчас мы готовим стендовые изделия. В 2017 году мы
завершим все испытания в ЦНИИ машиностроения и после этого запустим
производство в Омске.
— Вы, кстати, проводили там модернизацию производства, закупая для этого станки. Российские?
— Не всегда.
— Закупке иностранной продукции санкции не мешали?
— Нет.
— Какая полезная нагрузка будет выводиться первой на «Ангаре-А5»?
— С учетом срока поставки ракеты-носителя с заказчиком обсуждается
несколько вариантов полезной нагрузки. На сегодняшний день окончательное
решение пока не принято.
— Это правда, что Ангола интересовалась запуском на «Ангаре» своего AngoSAT?
Буквально на прошлой неделе к нам обратился один из клиентов SpaceX,
попросив нас рассмотреть возможность переноса пуска его аппарата с
ракеты Falcon на «Протон-М»
— Да, мы рассматривали такую возможность с нашими коллегами из РКК
«Энергия», но это был один из вариантов. Но в итоге был выбран другой
тип носителя.
— Вы обещали, что предприятие будет выпускать по две тяжелые
ракеты «Ангара-А5» и по одной легкой в год. Сбудутся ли прогнозы или
сроки опять будут сдвигаться?
— Планы сохранились. У нас идет опытно-конструкторская работа «Амур»,
мы входим в пилотируемую программу… Поэтому с учетом консолидированного
заказа — Минобороны и «Роскосмоса» — эти параметры сохранены: с 2021
года будут выпускаться по две большие машины и одна маленькая.
— Как идут работы по разгонному блоку КВТК (кислородно-водородный тяжелого класса.— "Ъ”)?
—Сейчас закрываем предыдущий контракт. Идет процесс сдачи первичных
документов. В первой половине этого года — начале второй мы должны
заключить новый контракт на КВТК с госкорпорацией на продолжение работ.
— В каком году ждать пуск?
— В 2024-м. Изначально планировали провести в 2021 году, но тут действительно корректировки бюджета повлияли на сроки.
— Сроки пуска пилотируемой «Ангары-А5П» прежние?
— Да — в 2021, 2022 и 2023 годах.
«Есть серьезная тенденция — космические аппараты становятся легче»
— Зачем вы тогда готовите несколько новых модификаций «Протона»?
— Когда 15–20 лет назад мы вышли на рынок коммерческих пусков, Центр
имени Хруничева был фактически монополистом. У нас была одна ракета,
которую мы предлагали рынку,— и рынок подстраивался под нее, а не
наоборот. Было ли нам комфортно? Конечно. Со временем появилось много
новых игроков. И как только у рынка появилась возможность использовать
различные варианты, то они стали выбирать те носители, мощности которых
достаточны для выведения их полезной нагрузки. Есть серьезная тенденция —
космические аппараты становятся легче. И те, кто раньше стоял в очереди
к нам со своими спутниками в пять с лишним тонн, стали делать аппараты в
четыре тонны. И платить на избыточную мощность ракеты они уже не хотят.
А у нас «Протон-М» как выводил шесть тонн на орбиту, так и осталось
шесть тонн. Мы поняли, что и нам надо меняться: невозможно
конкурировать, имея в линейке только один продукт. Точнее, можно, но
только если искусственно снижать цену — но вы же понимаете, что делать
это бесконечно невозможно. Надо учитывать, что «Байконур» располагается
значительно севернее космодромов наших конкурентов. Тем же Falcon и
Ariane мы значительно проигрываем по энергетике только за счет
географии. Если бы «Протон» летал с экватора, то нам бы не пришлось
вообще ничего придумывать, но это из разряда «если бы да кабы». Поэтому
несколько лет назад мы сделали первый шаг — поменяли политику продаж,
дифференцировав заказчиков на постоянных и разовых. А теперь создаем
целое семейство на базе «Протона» под различные заказы, которые могут
поступить.
— Речь идет чисто о коммерческих заказах или же госзаказчиков тоже будете приглашать?
— «Протон-М» тоже создавался как коммерческий проект, а сегодня мы на
нем выполняем и федеральные заказы. Я считаю, что иметь линейку машин,
которые бы отвечали различным требованиям, это правильно. Мы прошли
первый НТС (научно-технический совет.— "Ъ”) в конце
2016 года, а сейчас готовимся ко второму. Поскольку в версии «Протон
Medium» изменения от оригинала не сильно большие, то рассчитываю, что
первая машина появится в конце 2018 года.
— А версия Light?
— Мы презентовали ее на международном рынке, но были вынуждены
отложить ее создание. Изначально я считал, что именно эта версия будет
наиболее востребованной. Однако, проанализировав интерес потенциальных
заказчиков, оказалось, что наибольшее внимание приковано к варианту
Medium. То есть у большинства заказчиков полезная нагрузка соответствуют
именно этой модификации. Спрос все диктует.
— До какого года будете эксплуатировать «Протон»? Есть ли возможность продлевать их ресурс после 2025 года?
Реальная задача, которая стоит сейчас,— это стабильный рост
заработной платы. Невзирая даже на ту ситуацию, в которой находится
предприятие
— К тому моменту, когда «Ангара» полетит, а к 2025 году это точно должно произойти, то с «Протоном» уже простимся.
— Илона Маска боитесь?
— На прошлой неделе к нам обратился один из клиентов SpaceX, попросив
нас рассмотреть возможность переноса пуска его аппарата с ракеты Falcon
на «Протон-М». Работать надо, а не бояться (смеется).
— Некоторые сотрудники Центра имени Хруничева в связи с вашим
приходом на предприятие волновались: боялись сокращений, урезания
заработной платы…
— Реальная задача, которая стоит сейчас,— это стабильный рост
заработной платы. Невзирая на ситуацию, в которой находится предприятие.
Да, есть огромные долги. Пока не самое высокоэффективное производство,
но за первые два года нам удалось добиться стремительного роста средней
заработной платы: на 19,3% по итогам 2015 года, на 11,4% по итогам 2016
года. В прошлом году темпы роста несколько замедлились, прежде всего
из-за снижения загрузки производства. Планы на 2017 год изменений не
претерпели: мы обязаны обеспечить дальнейший рост заработной платы,
соответствующий уровню высокотехнологичного производства.
— Центр имени Хруничева будет как-то участвовать в реализации лунной программы?
— Безусловно. Пока не отказались от двухпусковой схемы при помощи
тяжелых ракет «Ангара-А5В» — это по-прежнему один из вариантов
реализации программы, которые есть.
— А к сверхтяжелой ракете как относитесь?
— Недавно с иностранными коллегами мы обсуждали тенденции развития
отрасли на ближайшие десятилетия. И они честно отвечают, что идут в
сторону минимизации веса полезной нагрузки: меньше микросхемы,
эффективнее антенны, компактнее двигатели. Но тут же оговариваются, что
существует экономическая целесообразность в объединении усилий
нескольких крупных компаний в создании большого космического аппарата и
запуска его при помощи одной сверхтяжелой ракеты. И эта развилка будет
определять облик будущих ракет-носителей.
Разговор про нагрузку действительно очень серьезный — 35, 50 или даже
70 тонн. На сегодня технический потенциал ракетостроительной отрасли
страны позволяет реализовать задачи любой сложности. Но я считаю, что в
данном проекте очень важно точно определиться с целеполаганием.
Источник Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|