» » » Космос - сфера технологического противостояния

Космос - сфера технологического противостояния

5-04-2017, 11:13 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (1 208)

Космос - сфера технологического противостояния

Космос: пространство, время и гравитация – это все, что когда-либо существовало или только будет существовать. Первые шаги в космос показали великое множество открывшихся для человечества возможностей.

Проекты и технологии, получившие развитие в ходе освоения космического пространства и исследования вселенной, навсегда изменили все сферы жизни человека. Создание глобальных навигационных и коммуникационных сетей, мониторинг поверхности Земли, открытие новых физических принципов, появление новых материалов, развитие науки, образования и, наконец, укрепление безопасности, как на государственном, так и глобальном уровнях.

С момента запуска первого искусственного спутника Земли основным международным законодательным органом в сфере космической деятельности стал Комитет ООН по использованию космического пространства в мирных целях, созданный в 1958 г. В настоящее время в международном сообществе существуют договоренности о недопущении интенсификации милитаризации космоса.

Тем не менее, применение космических средств для решения военных задач началось практически с момента запусках первых спутников, а сама космическая сфера стала ареной геополитического противостояния и глобальной конкуренции. Космос используется для различных видов разведки, наблюдения, обнаружения, доставки поражающих элементов межконтинентальных баллистических ракет к цели.

Также в современном космосе важная роль принадлежит космическим системам и комплексам двойного назначения, позволяющим проводить единый замкнутый цикл создания, развертывания и восполнения орбитальной группировки, решающей гражданские и военные задачи. Наблюдение за военными объектами на зарубежных территориях отчасти осуществляют космические средства мониторинга и навигации. С их помощью решаются задачи раннего предупреждения о ракетном нападении, охвата территорий спутниковой связью, обеспечения метеоданными, навигации, получения информации для топографических карт.

С течением времени значительно расширился и спектр глобальных игроков. Раньше космическое пространство делили, с одной стороны СССР (позже РФ), а с другой США и некоторые европейские государства, но на арену вышли и другие страны уделяющие большое внимание разработке информационных космических средств военного назначения, прежде всего разведывательных, коммуникационных, навигационных и геодезических. Среди них Китай, Индия, Иран, Япония.

Российская Федерация является одним из бесспорных лидеров в ракетно-космической отрасли. Сегодня реализуется широкая программа модернизации производства, значительные средства выделены на инфраструктурную поддержку космодромов, получила жизнь линейка ракетоносителей «Ангара», разрабатывается перспективный пилотируемый корабль «Федерация», отдан старт лунной и марсианкой программам, обновляется группировка спутников, строятся и разрабатываются новые силовые установки, военное ракетостроение получило новую элементную базу, позволяющую решать широкий спектр задач. Использование космических средств с их уникальными глобальными возможностями способствует совершенствованию и качественному обновлению вооруженных сил. Применение космических средств и технологий в интересах сохранения стратегической стабильности, обеспечения национальной и международной безопасности, гарантированного военного присутствия в космосе жизненно необходимо и полностью отвечает национальным интересам России.

Тем не менее, на фоне роста различных глобальных угроз и конфронтации с США все чаше в западных СМИ появляются спекуляции по поводу различных аварий при отработке и испытаниях новых российских комплексов, а успехи подвергаются критике. Но что происходит у конкурентов, аварии у которых тоже случаются?

Вспомним серию неудачных испытаний многоразовой первой ступени ракетоносителя Falcon 9 американской компании SpaceX, результатом которых стали две полные переработки проекта с изменением принципа возврата. Во время первых запусков изучалась возможность возврата обеих ступеней с помощью парашютов, однако данная стратегия себя не оправдала и была изменена в пользу использования для посадки двигателей первой ступени. При этом СМИ ограничивались лишь результатами официальных расследований – ошибка системы стабилизации. И никто не рассматривал особенности механизма сотрудничества частных компаний с NASA.

Оказывается, частной компании, для того чтобы запустить свой аппарат с целью испытаний, необходимо вносить ряд изменений в исходную конструкцию, в числе которых входит и дополнительное оборудование Национального Аэрокосмического Агентства, также направленное для испытаний. В результате NASA может спокойно испытать свою аппаратуру за деньги частных компаний, не взирая на последствия и присваивая результаты, которые будут использованы для дальнейших наработок.

Еще одним примером «совершенства американкой науки» является взрыв в цехе производства триаминотринитробензола (ТАТБ) в R&D Laboratory корпорации ATK Launch Systems Group.

Триаминотринитробензол (ТАТБ) - перспективное высокоэнергетическое вещество (взрывчатое вещество), которое обладает низкой чувствительностью, а также используется для производства инициирующих зарядов в ядерных бомбах; самостоятельно или как компонент обычных ВВ; компонент перспективных твердых ракетных видов топлива.

Расследование установило, что взрыв, в результате которого один человек погиб и один серьезно пострадал, произошел по вине персонала, использовавшего для измельчения спекшегося полупродукта – 1,3,5-тринитро-2,4,6-триэтоксибензола неподходящий материал (металлический совок).

На самом деле, взрыв стал следствием совокупности факторов:

•При алкилировании тринитрофлороглюцина (втором этапе химических преобразований исходного прекурсора в промежуточный продукт) реакция прошла не полностью, в результате чего в массе присутствовали продукты неполного алкилирования, обладающие высокой чувствительностью к механическим воздействиям;

•Отсутствовал контроль полноты протекания реакции. Если бы протекание реакции контролировалось хроматографическими методами, можно было бы установить причину неполного протекания реакции (либо неверное количество реагентов, либо недостаточная длительность процесса) и устранить несоответствие добавлением дополнительного количества реагентов либо более длительной выдержкой;

•Несоблюдение персоналом требований безопасности;

•Также можно сделать вывод о несовершенстве технологии получения ТАТБ на данном производстве;

•Инцидента можно было бы избежать, если бы технология не предусматривала выделения потенциально опасного полупродукта в кристаллическом виде;

•В результате синтеза получался спекшийся материал, что возможно только если растворитель был полностью удален выше температуры плавления 1,3,5-тринитро-2,4,6-триэтоксибензола. В таком случае при выделении продукта необходимо было дополнительно ввести стадию перекристаллизации из подходящего растворителя.

Итог этих примеров достаточно прост: «светыч научной мысли» сам горазд на ошибки. При этом РФ необходимо понимать, что чем больше нас критикуют наши конкуренты и оппоненты, тем более верный курс держит наша страна относительно внедрения и развития новых технологических решений и проектов, являясь при этом законодателем мод.

Источник: politikus.ru.