» » » Разрушительное тепло: учёные рассказали, как Солнце изменило комету Чурюмова-Герасименко

27-03-2017, 09:38 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (1 035)
Исследовательские группы, работающие над результатами миссии Европейского космического агентства к комете 67P/Чурюмова-Герасименко, рассказали, что на ней перекатываются каменные глыбы и образуются трещины. Также выяснилось, что внезапно появившееся и затем померкнувшее яркое пятно — это наполненное сухим льдом нутро кометы. О том, как изменилась комета Чурюмова-Герасименко за два года наблюдений, — в материале RT.

Снимок крупным планом

Зонд «Розетта» со спускаемым модулем «Филы» запустили к комете 67P/Чурюмова-Герасименко в 2004 году. Выйдя на орбиту кометы в 2014 году, аппарат производил наблюдения за ней в течение двух лет. В сентябре 2016 года миссию было решено закончить, совершив жёсткую посадку «Розетты» на комету. Это дало учёным возможность получить снимки её поверхности с близкого расстояния. По предварительным оценкам, последнюю фотографию «Розетта» сделала с высоты в 51 метр. Однако после более детального рассмотрения данных специалисты ЕКА заявили, что до поверхности оставалось всего 20 метров.

• Последнее фото, сделанное «Розеттой»
  • © ESA/Rosetta

Данные, полученные станцией и спускаемым модулем «Филы», до сих пор обрабатываются. На днях международные группы исследователей опубликовали актуальные результаты двухлетних наблюдений за кометой.

Неспокойная поверхность

По снимкам за разные периоды учёные заметили ряд изменений в рельефе: по комете перемещались некоторые камни, с уступов сходили оползни, а внутренняя часть кометы приоткрылась из-за отломов фрагментов поверхности. Так, довольно массивная часть утёса Асуан разбилась на осколки. Трещину на нём длиной 70 метров и шириной около метра зафиксировали ещё осенью 2014 года. В июле 2015 года, спустя несколько дней после того, как над поверхностью заметили облако пыли и газа, части утёса на месте не оказалось. Зато там появилось светлое пятно.

• © ESA/Rosetta

«В последний раз мы видели трещину 4 июля, и отсутствие каких-либо других выбросов в последующие десять дней — это весьма надёжное свидетельство того, что то облако напрямую связано с обрушением утёса», — рассказал Маурицио Пахола, руководивший изучением кометы в Исследовательском центре Эймса.

Что же до светлого пятна, то это льдистая внутренняя часть кометы. Она, по словам учёных, способна была отражать в шесть раз больше света, чем остальная поверхность, из-за чего и казалась гораздо ярче. К концу декабря 2015 года пятно померкло. Это говорит о том, что большая часть льда испарилась. А к августу 2016 года этот фрагмент сравнялся с остальной поверхностью, остался лишь небольшой проблеск.

За несколькими замеченными отломами, вероятно, стоят процессы, происходящие в недрах кометы. Приближаясь к Солнцу, небесное тело получало больше тепла и света, при этом на комете отмечались резкие перепады температуры. Так, на утёсе Асуан при попадании Солнечного света нагревание от –143 до +46 градусов по Цельсию происходило за 20 минут. Воздействие таких перепадов на лёд способствовало повреждению рельефа.

Нележачий камень

В исследовании другой научной группы из Университета Колорадо были отмечены изменения, произошедшие с кометой после того, как она приблизилась на максимальное расстояние к Солнцу, а затем начала отдаляться от него. Одними из таких изменений стали трещины в регионе Анукет. Он расположен в самой узкой части кометы, форму которой часто сравнивают с резиновой уточкой. Ранее высказывались предположения о том, что 67P образовалась в результате столкновения двух небесных тел, из-за чего и обрела странную форму.

В сентябре 2014 года учёные обнаружили, что Анукет прорезает трещина длиной около 500 метров. К декабрю 2014 года она увеличилась ещё на 30 метров. Также близ трещины переместились несколько булыжников. Снимки летом 2016 года показали, что неподалёку от первой образовалась другая трещина длиной от 150 до 300 метров.

• Трещины на комете
  • © ESA/Rosetta

По словам исследователей, это произошло из-за усиления вращения кометы по мере того, как она приближалась к Солнцу. По словам Мохамеда Рами эль-Маарри, руководителя исследовательской группы в Университете Колорадо, однажды из-за увеличения этих трещин комета может распасться на две части.

В регионе Хонсу исследователям удалось отследить перемещение ещё одного, более крупного валуна. С мая 2015 по февраль 2016 года глыба шириной 30 метров и весом около 13 тонн сместилась на 140 метров. Причины её перемещения до конца не выяснены, но учёные видят два возможных объяснения. Камень мог сместиться под непосредственным действием выброса вещества, который оттолкнул его в сторону. Другое предположение связано с таким же процессом, но косвенно. Поверхность рядом с валуном могла постепенно выветриться и опуститься, и он мог откатился на новую позицию.

• © ESA/Rosetta

Тем не менее далёкое прошлое кометы могло быть гораздо активнее её настоящего: за два года особенно значительных изменений в ландшафте заметить не получилось. Это значит, что большую часть своих черт комета Чурюмова-Герасименко обрела задолго до встречей с «Розеттой». Вероятно, это произошло во время её более ранних оборотов вокруг Солнца, и, возможно, по другой орбите.

Источник: russian.rt.com.