» » » Миллиард миров нашей Галактики похожи на Землю, установили астрономы

Миллиард миров нашей Галактики похожи на Землю, установили астрономы

13-04-2010, 17:43 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (2 278)

Не менее 3,5% звезд нашей Галактики могут иметь похожие на Землю планеты, состоящие из твердых горных пород, - это составляет примерно миллиард миров, небольшая часть которых может быть заселена живыми организмами, говорится в докладе ученых, представляемом во вторник на Ежегодном совещании Королевского астрономического общества в Великобритании.

Обнаружение планет за пределами солнечной системы является все еще экстраординарной астрономической задачей, а выявление небольших планет, сопоставимых по своим параметрам с Землей, - задача, вовсе не решенная на сегодняшний день. Несмотря то что астрономы уже успели обнаружить в космосе несколько так называемых суперземель - планет, имеющих схожее с Землей строение, но обладающих большими массой и размерами - от массового открытия небольших планет астрономов отделяет еще несколько десятилетий совершенствования астрономических методов и инструментов.

Тем не менее группа ученых во главе с Джеем Фарихи (Jay Farihi) из Лестерского университета в Великобритании показала, что наша Галактика, Млечный Путь, может содержать в себе огромное количество планет, похожих по строению на Землю. При этом часть из них, исходя из чисто статистических соображений, неизбежно должна удовлетворять условиям, необходимым для возникновения жизни.

В своей работе ученые обратили внимание на спектр свечения особого класса звезд - белых карликов, которые являются, согласно современным представлениям астрономов, одной из завершающих стадий эволюции любой звезды, похожей на наше Солнце по массе. В процессе своей эволюции такие звезды проходят сначала стадию красного гиганта, в ходе которой их диаметр может увеличиться в 200 раз.

Происходит это из-за того, что в недрах звезд заканчивается водородное топливо, поддерживавшее их свечение в течение миллиардов лет, ядро начинает сжиматься, дополнительно разогреваться и "разжигать" термоядерные реакции во внешних слоях звезды, что и приводит к расширению.

Это расширение настолько велико, что выходит за пределы орбит ближайших к звезде планет, которыми в случае Солнечной системы являются малые планеты, в том числе и Земля. В результате этого вещество планеты переходит к звезде. Постепенно "вздувшаяся" звезда начинает сжиматься в другую форму - так называемый белый карлик, а вокруг нее формируется тонкая атмосфера, содержащая в себе элементы, некогда находившиеся в составе планет.

Анализ химического состава этой атмосферы легко осуществить, что в своей работе и проделали ученые, показавшие, что из 146 изученных ими белых карликов 109 показали признаки того, что некогда в прошлом в состоянии красных гигантов они поглотили свои планеты, состоявшие из твердых горных пород.

Экстраполяция этих данных на весь Млечный Путь и позволила ученым установить, что в нашей Галактике одновременно могут существовать по меньшей мере около миллиарда землеподобных планет, часть из которых может быть заселена какими-либо формами жизни.

По мнению планетолога Джонатана Фортни (Jonathan Fortney), слова которого приводит издание Science NOW, эта работа астрономов показывает, что образование похожих на Землю планет - куда более распространенный процесс, чем можно было предположить до сих пор, а потому таких планет в Млечном Пути может быть и существенно больше миллиарда.

Источник: rian.ru.

1. » #1 написал: VP (14 апреля 2010 11:04)

Открытие астрономов: наша галактика усеяна поминальными огнями погибших цивилизаций

Многие яркие звезды горят в память о погибших мирах

Хорошая новость: только в Млечном Пути - это и есть наша галактика - обязаны существовать миллиарды еще живых обитаемых миров

Владимир ЛАГОВСКИЙ — 14.04.2010

Белые карлики-людоеды

Сенсационное заявление о том, что мы далеко не одиноки во Вселенной, прозвучало на ежегодном собрании Королевского астрономического общества (Royal Astronomical Society National Astronomy Meeting), которое прошло в Университете шотландского Глазго (University of Glasgow). А сделать его позволило оригинальное исследование, проведенное группой астрономов во главе с Джеем Фарихи (Jay Farihi) из Лестерского университета (University of Leicester, UK).

Ученые изучали звезды, которые зовутся белыми карликами. В них - карликов - со временем превращаются все звезды размером и массой с наше Солнце. Но перед этим с ними происходят кошмарные вещи: звезды раздуваются и становятся красными гигантами. Диаметры увеличиваются в 200 раз. И раскаленные сферы поглощают планеты, которые при них были.

Джей Фарихи уверен, что мы не одиноки даже в нашей галактике

Когда-нибудь - может быть, через миллион лет, может, через миллиард - катастрофическое недоразумение произойдет и с нашей Солнечной системой. Она будет съедена светилом. Вместе с людьми.

Если они не успеют переселиться куда-нибудь в другое место. Как в свое время советовал Константин Эдуардович Циолковский.

Насытившись, Солнце начнет сжиматься. Пока не превратится в яркого белого карлика размером с Землю.

Идея Фарихи: любой белый карлик должен хранить в себе "непереваренные остатки" съеденного - химические элементы, составлявшие планеты. Или их прах, если выражаться иначе. В нашем случае, к примеру, элементов набиралось на целую таблицу Менделеева.

Стало быть, анализируя спектры излучений белых карликов, можно попытаться поискать линии элементов. Чем, собственно, ученые и занимались в рамках проекта Sloan Digital Sky Survey. В природе ведь, как говорят, ничто не исчезает бесследно.

Могилы Вселенной

Фарихи с коллегами изучили в общей сложности 146 белых карликов. Они находились в областях, свободных от космической пыли, комет и астероидов. То есть вероятность того, что на звезды нападало вещество, занесенное из глубин Вселенной, была минимальной. Тем не менее даже предварительный анализ спектра карликов показал: в них полно кальция. А кальций - это и твердые породы, и… кости.

Далее, там, где нашелся кальций, обнаружилось и повышенное содержание водорода. А водород - это вода. Вода - жизнь. А кальций и вода вместе - это каменистые планеты с океанами. Вроде нашей Земли.

Благоприятное сочетание элементов удалось выявить у 109 карликов. По сути, у большинства обследованных. Получается, что они имели твердые планеты с водой. Как минимум, пригодные для обитания.

Грустно, конечно, но выходит, что большинство белых карликов ныне светят яркими поминальными огнями. И это все, что, возможно, осталось в память погибших тут цивилизациях.

Млечный Путь: только в нем можно найти миллиарды обитаемых планет

Здравствуй, жизнь

Есть и обнадеживающая новость. По мнению планетологов, прозвучавшему на собрании, образование похожих на Землю планет куда более распространенный процесс, чем можно было предположить до сих пор. Значит, таких планет очень и очень много. А тех, на которых до сих пор есть жизнь, очень много.

По оценкам астрономов, только в нашей галактике - Млечном Пути - 3,5 процента всех звезд обязаны иметь пригодные для жизни планеты. Это - миллиарды потенциально обитаемых миров. И некоторые могут находиться совсем близко. Их обнаружение - дело времени. Астрономические инструменты сейчас совершенствуются с потрясающей скоростью.

- Не далек тот день, - не шутят астрономы, - когда мы в оптический телескоп разглядим купальник у инопланетянки, которая сидит на пляже, греясь под лучами Альфы Центавра.

Какие-то звезды уже погубили жизнь на своих планетах, но полно еще и тех, которые ее поддерживают