Запуск Atlas V
На
фоне недавних провалов в космической отрасли у России остается все
меньше козырей. Одним из немногих поводов для гордости остается
двигатель РД-180, который США стабильно закупают на протяжении последних
20 лет вопреки всему и до сих пор не в состоянии создать собственный
аналог. Создатель легендарного движка — лауреат премии «Глобальная
энергия» академик РАН Борис Иванович Каторгин — рассказал «Ленте.ру» о
перспективах освоения космоса, отношении к Илону Маску и необходимости
возвращения на Луну.
«Лента.ру»: Какие ракетные двигатели, помимо российских, вы считаете лучшими в мире сейчас и прежде?
Каторгин: Очень интересным двигателем был F-1.
Соединенные Штаты Америки использовали его для первой ступени ракеты
Saturn V, на которой осуществлялись запуски на Луну. Этот двигатель имел
тягу 680 тонн и работал на кислороде с керосином. Для своего времени он
был весьма передовым и эффективным: американцы высадились на Луну в
1969 году. Конечно, российские двигателестроители шли немного другим
путем, создавая двигатели с более совершенным использованием химической
энергии топлива.
Из двигателей меньшей тяги обязательно надо
отметить двигатель RL-10, созданный фирмой Pratt Whitney. Этот
кислородно-водородный двигатель имел тягу порядка десяти тонн и
использовался на верхних ступенях ракет. В модернизированном виде его
применяют в ракетах Atlas, где также стоит российский двигатель РД-180,
который у нас активно покупают американцы. Я бы упомянул и двигатель
SSME, который устанавливали на американских шаттлах. Он работал на
кислороде с водородом и совершил много успешных полетов.
Не боитесь, что американцы откажутся от закупок двигателей?
В
1996 году мы подписывали контракт на разработку керосиново-кислородного
двигателя РД-180 тягой 400 тонн, который стоит на первой ступени Atlas.
Тогда мы договорились о поставке США 101 двигателя. Из них мы успели
поставить 87, улетели — 72. Конечно, США хотят иметь свой двигатель. Но
без России в космос американцы не улетят: в этом году вдобавок к 101
двигателю они заказали еще 20, забыв про все санкции. И эта программа
будет выполнена в полном объеме.
На территории НПО «Энергомаш»
Мы
работали с американцами, и в политику никто из нас не вдавался. Крупных
инцидентов никогда не было, а атмосфера была поистине дружеской.
Серьезные споры были даже при заключении договоров, но всегда удавалось
находить общее взаимовыгодное решение.
Политикам есть чему
поучиться у российских конструкторов. Сумеют ли американцы создать
что-то такое же или лучше — не знаю. Посмотрим. Создание нового
двигателя — дело небыстрое.
А как вам двигатель Merlin, который используется Space X?
Конечно,
это очень интересный двигатель. По своим параметрам он уступает нашим,
но работает — слава богу, как говорится. В Америке приветствуются
частные компании и инновации. Очень надеюсь, что и у нас до этого
дойдет.
Существует немало интересных проектов, которые требуют
немалых инвестиций. Окупаемость, конечно, довольно длительный процесс
для таких программ. Для начала надо организовать государственно-частное
партнерство в космической сфере: от туризма до создания крупных
космических электростанций, которые передавали бы энергию на Землю.
Когда контракт на поставку РД-180 закончится, чем займется НПО «Энергомаш»?
На
базе наших наработок — двигателей РД-170, РД-171, РД-180, РД-191 —
можно строить ракеты тяжелого и сверхтяжелого классов. В этом отношении у
нас большое конкурентное преимущество перед другими производителями
ракетно-космической техники.
Времена меняются, появляются новые
вызовы. Тридцать лет устройство автомобильного двигателя в целом было
таким же, как сейчас. Впрочем, новые двигатели лучше прежних. Такая же
ситуация и в ракетно-космической сфере: у нас есть хорошие наработки,
которые можно и нужно совершенствовать — например, в сторону меньших
массовых и больших энергетических характеристик.
Как насчет создания двигателей многоразового использования?
Систему
«Буран» мы создавали как многоразовую. И самый большой и самый
энергоэффективный в мире двигатель РД-170 тягой 800 тонн был
предназначен как раз для многократного использования. К слову, в секунду
в нем сгорает около 2,5 тонн топлива.
Без съема со стенда РД-170
работал у нас около 20 раз. Ракета «Энергия» имела четыре боковые
ступени с этими двигателями. На верхних частях ступеней можно было
заметить утолщения в виде полуконических колпаков: там должна была
размещаться система спасения ступеней ракеты. Планировали поставить туда
и парашютные системы, и тормозные двигатели.
Илон Маск вообще научился ловить ступени на баржу...
Честь
и хвала Илону Маску! Надо отдать ему должное, он идет непроторенной
дорогой. Технически использование возвращенных Space X ступеней
возможно, но надо детально отрабатывать технологию и особое внимание
уделять тому, чтобы ничто не было повреждено при спасении. И все это
достигается опытным путем.
Илон Маск
Илон
Маск молодец, но с полетом на Марс он торопится. Торопиться в этом
вопросе абсолютно не надо — надо отправить для изучения планеты больше
беспилотных аппаратов. Марс таит немало загадок и опасностей, в том
числе и для человека.
Вас не смущает появление у России мощных конкурентов?
Нет. За последние десятилетия, например, Китай продемонстрировал большой прогресс. Мир на месте не стоит, и это очень хорошо.
В России НПО «Энергомаш» работает на бесконкурентной основе. Вас это не смущает?
Конкуренция подстегивает делать все лучше и лучше, двигаться дальше. Но надо ли плодить аналоги НПО «Энергомаш»? Не думаю.
Так
сложилось исторически. Например, существовала фирма, которую возглавлял
Николай Дмитриевич Кузнецов. Изначально она существовала для создания
воздушно-реактивных двигателей для самолетов и сделала в этом отношении
очень много. Но когда выбирали двигатель для ракеты Н-1, которая
предназначалась для полета на Луну, конкурировали как раз НПО
«Энергомаш» и фирма Кузнецова. Тогда Сергей Королев остановил свой выбор
на команде Кузнецова, хотя их двигатель почти не отличался от
предложенного нами.
И что получилось у Кузнецова?
Двигатель
тягой 150 тонн при давлении в камере 150 атмосфер — это был
колоссальный скачок в сравнении с предыдущими разработками: по давлению
почти в два раза и по тяге почти в два раза.
Кузнецов с задачей
справился, двигатель сделал, но все четыре запуска ракеты Н-1 были
неудачными. Впоследствии эта программа была закрыта, а на ее месте
открылась «Энергия-Буран», которую возглавил академик Глушко.
РД-180 в сборочном цехе
Она
была реализована весьма успешно: провели замечательный тестовый полет, а
ракета «Энергия» запускалась два раза — один раз с полезной нагрузкой, а
второй — в автоматическом беспилотном режиме с космическим самолетом
«Буран». Это был гигантский успех, но, к сожалению, при развале
Советского Союза наша программа и многие другие важные начинания были
забыты.
Как ракетной отрасли удавалось выживать в этот непростой период?
Могу
сказать только одно: к счастью для России, генеральные конструкторы
оказались стойкими к переменам. Они старались не развалить предприятия,
сохранить их в работоспособном состоянии, и это во многом получилось. Я
не боюсь этих слов, но именно благодаря этому отрасль удалось сохранить.
А вот авиация понесла в те годы большие потери, и я не уверен, что мы
когда-нибудь сможем преодолеть последствия этого.
А как обстоят дела с «молодой кровью»?
В
нашей отрасли уехать за рубеж, конечно, сложно, но можно. На наших
предприятиях работают такие люди, которые никуда не ездят, за
исключением разве что командировок. Конечно, в 1990-е произошло
вымывание среднего уровня специалистов, которые после вуза успели
отработать не более 10 лет. Когда было плохо с зарплатой — не платили по
нескольку месяцев, — многие разбегались по разным структурам, в том
числе коммерческим.
Генеральные конструкторы, в том числе я, сами
руководили кафедрами при наших фирмах: старались специалистов удержать и
воспитать. И нам это удалось. Впрочем, отъезд специалистов за рубеж или
их уход из отрасли — это все-таки трагедия.
По крайней мере, в России больше не пытаются запускать «гравицапу».
Знаете,
у нас часто появляются изобретательские идеи, граничащие с безумием.
Иногда они появляются из-за того, что люди банально не знают законов
термодинамики.
Какие достижения последних лет вы бы назвали главными?
Пожалуй,
строительство космодрома Восточный. Первый пуск — это прекрасно. Но,
без сомнения, космодром надо развивать дальше. Особый акцент следует
сделать на создании инфраструктуры для запуска тяжелых и сверхтяжелых
ракет, в том числе с прицелом на Луну.
Вроде ее уже покорили — какой смысл лететь туда?
По
космическим меркам тридцать лет — это мгновенье. Луна человеком не
познана и не освоена, хотя может быть отличным плацдармом для изучения
космоса. Так что работать в этом направлении никогда не поздно и не
рано.
Многие пытаются понять, почему американцы так резко
прекратили полеты на Луну. Возобновление этих начинаний — это отличный
шаг, особенно в контексте освоения космической энергетики.
Кроме
того, рассматриваются варианты создания высокоорбитальных станций,
которые будут располагаться далеко за пределами так называемых «опорных
околоземных орбит». Они будут ремонтируемыми и посещаемыми, так что в
этом отношении мысль работает.
Как прокомментируете приобретение платформы «Морской старт»?
У
этого проекта большое будущее, и очень хорошо, что его выкупили. На
начальной стадии мы вместе с генеральным конструктором РКК «Энергия»
Юрием Павловичем Семеновым активно им занимались и поддерживаем его до
сих пор.
Ракета «Зенит» сделана на Украине, но двигатели первой и
второй ступени — наши: 800-тонный РД-171 и 85-тонный РД-120. Третья
ступень — уже не наша разработка.
Платформа «Морской старт»
Мы
ждем, когда возобновятся запуски с экватора: это очень удобно и крайне
выгодно. Россия вложила в этот проект немало своих интеллектуальных
достижений.
Сильно ли повлияли последние события на взаимодействие с украинскими коллегами?
Пока
ситуация носит неопределенный характер и развивается по неопределенному
сценарию. В человеческом плане мы как были хорошими друзьями, так и
остались. Главное, что люди остаются людьми, и политическая ситуация не
влияет на их мировоззрение и отношение к старым товарищам.
Какой из отложенных в долгий ящик российских проектов стоило бы возродить?
Без
сомнения, мы обязаны вернуться к программе «Энергия-Буран». Прошло
более четверти века, но проект не устарел, его можно воспроизвести как
минимум в виде тяжелой или сверхтяжелой ракеты, которые России сейчас
очень нужны. Зачем придумывать новое решение, когда есть уже готовое и
пригодное для качественной модификации?
На фундаментальной науке нельзя экономить — она не только позволяет стране двигаться вперед, но и открывает новые горизонты.