Новые «Протоны» будут
представлены в двух модификациях — средней и легкой. Первый пуск
среднего по тяжести «Протона», согласно информации пресс-релиза, намечен
уже на 2018 год, легкого — на 2019.
За основу новых ракет-носителей взят их предшественник — «Протон-М»,
а также уже ранее использовавшийся разгонный модуль «Бриз-М».
Средний
«Протон» будет повторять конфигурацию «Протон-М» с возможностью
установки такого же, как и для старшей модели, головного обтекателя
диаметром четыре метра.
Два варианта обтекателей для «Протон-М», разработанных совместно с ILS
ILS- International Launch Services Inc. В
1993 году ГКНПЦ, РКК "Энергия” и американская корпорация «Локхид»
создали совместное предприятие "Локхид-Хруничев-Энергия” (ЛХЭ). Основной
целью СП являлся маркетинг пусковых услуг РН "Протон”. В рамках данного
предприятия ГКНПЦ обеспечивал изготовление ракеты-носителя, адаптацию
полезной нагрузки к ней, разработку и изготовление обтекателя и
предоставление пусковых услуг. Совместное предприятие «ЛХЭ» 7 июня 1995
г. было реорганизовано в СП International Launch Services Inc.
International
Launch Services (ILS) имеет эксклюзивное право на маркетинг и
коммерческую эксплуатацию российской ракеты–носителя тяжелого класса
«Протон» и перспективного космического ракетного комплекса "Ангара".
Компания ILS зарегистрирована 1995 году в США, штаб-квартира расположена
в г. Рестон, штат Вирджиния. Контрольный пакет акций в ILS принадлежит
российскому Государственному космическому научно–производственному
центру имени М.В. Хруничева (г. Москва), разработчику и изготовителю РН
"Протон" и "Ангара".
ГКНПЦ им. Хруничева не стало изобретать
велосипед и использовало в создании новых «Протонов» уже проверенные
конфигурации и модели оборудования. Первая ступень среднего и легкого
«Протона» будет повторять таковую в «Протон-М», головной обтекатель с
разгонным блоком «Бриз-М» — также наследие «старшей» ракеты-носителя.
Ключевые отличия между «Протон-М» и анонсированными новинками — отказ от
второй ступени для снижения себестоимости запуска.
Сравнение «Протон-М» и новых моделей РН / сайт ГКНПЦ им. Хруничева
Новые
ракеты — это оптимизированные двухступенчатые версии «Протон-М», на
которых будет выводиться исключительно коммерческая нагрузка.
Предполагается,
что появление таких носителей позволит обеспечить экономически
эффективное выведение на геостационарную орбиту (ГСО) космических
аппаратов различных типов. А это усилит коммерческий потенциал «Протона»
на рынке запусков геостационарных спутников.
Пресс-релиз приводит
следующие данные касательно грузоподъемности ракет-носителей линейки
«Протон», оснащенных головным обтекателем диаметром четыре метра:
РН тяжелого класса «Протон-М», энергетические характеристики: 6300 кг при ΔV=1500 м/с;
РН среднего класса «Протон Средний», минимальные энергетические характеристики: 5000 кг при ΔV=1500 м/с;
РН легкого класса «Протон Легкий», минимальные энергетические характеристики: 3600 кг при ΔV=1500 м/с.
В
2018 году Центр Хруничева планирует обеспечить первый запуск
двухступенчатой ракеты «Протон» среднего класса. Она будет иметь
стандартную конфигурацию носителя «Протон-М». Планируется использование
головного обтекателя диаметром 4 метра. Грузоподъёмность составит 5,0
тонны при выведении полезной нагрузки на типовую геопереходную орбиту.
В
2019 году планируется пуск «лёгкой» версии «Протона». Эта модификация
будет иметь четыре двигателя на первой ступени и головной обтекатель
диаметром 4 метра. Грузоподъёмность — 3,6 тонны.
«Протоны»
летают с 1965 года и претерпели множество модификаций и доработок.
Анонс новых облегченных моделей — это прямая заявка отечественной
космической отрасли на борьбу за коммерческие запуски, которые не только
дадут КБ финансы для дальнейших разработок и постоянные «живые» пуски
ракет, но и обеспечат выживание ракетно-космической отрасли страны как
таковой.
Активизацию
в данном направлении можно понять: успешные коммерческие пуски ракет
компании SpaceX, анонс собственных РН от Blue Origin и развитие
космических программ других стран. В определенный момент российская
космическая отрасль занимала доминирующее положение за счет отказа от
программы космических шаттлов со стороны США и мощной базы, полученной
еще от СССР.
В
современных реалиях создание более легких и доступных для частных
компаний ракет — необходимость, так как сверхтяжелые РН уже не
пользуются тем спросом, что раньше.
Еще в 2015 году ГКНПЦ им.
Хруничева снизило стоимость запуска ракеты «Протон-М» со средних 95 млн.
долларов США до, примерно, 70 млн. Пуски облегченных версий «Протона»
будут еще дешевле.
Для сравнения: сейчас вывод на ГПО спутника массой до 5,5 т при помощи Falcon 9 обойдется заказчику в 62 млн. долларов (только при условии, что SpaceX постараются вернуть первую ступень и сократить издержки). Вполне возможно, что
именно весьма существенная разница в 8 млн. долларов и стала причиной
отказа израильтянами от вывода спутника Amos-6 при помощи «Протон-М» в
пользу Falcon 9, который, к сожалению, взорвался первого сентября во время предстартовой проверки.
Кроме
возможного снижения стоимости пуска ниже 62 млн. долларов, которые
просит компания Маска, «Протоны-М» летают уже порядка пятнадцати лет и
из 98 известных пусков лишь 10 из них закончились неудачно. При этом
основная масса неудач связана не со взрывом ракеты на старте, а с
выводом полезной нагрузки (спутников) на неверную орбиту из-за сбоев
аппаратуры.
РБ 14С43 «Бриз–М» отличает высокая степень
преемственности конструкции прежних разработок, успешно
зарекомендовавших себя в полетах. Так, центральный топливный бак,
объединяющий ДУ и агрегаты пневмо–гидросистемы, пришел с РБ «Бриз–К»,
летавшего в составе РН «Рокот». По конструкции, системам разделения и
сброса головной обтекатель (ГО) аналогичен обтекателям модулей станции
«Мир», модуля «Заря» и универсальных головных обтекателей УГО, созданных
для коммерческих запусков «Протона–К». В целом преемственность
агрегатов и систем РБ превышает 90%.
Оригинальные
конструкции (ДТБ, сухие отсеки, новые агрегаты и системы) были
тщательно проработаны и прошли всесторонние испытания. Новую систему
управления разработало и изготовило МО КБ «Марс», новую систему
телеметрических измерений «Пирит» — НПО ИТ, модифицированный маршевый
двигатель 14Д30 — КБХМ.
РБ «Бриз–М», имеющий длину 2654 мм и наибольший диаметр 4100 мм, включает:
– центральный блок (диаметр без верхнего экрана — 2490 мм, длина — 2654 мм),
– ДТБ тороидальной формы (внешний диаметр — 4000 мм, внутренний — 2490 мм, длина — 2071 мм),
– нижнюю проставку диаметром 4100 мм и высотой 583 мм.
Сухая
масса РБ составляет 2600 кг, максимальная масса заправляемого топлива
(АТ + НДМГ) 19800 кг (5200 кг в центральном блоке и 14600 кг в ДТБ).
Максимальная масса ПН, выводимой РБ в составе РН 8К82КМ «Протон–М» на
геопереходную орбиту (ГПО, 5500х35786 км, 25°), — 5500 кг, на
геостационарную орбиту (ГСО) — 3000 кг. Удлиненный ГО в составе
космической головной части с РБ «Бриз–М» предоставляет для размещения ПН
объем 97 м3. В ходе активного полета (24 часа) можно выполнить до 10
включений маршевого двигателя.
В новую линейку «Протонов», таким образом, войдут: • РН тяжелого класса «Протон–М+» или «Протон Тяжёлый», выводящая 6,3-7 тонн ПН на ГПО (с ΔV=1500 м/с);
• РН среднего класса «Протон Средний» (это нынешний «Протон М» без второй ступени), с 5 тоннами на ГПО при той же ΔV=1500 м/с;
•
РН легкого класса «Протон Легкий» (это нынешний «Протон М» без второй
ступени и с четырьмя двигателями вместо шести на первой ступени),
выводящий 3,6 тонны на ГПО в тех же условиях.
Вполне возможно, что будет реанимирован этот проект от 2012 года - тяжелая РН "Протон-М 1А(+)"
Было
рассчитано, что использование двух ускорителей РДТТ "Тополь-1" в первой
ступени ракеты-носителя Протон-М позволит увеличить ПН на 570 кг для
вывода на геостационарную орбиту. Два ускорителя "Тополь-1" на первой
ступени и два ускорителя "Тополь-2" на второй увеличивает ПН РН
"Протон-М" на 900 кг.
Другой вариант - три бустера" Тополь-1" на
первой ступени и три "Тополь-2" - смогут доставить полезную нагрузку
больше на 1240 кг, чем стандартный "Протон-М". Использование бустеров на
первой ступени ракеты не требует слишком сложных модификаций носителя.
Использование ускорителей "Тополь-2" на второй ступени ракеты уже
требует некоторых технических изменений в его конструкции.
Почему боковые ускорители РДТТ для РН были названы "Тополь" - я не в курсе... ;)
Справка: Доля коммерческого рынка International Launch Services (ILS):
За
2008-2014 годы компания совершала около 8 пусков ракеты Протон-М с РБ
Бриз-М в год. Однако под воздействием конкурентной борьбы она потеряла
50 процентов рынка и сейчас планирует осуществлять 3-4 пуска в год.
Основные РН мира и их аварийность (данные на 2014 год)
На
2016 г из 98 известных пусков РН "Протон" лишь 10 окончились неудачей.
Точнее пять неудачных пусков, в остальных случаях подвёл Бриз-М (и то
один частично неудачный, хотя и аварийный).
Выведено на орбиту более 8000 тонн груза.
Стоимость
производства ракетоносителя в 2014 оценивалась примерно в 1,5 млрд.
руб., а сопутствующих ее запуску услуг - еще примерно в 1 млрд. руб.
Интересные кадры.
Доспехи
для спутника: в космическом центре имени Хруничева проверяется
механизм, раскрывающий в космосе головной обтекатель ракеты-носителя
«Протон». Редкая возможность увидеть процесс на земле.
Использованы фото, видео и документы www.rbc.ru/
http://leninsk.ru/
http://www.astro.cz/
http://www.3dnews.ru/
https://en.wikipedia.org/
http://www.ilslaunch.com/
https://www.youtube.com/
http://www.roscosmos.ru/
http://www.khrunichev.com/
http://www.russianspaceweb.com/ Источник: topwar.ru.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+