Чемпион в сверхтяжелом весе
Новая российская ракета отправит людей на Луну благодаря советскому заделу
«Роскосмос»
приступил к проектированию новой ракеты сверхтяжелого класса. Ее
собираются создать в рекордные сроки — всего за 5–7 лет — благодаря
использованию готового двигателя РД-171, разработанного советскими
конструкторами в рамках программы «Энергия — Буран».
Разработка
новой ракеты ставит крест на планах по строительству сверхтяжелой
«Ангары А5В» с водородной ступенью. «Ангара-А5», успешный запуск которой
состоялся в декабре 2014 года, — единственная тяжелая российская
ракета-носитель, созданная в постсоветскую эпоху. Ранее планировалось
создавать ракету-«супертяж» на ее базе. Однако в дальнейшем конструкторы
«Роскосмоса» пришли к выводу, что проект имеет все основания
превратиться в долгострой — понадобятся средства и сроки, которыми
госкорпорация сейчас не располагает.
В результате было решено
работать по принципу «Я его слепила из того, что было», но без
иронического смысла, обычно присущего этим словам: третью ступень взять
от «Ангары», а вместо водородных двигателей на первой и второй ступенях
применить советский РД-171. Советский четырехкамерный двигатель
закрытого цикла, разработанный КБ «Энергомаш», использует в качестве
горючего не водород, а керосин. По праву считающийся наиболее
совершенным среди жидкостных ракетных двигателей, он разрабатывался в
рамках программы кораблей многоразового использования «Энергия — Буран».
Он применяется и сегодня — в бывших советских, а ныне украинских
кораблях «Зенит-2». Дополнительным плюсом такого двигателя является то,
что для него не потребуется создавать дополнительную инфраструктуру
производства, хранения и транспортировки водородного горючего.
Проектируемый «супертяж» должен будет вывести около 80 тонн на низкую
опорную орбиту — на высоту около 200 км. В дальнейшем грузоподъемность
планируется увеличить в 1,5–2 раза.
Зачем нужна ракета-носитель
сверхтяжелого класса? Она явно выпадает из нынешнего курса «Роскосмоса»,
взявшего установку на зарабатывание денег на «частном извозе» —
коммерческом выводе на орбиту спутников. Ее запуски даже в среднесрочной
перспективе не смогут окупить затраты на ее создание — сверхтяжелые
ракеты требуются в основном для полетов к другим планетам, а они теперь
совершаются довольно редко, да и другие страны предпочитают использовать
для них собственные носители.
Ответ радует: планируется, что она
станет центральным звеном российской лунной программы. В течение 10 лет —
с 2018-го по 2028-й — автоматические станции будут изучать спутник
Земли, выбирая площадку для строительства будущего поселения в одном из
районов Южного полюса Луны. На втором этапе как раз понадобится
ракета-носитель сверхтяжелого класса грузоподъемностью около 90 тонн,
которая доставит на Луну пилотируемую экспедицию. Высадка состоится до
2030 года, а далее начнется создание лунного полигона, на базе которого
затем будет построен постоянно обитаемый лунный комплекс. Сверхтяжелым
кораблям потребуется доставлять на строящуюся лунную станцию машины и
космонавтов.
«Ангара А5В» для лунной программы не годится — ее
грузоподъемность, согласно проекту, должна составлять 38 тонн. Ранее,
впрочем, «Роскосмос» всерьез рассматривал придуманную РКК «Энергия»
схему, при которой сверхтяжелые ракеты-носители вовсе не требовались:
все необходимые для полета на Луну «транспортные средства» планировалось
выводить на орбиту один за другим, несколькими запусками. Сперва —
лунный посадочный модуль, потом — межорбитальный буксир, а там уже и сам
космический корабль плюс еще один межорбитальный буксир. Однако для
этого требовалось начать строить на космодроме Восточный стартовый стол
сразу для двух ракет. Этого сделано не было, а значит, вся лунная
программа могла остаться на бумаге. Строительство «супертяжа» позволит
справиться с этим затруднением.
Любопытно, что ранее новую ракету
тяжелого класса планировалось построить лишь к 2030-м годам, и многие
эксперты сомневались, что даже к такому сроку это удастся. Теперь же
представители «Энергии» заявляют, что благодаря советскому двигателю
удастся построить новую ракету в течение всего 5–7 лет. Как рассказал
генеральный директор ракетно-космической корпорации «Энергия» Владимир
Солнцев, работы по созданию ракеты сверхтяжелого класса начнутся уже
через несколько лет, что позволит сделать ее примерно к 2025 году.
Новый
проект по разработке «супертяжа» — еще одна прекрасная иллюстрация
того, что нынешняя космическая программа России живет в основном
советским заделом. Радикально нового почти нет, есть улучшения (порой
минимальные) того, что было создано 30, 40, а то и 50 лет назад. Это
наводит на невеселые размышления. Как некогда гомеровские греки не могли
поверить, что технически грандиозные постройки погибшей крито-микенской
цивилизации могли быть созданы людьми, и называли их «циклопическими» —
созданными циклопами, так и современные россияне вскоре неизбежно
начнут воспринимать советский период как эпоху титанов, когда люди могли
думать о покорении Вселенной, а не о том, как набить карман.
Источник Источник: cont.ws/.
Рейтинг публикации:
|