3.06.2016, Киев, Александр Ростовцев
Судороги сельскохозяйственной сверхдержавы: Украина вступает в битву за космос
Было бы странно, если бы богатый событиями
май 2016 года закончился буднично и негромко. Государственное
космическое агентство Украины (ГКАУ), завистливо наблюдая, как
«страна-бензоколонка» лихо и дорого продаёт свои ракетные двигатели
РД-180 NASA, не выдержало и сделало громкое заявление говорящей головой
своего директора Любомира Сабадоша о намерениях разработать и
производить ракетные двигатели на замену российских, которые в настоящий
момент покупает американская сторона. Только на 2017 год запланирована
покупка 18 таких двигателей для американской ракеты-носителя «Атлас-5».
Директор Сабодош излучает оптимизм и докладывает о заинтересованности
американской стороны в альтернативных поставщиках ракетных двигателей.
Сообщается даже о переговорах в Киеве в ноябре этого года.
Что это? Амбиции новоявленного Илона Маска, галоперидольное
голодание, или банальная попытка вытягивания денег из иностранцев с
целью их благородной «оптимизации»?
Вcё бы ничего, вот только ситуация не только с ракетными двигателями,
но и вообще с украинским космосом в последнее время представляется
унылой, без признаков улучшения. Нет только недостатка в громких
заявлениях, но дело дальше слов не идёт. И даже со словами дела обстоят
весьма неловко. Вот, например, в сентябре 2015 года украинские СМИ
взорвались новостью о том, что знаменитая американская аэрокосмическая
компания «Боинг» взяла, да и договорилась с Украиной о закупках на
постоянной основе украинских ракет и двигателей, разработанных КБ
«Южное» и заводом «Южмаш». Ну чем не предмет зависти для конкурентов?
Правда, как всегда, оказалась скромной и прозаической. В ответ на
шумиху выступил представитель «Боинга» и опроверг слухи о каких-либо
договорённостей. Оказалось, что украинская делегация ездила в США и
издалека видела производственные мощности компании «Боинг». Или
делегации подарили красочный каталог с продукцией «Боинг». Короче,
«Рабинович выиграл в рулетку».
Надо сказать, и американская сторона не отстаёт от украинской в
нагнетании ажиотажа. Пару лет назад президент Американской торговой
палаты в Киеве Бернард Кейси красиво пообещал, что США помогут Украине в
развитии аэрокосмической отрасли, что даже построят в Днепропетровске
«аэрокосмическую долину». Время идёт, песочек сыпется, а в будущей
долине даже колышка не вбито.
До заявления Сабодоша счёт был 1:1. Мяч снова на поле Украины:
«Мы предложили свои возможности по поводу реализации совместной
разработки для производства жидкостного двигателя, который сегодня
закупается в Российской Федерации. Со стороны наших партнёров существует
понимание, что эта задача является достаточно сложной, но мы можем с
ней справиться, и обсуждение будет проходить на уровне профессиональных
специалистов».
У партнёров, значит, существует понимание сложнейшей задачи. Зато, у
астронавта Сабадоша понимания не возникает. Либо пан директор чего-то
недоговаривает.
Все вопросы к директору ГКАУ отпадают после простого гугления и
прочтения его краткого досье: 1973 года рождения, родом из
Ивано-Франковска. Образование высшее, профильное – закончил Львовскую
коммерческую академию. Работал налоговым инспектором и в различных
«Фортинбрас при Умслопогасе имени Валтасара». Впрочем, на 2013 год пан
Сабадош числился целым гендиректором харьковского ГНПО «Коммунар»,
причастного к выпуску систем управления для ракет «Зенит». Ценный кадр.
Такого можно выдвигать хоть в литературные критики, хоть украинским
космосом рулить – всё едино. Зато анкетные данные превосходные.
Ладно, никто и не ждал, что упралять ГКАУ поставят кого-то толкового,
с опытом работы по специальностью и с дипломом профильного факультета
ХАИ за пазухой.
Беспокоит вот какой нюансик. Кто и почему решил, что
Украина самостоятельно производит ракетные двигатели? Или у кого-то из
ГКАУ возникло головокружение от сотрудничества КБ «Южное» с компанией
Orbital Sciences Corporation?
Суть дела.
Лет 20 назад, американская компания Aerojet Rocketdyne купила у
российского СНТК им. Кузнецова довольно крупную партию ракетных
двигателей НК-33, построенных ещё в первой половине 70-х и лежавших
мёртвым грузом на складе со дня закрытия советской лунной программы.
Aerojet провела переоснастку советских двигателей под американские
стандарты, топливо и электронику, получив в результате гибридный движок
AJ-26, лицензированный в США для использования в американских
ракетах-носителях, включая перспективную систему «Антарес», в разработке
которой участвовали Orbital Science Corporation совместно с КБ «Южное».
По ходу дела оказалось, что Orbital Science ни в зуб ногой в области
криогенных топливных компонентов и крупных ЖРД первых ступеней. Для
ликвидации этого пробела за не очень большие деньги было приглашено КБ
из Днепропетровска.
Специалисты из «Южного» занимались ровно тем, чем и в
СССР: топливными баками и связанным с ними оборудованием. Дали
двигатель – извольте обвесить его трубками, клапанами и датчиками.
Работа ответственная, но напрямую с проектированием и производством
реактивных двигателей не связанная.
Итого: НК-33, старый двигатель советской разработки и производства,
снят с производства, запасы его ограничены и, вероятно, уже подходят к
концу. И Украина к производству и поставкам НК-33 абсолютно непричастна.
28 октября 2014 года произошла авария РН «Антарес», связанная с отказом
турбонасосного агрегата двигателя AJ-26, за который несёт
ответственность КБ «Южное».
Глядя на то, что творится не только в украинском ракетостроении, но и
в промышленности, да и во всей стране, в Orbital Sciences было принято
решение полностью отказаться от двигателей AJ-26 (и услуг КБ «Южное»,
как следствие), пока не будет доказана их полная пригодность для
запусков ракет. Время идёт, КБ «Южное» простаивает, деньги утекают к
проклятым москалям, ибо американцы договорились с технической поддержкой
двигателей с самарским ОАО «Кузнецов», откуда НК-33 родом.
Но, как видно, у деляги, стоящего у штурвала украинского космического
агентства, совершенно другое мнение. В чём-то оно перекликается со
свеженьким заявлением обер-нациста Билецкого из полка СС «Азов».
Билецкий призывает украинскую власть возобновить производство ядерного
оружия Украиной. Штурмбанфюрер уверен, что украинские вчэные порешают
проблему за полгода. Тут, конечно, можно и нужно покрутить пальцем у
виска, но это уровень компетенции и интеллекта нынешней украинской
«элиты».
Источник: http://www.politnavigator.net/.
Рейтинг публикации:
|