На запуске ракеты «Союз- 2.1а» с космодрома
«Восточный» работу 3-й ступени обеспечивал двигатель
производства Воронежского механического завода. Время его работы
— всего 250 секунд, но задача — колоссальная: выведение полезной
нагрузки в космос. Создание ракетного двигателя — уникальное
производство, которое решает множество задач: надежность,
безопасность, эффективность. Недаром двигатели порой называют
сердцем ракеты.
Огневые испытания российского двигателя РД-191 — самого надежного
ракетного мотора в мире. Температура в камере сгорания достигает
3500 градусов. Это больше, чем даже в печах для обработки
тугоплавких металлов. Пять таких двигателей в составе первой
ступени отрывают от земли ракету-носитель тяжелого класса «Ангара
А-5».
Жидкостный ракетный двигатель РД-191 — последователь
кислородно-керосиновых двигателей семейства РД-170, созданных для
космической системы «Энергия-Буран». Его высота — 4 метра, вес —
2200 килограммов. Развивает тягу в 212 тонн.
Не имеющие аналогов камеры сгорания двигателей — сердце ракеты —
создают на Воронежском механическом заводе. Технологии уникальны,
вся процедура почти полностью автоматизирована. На раскатном
стане из листа металла получают заготовку — оболочку сопла камеры
сгорания, причем без штамповки или сварки.
«Заготовка из листа с помощью раскатного стана двумя давильными
роликами раскатывается по оправам, которые Вы здесь видите. Таким
образом, мы из листа толщиной 12 миллиметров получаем заготовки
толщиной 6 миллиметров», — демонстрирует главный технолог
Воронежского механического завода (филиал ГКНПЦ имени М.В.
Хруничева) Сергей Юхневич.
Такая обработка позволяет избежать даже незначительных
деформаций. Точность — абсолютная. К тому же изготовленные таким
способом камеры сгорания легче, чем отлитые по традиционным
технологиям. А значит, легче сам двигатель, что напрямую влияет
на стоимость всего запуска.
«Завод является единственным предприятием в отрасли, которое
использует в литейных технологиях вакуумные печи для получения
точных деталей», — говорит главный инженер Воронежского
механического завода Александр Гребенщиков.
Здесь производят камеры сгорания для двигателей «Ангары» и двигателей РД-181, которые покупают американцы для носителя
«Антарес». Российские ракетные технологии открыто признаются
лучшими в мире, несмотря на санкции и политическое давление.
Жидкостный ракетный двигатель РД-181. Давление в камере сгорания
- 262 атмосферы. Температура в камере сгорания — 3500 градусов
Цельсия.
На ракету Antares американские конструкторы пробовали ставить
двигатели собственной разработки — AJ-26. Но после аварии
«Антареса» с кораблем Cygnus — ракета взорвалась на старте — от этой идеи отказались. Контракт с Россией был подписан в декабре
2014 года — в момент очередного политического противостояния.
Воронеж — один из ведущих центров ракетно-космической
промышленности России. И производят здесь не только камеры
сгорания, но и двигатели целиком.
«В среднем 40 процентов объемов представляют собой двигатели
ракеты-носителя „Протон". Это двигатели второй и третьей ступени.
На второй ступени мы делаем четыре двигателя одинаковых. На третью ступень делаем один двигатель, который обеспечивает вывод
космического аппарата на околоземную орбиту», — говорит директор
Воронежского механического завода (филиал ГКНПЦ имени М.В.
Хруничева) Иван Коптев.
«Каждый двигатель занимает свою нишу в работе изделия в целом, но смотреть его как свой собственный двигатель — это неправильно.
Смотреть надо за работой полностью ракеты на всем этапе ее полета. Поэтому, начиная с пуска, мы все с волнением переживаем
любую секунду, в том числе и те секунды, в которые работают наши
двигатели», — говорит Сергей Юхневич.
В этих цехах созданы 40 модификаций жидкостных ракетных
двигателей. Инженеры и конструкторы завода получили более 700
авторских свидетельств и 200 патентов. Многие технологии,
изобретенные десятилетия назад, зарубежные конкуренты до сих пор
не могут повторить.
«Двигатель 11Д55 — это самый совершенный, самый надежный, самый
технологичный двигатель, который устанавливается на третьей
ступени ракет-носителей „Союз", „Прогресс". Понятно, что с ним
осуществляются все пилотируемые пуски. Это двигатель тягой 30
тонн», — говорит Александр Гребенщиков.
Сейчас трудно поверить, что в конце 20-х годов прошлого века
предприятие основали для производства сельскохозяйственной
техники. Очень быстро его перепрофилировали для создания
авиационных двигателей — особая необходимость возникла во время
Великой Отечественной, когда здесь собирали моторы для ночных
бомбардировщиков По-2. Но уже в 50-х завод становится одним из ключевых предприятий космической промышленности.
«И первый двигатель третьей ступени, который использовался еще
при полете Гагарина, был изготовлен в том числе и с участием
Воронежского механического завода», — рассказывает руководитель
филиала ГКНПЦ имени М.В. Хруничева, директор Воронежского
механического завода Иван Коптев.
Первый пуск с нового российского космодрома Восточный. На третьей
ступени ракеты-носителя «Союз-2.1А» стоит двигатель 11Д55. Время
его работы — всего 250 секунд. По земным меркам немного, но в условиях космического полета — нагрузка колоссальная.
Масса двигателя 11Д55 — порядка 400 килограммов. Тяга двигателя —
30 тонн. Давление в камере сгорания — 69 атмосфер.
На видеокадрах, сделанных бортовыми камерами ракеты-носителя
«Союз» — момент отделения второй ступени и начало работы третьей
ступени ракеты.
«Когда двигатель начинает работать, душа трепещет — учитывая, что
твоя доля труда в этом двигателе заложена», — делится Иван
Коптев.
Двигатели, испытанные сотнями успешных пусков. Сердце
российских
ракет-носителей — «Союза» и «Протона», «Ангары». Теперь инженеры
и конструкторы мечтают создать двигатели для полетов к Луне и даже
Марсу. Возможно, ждать подобного задания осталось не так уж долго.