» » » Откуда не ждали. Астрофизики обнаружили сверхмассивную чёрную дыру в неожиданном месте

8-04-2016, 15:43 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (2 453)

Сверхмассивная чёрная дыра в центре галактики NGC 1600 нарушила прежние теории астрофизиков
(Изображение: NASA, ESA, C.-P. Ma and J.Thomas).

Вероятно, чёрные дыры более распространены во Вселенной, чем ранее предполагали астрономы. Такое заявление сделали учёные из Германии, США и Канады, объявив о недавнем открытии.

В центре эллиптической галактики NGC 1600 на расстоянии 200 миллионов световых лет от Земли была обнаружена одна из крупнейших известных сверхмассивных чёрных дыр. В пресс-релизе на официальном сайте телескопа Хаббл астрофизики отметили, что место обитания гигантского объекта довольно необычное: NGC 1600 является частью скромного по размерам кластера, насчитывающего всего 20 галактик.

Учёные отметили, что пространство в окрестностях найденного объекта свободно от других небесных тел - вероятно, он их просто поглотил.

По приблизительным подсчётам, сверхмассивная черная дыра могла возникнуть около 13 миллиардов лет назад, и не исключено, что это произошло в результате слияния пары галактик.

В своём исследовании ученые использовали данные проекта MACS (MAssive Cluster Survey). Этот проект был основан в 2014 году. Основная его цель – исследовать звёзды, чёрные дыры и тёмную материю в ста самых крупных соседних галактиках в радиусе 350 миллионов световых лет от Млечного Пути. Как отметила руководитель проекта профессора Калифорнийского университета в Беркли (The University of California, Berkeley) Чун-Пей Ма (Chung-Pei Ma), масса объекта оказалась равной 17 миллиардам масс Солнца, если быть точнее: от 15,5 до 18,5 миллиардов.

Напомним, что рекорд по-прежнему принадлежит сверхмассивной чёрной дыре, найденной в центре эллиптической галактики NGC 4889 из скопления галактик Кома (также именуется скоплением Волос Вероники) в 2011 году – 21 миллиард солнечных масс. Таким образом, найденный объект имеет все шансы стать второй по величине известной науке чёрной дырой.

Но самое интересное – что скопление Волос Вероники насчитывает свыше 1000 галактик в своём составе, в то время как в NGC 1600 их всего 20. Как заметили астрофизики, это всё равно что обнаружить огромный небоскрёб в небольшом городке.

В то же время небольшие галактические скопления примерно в 50 раз более распространены во Вселенной, чем системы наподобие скоплений Волос Вероники. Поэтому теперь учёным предстоит выяснить, является ли обнаруженная черная дыра исключением из правил, или же сверхмассивых гигантов гораздо больше, чем предполагалось ранее.

Подробности исследованием опубликованы в научной статье в журнале Nature и пресс-релизе на сайте Института внеземной физики Общества Макса Планка (Max Planck Institute for Extraterrestrial Physics).

Напомним, что ранее мы рассказывали об обнаружении чёрной дыры близ центра Млечного Пути, а также о самой маленькой сверхмассивной чёрной дыре.