Подлодка, которая будет искать жизнь в метановых морях Титана
Среди всех космических аппаратов, которые проектировались для
исследования Солнечной системы, этот может быть самым крутым. Это не
посадочный модуль и не марсоход, а подводная лодка — транспортное
средство с мгновенно узнаваемой формой торпеды. Но в отличие от любой
другой подводной лодки, эта версия предназначена для исследования глубин
внеземных морей: метановых морей Титана, спутника Сатурна.
Титан — самый большой спутник Сатурна и единственное место в
Солнечной системе с большим количеством жидких водоемов на поверхности.
Только если моря Земли наполнены водой, моря Титана наполнены смесью
метана и этана — на более теплой Земле они обычно в форме газа. Но на
Титане холодно — порядка -180 градусов по Цельсию — и эти компоненты
присутствуют в форме жидкости, образуя влажные условия, которые могут —
пока только могут — приютить жизнь.
Ведущими кандидатами на вместилища жизни считают несколько десятков
морей и озер Титана, среди которых крупнейшее — море Кракена. Никто не
знает, насколько оно глубокое, но, по всей видимости, в несколько сотен
метров и 400 000 кв. км площадью — более чем в десять раз больше озера
Байкал. Вот туда-то ученые и хотят отправить субмарину.
Очень маловероятно, что мы найдем чужую рыбу, плавающую в море
Кракена. Но там могут быть микроорганизмы. В поисках местного населения,
подводная лодка должна будет погрузиться в неизведанные воды (или, если
точнее, метаны), исследуя инопланетный мир.
Первым и единственным космическим аппаратом, который приземлился на
Титан, был европейский зонд «Гюйгенс», который во время спуска в 2005
году собрал данные об атмосфере и облаках. Он также сделал первые снимки
поверхности. На протяжении более десяти лет космический аппарат
«Кассини» изучал систему Сатурна и Титана, зондируя его моря радаром и
собирая основные данные о жидкостях на поверхности. Но их глубины
остались неисследованными.
«Мы не знаем, что еще там есть, — говорит Стив Олсон, инженер в
исследовательском центре Гленна при NASA, ведущий дизайнер подводной
лодки. — Мы могли бы отправить лодку, но думаем о том, как люди когда-то
исследовали наши океаны. Они понятия не имели, что прячется под их
поверхностью».
Подводная лодка пока всего лишь концепция. В прошлом году ученые
завершили первый этап проектирования пока лишь чернового варианта такого
транспорта. Пока они придумали шестиметровое судно, которое потратит 90
дней и пройдет 3000 километров по морю Кракена, двигаясь при средней
скорости в 1 км/ч. Возможность пройти огромное расстояние и покрыть
множество мест — большое преимущество подводной лодки. Марсоход
«Оппортьюнити», к примеру, прошел меньше 45 километров — и проработал 12
лет.
Подлодка могла бы исследовать отложения, которые обосновались на
морском дне, и то, как меняется химия моря с изменением глубины. Она
могла бы исследовать погоду и береговые линии в поисках изменений уровня
моря и подсказок об истории климата Титана. Исследовала бы химию и
геологию мира, который в некотором смысле больше похож на Землю, чем
любое другое место в Солнечной системе.
Титан и Земля являются единственными мирами в Солнечной системе, на
которых идут дожди (правда, на Титане проливается метан), наполняющие
озера и моря на поверхности, соединенные с реками и притоками. В отличие
от тонкой атмосферы Марса или толстой атмосферы Венеры, атмосферное
давление на Титана всего в полтора раза больше, чем на Земле на уровне
моря.
«Оно примерно такое же, как на дне бассейна, — говорит Ральф Лоренц,
планетолог Университета Джона Хопкинса и ведущий ученый проекта. — В
принципе, человек мог бы ходить по поверхности Титана в очень толстой
куртке и с кислородной маской».
Особенно интересно то, что находится внизу. Насколько нам известно,
для нашей жизни необходима жидкая вода, и ученые думают, что некоторая
форма жидкости — хотя бы жидкий метан — принципиально необходима, чтобы
жизнь вообще появилась.
«А вот получится или нет, это одна из проблем, в решении которой не
поможет никакое мышление или теория, — говорит Джейсон Барнс, планетолог
Университета штата Айдахо, не принимающий участия в проекте с подлодкой
Титана. — Нам нужно пойти туда, сделать измерения и провести
эксперименты».
Один из способов заключается в поиске подтверждающих жизнь химических
паттернов. К примеру, молекулярные строительные блоки белков —
аминокислоты — имеют структуры, которые могут быть зеркальным
отображением друг друга. Аминокислота может быть правшой или левшой, как
говорит Лоренц, и та, что связана с жизнью на Земле, вся правша.
Существует гипотеза, что любые организмы на Титане могли бы выработать
один или другой тип аминокислот и обнаружение таких аминокислот могло бы
указать на жизнь.
По плану, подводная лодка будет исследовать Титан в одиночку. Но
ученые также допускают возможность отправки орбитального аппарата для
передачи данных и сообщений обратно на Землю. Ученым также нужно
конкретизировать, как подлодка доберется до места назначения. На данный
момент они видят отправку подлодки на борту миниатюрного космического
шаттла вроде космического самолета Boeing X-37. Атмосфера Титана
достаточно плотная, чтобы аппарат мог спуститься прямо к морю Кракена.
Затем он выпустит судно.
Остаются и технические проблемы. К примеру, азот растворен в море,
как диоксид углерода в банке газировки. Имеются опасения, что тепло от
РИТЭГ подводной лодки приведет к тому, что азот будет шипеть. «Даже
немного пузырьков может накопиться и помешать нашей науке», говорит
Олсон.
Впрочем, у нас еще много времени, чтобы все выяснить. Если концепция
подводной лодки получит право на жизнь, она отправится на Титан не
раньше 2040 года и поплывет по морю Кракена не раньше середины 2040-х
годов. Вот тогда можно будет расправить парус.
Источник Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментарий 281
Рейтинг поста:
--------------------