"Бурлаки" полетят в космос
В ЦПК имени Гагарина к старту готовится экипаж нового корабля "Союз ТМА-20М".
Корабль завершит серию кораблей ТМА-М. Командир экипажа Алексей Овчинин
взял позывной "Бурлак", объяснив это тем, что он родом из Рыбинска,
который много лет назад считался столицей бурлаков. В начале марта
экипаж "Союза ТМА-20М" отправится на Байконур. Старт намечен на 19
марта.
До запуска корабля "Союз" осталось меньше месяца. Он завершит серию
пилотируемых кораблей ТМА-М. Летом этого года космонавты начнут летать
на новом "Союзе".
"Модернизация корабля затронула многие системы. Усовершенствована
система управления движением и навигацией. Теперь связь с космонавтами в
корабле будет обеспечена на всем этапе полета к станции, а при
возвращении с орбиты обнаружение спускаемого аппарата займет меньше
времени", — объясняет Александр Гордяев, начальник сектора проектного
отдела по кораблю "Союз".
В Звёздном городке проходят финальные тренировки экипажа корабля.
Впереди экзамены и Байконур. Командир "Союза" Алексей Овчинин отправится
в космос впервые. С позывным "Бурлак".
"Наш экипаж будет выполнять около 30 медицинских экспериментов, это
будут как российские эксперименты, так и иностранные. Помимо медицинских
экспериментов мы будем выполнять порядка 40 научных экспериментов.
Очень хочу увидеть, как выглядит Земля с борта МКС", — говорит Алексей
Овчинин, командир экипажа корабля "Союз ТМА-20М".
Накануне полёта Алексей окунётся в традиции Байконура: надо посадить
дерево, посмотреть фильм "Белое солнце пустыни". Остальные члены его
экипажа уже это проходили. Бортинженер Олег Скрипочка отправится в свой
второй полёт.
Свой первый полёт Скрипочка совершил шесть лет назад. Три раза
выходил в открытый космос с Фёдором Юрчихиным и Дмитрием Кондратьевым.
"В процессе полёта и уже после полёта проделал для себя работу над
ошибками, что можно было бы сделать по-другому, что вообще не надо было
делать. Поэтому хочется снова оказаться в этом месте, заранее зная, что
тебя ждёт", — рассказывает Олег Скрипочка, бортинженер экипажа корабля
"Союз ТМА-20М", Герой России.
В 2010 году Олег Скрипочка провёл полгода на МКС вместе с астронавтом
НАСА Скоттом Келли. Скотт и российский космонавт Михаил Корниенко в
начале марта возвращаются на Землю из годовой экспедиции. На орбите с
Олегом они разминутся на несколько дней.
В этот раз иностранный коллега по "Союзу" — американец Джеффри
Уильямс, один из самых опытных астронавтов НАСА. Для него этот полёт
четвёртый в карьере. Первый раз он отправился в космос на шаттле
"Атлантис" 16 лет назад.
"Это будет мой четвертый прилёт на станцию. Первый раз был там
недолго, на самых ранних стадиях сборки МКС. Второй раз я был в составе
13-й экспедиции на МКС вместе с Павлом Виноградовым и Томасом Райтером.
Тогда станция была собрана примерно наполовину. Потом была 22-я
экспедиция, когда мы закончили собирать МКС. Сегодня же МКС —
полноценная станция, орбитальная лаборатория. И я рассчитываю, что в
этот раз больше займусь научными экспериментами", — объясняет Джеффри
Уильямс, бортинженер экипажа корабля "Союз ТМА-20М", астронавт НАСА.
Уже через несколько дней экипаж отправится на Байконур. Пуск "Союза
ТМА-20М" с первой Гагаринской площадки космодрома состоится 19 марта.
Ракеты для "Восточного"
На
космодроме "Восточный" закончена сборка ракеты-носителя "Союз-2" для
первого пуска. Теперь надо соединить ракету с полезной нагрузкой –
научными спутниками, проверить все системы и подготовить систему к
старту. Ракета-носитель "Союз-2" — семейство трехступенчатых
ракет-носителей среднего класса. Создается в Самаре, в РКЦ "Прогресс".
На космодроме "Восточный" завершена
сборка ракеты-носителя "Союз-2". Впереди так называемый "сухой вывоз"
или генеральная репетиция перед запуском, когда ракету доставят на
площадку, установят на стартовый стол, но пока без команды "ключ на
старт". Это необходимо для окончательной проверки всех наземных систем
стартового комплекса.
В российском парке космических носителей
"Союз" — главная машина среднего класса по доставке грузов и выполнению
пилотируемых программ. Выводит спутники, как на низкие орбиты, так и на
высокие орбиты. За свою историю "Союз" стартовал почти 2000 раз.
Специалисты оценивают его надежность в 98 процентов. Таких рекордных
показателей нет ни у одной ракеты-носителя в мире.
"Наша ракета хорошо себя зарекомендовала
в разных климатических условиях, — рассказывает заместитель
генерального конструктора – главный конструктор по средствам выведения
РКЦ "Прогресс" Дмитрий Баранов. — Плесецк, Байконур, Гвианский
космический центр. Машина везде работает хорошо, машина надежная. Она
это доказала".
Родина "Союзов" – самарский
ракетно-космический центр "Прогресс". Здесь ракета проходит весь
производственный цикл, от металлического листа до готового изделия —
почти полтора года. Большая часть времени уходит на испытания: трясут на
вибростенде, имитируют перевозку изделия по железной дороге, проверяют
электрику и заправочные системы.
"Союз-2" для Восточного — новая машина. С
обновленной бортовой системой. Новшества коснулись и внешней части
ракеты. На амурской земле — погода суровая, готовить ракету-носитель к
старту будут в специальной башне обслуживания, можно сказать в
помещении. Для безопасности во время заправки конструкторы установили
специальные пароотводы.
"Одна из особенностей для космодрома
Восточный, позаимствованная от нашей ракеты для Гвианского космического
центра, — это наличие пароотводов, — говорит Дмитрий Баранов. — Это
система для вывода газов за пределы башни обслуживания".
Сегодня существует три главных
модификации второго "Союза" — 2.1.а, 2.1.б и 2.1.в. Цифра "2" в названии
означает "цифровой". Различия и в двигательных установках. Эта
современная машина, которая пришла на смену старым "Союзам — У и ФГ.
Недавно за создание этой серии "Союзов" конструкторов Центра наградили
правительственной премией имени Гагарина.
"Союз 2.1.в" — новое предложение
самарцев. Двухступенчатая ракета легкого класса будет выводить на орбиту
космические аппараты массой до трех тонн. Главный конструктор,
начальник отделения средств выведения РКЦ "Прогресс" Олег Лагно
продолжает: "Запуск этой ракеты-носителя осуществляется с космодрома
Плесецк и сейчас планируется для запусков с космодрома "Восточный".
В ближайшее время на "Прогрессе" обещают
заявить "Союз" будущего, пятый. Летать пятый Союз будет на природном
газе. Преимущества: более высокие энергетические характеристики, которые
позволят выводить в космос больше полезной нагрузки.
"Сегодня мы ведем проект "Союз-5", —
говорит Александр Кирилин, генеральный директор Ракетно-космического
центра "Прогресс". — Это носитель грузоподъемностью до 9 тонн. Его
привлекательность, в том, что среди компонентов топлива там сжиженный
природный газ. Мы считаем, что это перспективно".
Первый летный образец "пятерки" для
амурского космодрома будет готов через несколько лет. Деталей и
сборочных единиц у пятого "Союза" будет в разы меньше, чем на "Союзе-2",
а значит, и время на подготовку сократиться. Как подчеркивают
конструкторы, пятый "Союз" — не доработка и модернизация, а абсолютно
новый проект. Прежнее — лишь название "Союз", ставшее мировым брендом.
Источник: vesti.ru.
Рейтинг публикации:
|