» » » Сатурн посиял в глаза «Хабблу» сразу двумя полюсами

Сатурн посиял в глаза «Хабблу» сразу двумя полюсами

12-02-2010, 11:27 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (1 617)

Хаббловский телескоп воспользовался редким случаем: Сатурн повернулся к Земле боком, показав оба своих полюса одновременно. Ученые сделали из уникальных фотографий видеоролик и выводы об асимметрии магнитного поля планеты.

Сатурн в десять раз крупнее Земли и в десять раз дальше от Солнца, чем мы, поэтому обе планеты перехватывают примерно одинаковое количество частиц, выброшенных с поверхности нашей звезды во время солнечных вспышек. И магнитное поле Сатурна всего лишь немногим уступает земному, которое по меркам Солнечной системы считается сильным. Поэтому неудивительно, что у многих земных явлений, вызванных активностью Солнца, есть аналоги на Сатурне.

Ловушка для электронов

Один из таких феноменов — полярные сияния. Когда электроны (и другие заряженные частицы), летящие от Солнца, наталкиваются на магнитосферу Земли, они запутываются в магнитном поле, теряют скорость и начинают навиваться на линии магнитной индукции. А благодаря тому, что линии эти к полюсам сходятся, над арктическими и антарктическими районами планеты возникают своего рода магнитные зеркала, которые отражают вьющиеся вокруг линий электроны, заставляя их бесчисленное число раз мотаться с севера на юг и обратно.

Точка, в которой происходит отражение, зависит от характера движения электрона, поэтому для разных частиц зеркала оказываются на разной высоте над поверхностью Земли. Для некоторых зеркала опускаются в достаточно плотные слои земной атмосферы, где на пути электрона может оказаться какой-нибудь атом или ион, готовый принять на себя часть энергии быстрого движения. Благодаря таким потерям электрон может в конечном итоге освободиться из заточения между магнитных зеркал, а вот атомы (и ионы) долго хранить лишнюю энергию не могут, и избавляются от нее, излучая свет.

Именно это свечение мы и называем полярным сиянием. А так как излучают атомы в четко определенных линиях, то и цветовая палитра этих сияний на Земле всегда одна и та же. Самая интенсивная линия, как правило, зеленая — так светится нейтральный атомарный кислород (переход на длине волны в 557,7 нм). К зеленым примешиваются красные (тоже кислород, 630 нм) и голубоватые оттенки (катион молекулярного азота N2+, линия 427,8 нм).

Цвет инопланетного сияния

Примерно то же происходит и на Сатурне. Только цвета полярных сияний здесь другие, поскольку состав атмосферы совсем не похож на земной. Она по большей части сделана не из азота и кислорода, а из водорода и гелия, так что и палитра другая. И самые яркие авроральные линии Сатурна относятся вообще не к видимому, а к ультрафиолетовому диапазону. Кроме того, полярные сияния на Сатурне мы видим не изнутри, а снаружи, потому они предстают нам не протяженными занавесками в небе, а симпатичными колечками, окружающими полюса Сатурна, вокруг которых плотность линий магнитного поля выше всего.

Изображения полярных сияний Сатурна в обилии получала межпланетная исследовательская станция Cassini, которая кружится между колец и спутников шестой планеты уже шесть лет. Ученые, входящие в команду Cassini, даже составляли короткие видеофильмы об инопланетном полярном сиянии из полученных подряд фотоснимков — на радость нам с вами и не без пользы для себя (в фильме легко увидеть самые активные районы магнитосферы и проследить, как они эволюционируют).

Главный астрономический инструмент на околоземной орбите — космический телескоп имени Хаббла тоже не раз обращался к изучению сатурнианских аврор. Здесь хаббловский телескоп сумел применить свои внушительные способности к изучению ультрафиолетовых спектров, которые оказались востребованы почти исключительно для объектов в пределах Солнечной системы. Во многом благодаря «Хабблу» и полярным сияниям мы знаем, из каких молекул и в каких пропорциях состоит атмосфера Сатурна, и примерно представляем себе, в каких физических условиях они находятся.

Редкий случай

Однако новые данные с «Хаббла», опубликованные в четверг, сильно отличаются от предыдущих. Во-первых, из них тоже сделали видео, опять же на радость публике. А во-вторых, на них видно одновременно два пояса полярных сияний, обнимающих северный и южный полюса Сатурна.

событие

Равноденствие
Момент, когда экваториальная плоскость планеты при ее орбитальном движении пересекает центр Солнца. В этот момент на небе Солнце переходит из одного полушария неба в другое, а день в обоих полушариях планеты равен ночи.

Возможность увидеть сразу оба полюса нам представляется нечасто. Сатурн обегает вокруг Солнца за 30 лет, а его ось сильно наклонена к плоскости орбиты. Сезоны здесь выражены сильнее, чем на Земле, и длятся по 7,5 года, а равноденствия — моменты, когда планета поворачивается к Солнцу экватором, — случаются раз в 15 лет. Поскольку Земля, если смотреть с Сатурна, находится почти там же, где и Солнце, то и увидеть оба полушария для наземных и околоземных телескопов получается так же редко.

Предыдущий такой случай был в 1994 году, когда космический телескоп лишь завоевывал свою всемирную популярность. Последнее же равноденствие (не для Сатурна, конечно, но для «Хаббла» — наверняка), произошло год назад. Хаббловский телескоп не упустил своего шанса и получил целую серию фотографий Сатурна с помощью улучшенной камеры для обзоров (ACS) в январе и марте прошлого года. Ученые под руководством Джонатана Николса из британского Университета Лестера тоже не стали медлить и склеили эти фотографии в видеоролик.

Интересные подробности

Описывать это зрелище, конечно, глупо, лучше посмотрите видеоролик, который сопровождает заметку. Реальное видео — это, конечно, тот фрагмент, где все синее и шумит. Может, и не очень приглядно, зато настоящие данные. Все остальные симпатичные ролики — это анимации от сотрудников европейского центра данных Хаббловского телескопа, который и опубликовал замечательные кадры.

Infox.ru советует обратить внимание всего на несколько моментов. Во-первых, картина полярных сияний вращается вместе с планетой. Хотя магнитные полюса Сатурна и очень близки к географическим, они все-таки не совпадают, так что магнитосфера явственно крутится; кроме того, для свечения нужны не только быстрые электроны между магнитных зеркал, но и атмосфера, которая, собственно, и светится.

Во-вторых, самые яркие пятна в светящихся кольцах на севере и на юге появляются на одной и той же долготе, более или менее симметрично по отношению к экватору планеты. Это и неудивительно: путешествие туда и обратно для каждого электронного сгустка занимает меньше минуты. В-третьих, на нескольких кадрах по диску Сатурна быстро проскакивают его спутники; что атмосфера крутится медленнее, чем спутники, естественно, иначе бы и она улетела в космическое пространство.

Есть разница

Николс и его коллеги нашли в этих снимках и более интересные особенности. Например, северное сияние в целом слегка ярче южного. Это связано с асимметрией магнитного поля, которое на севере чуть сильнее, чем на юге. Можно сказать, что верхний полюс «магнита» слегка ближе к границе облачного слоя, чем нижний. Ранее ученые пришли к подобным выводам, анализируя данные Cassini.

Кроме того, можно заметить, что с восточной стороны полярные сияния оказываются в среднем чуть сильнее, чем с западной. На Земле есть подобный эффект, хотя и с противоположным знаком. Возможно, в случае с Сатурном дело тоже в глобальных электрических токах, текущих в магнитосфере. Впрочем, исследования продолжаются: магнитосфера Сатурна все-таки не копия магнитосферы Земли.

Источник: infox.ru.

1. » #1 написал: VP (12 февраля 2010 12:22)

"Хаббл" сфотографировал полярные сияния Сатурна Сатурн. Фото NASA/Hubble

Сатурн. Фото NASA/Hubble

Телескоп "Хаббл" сфотографировал полярные сияния на Сатурне.

По словам астрономов, наблюдение одновременно двух полюсов планеты - редкая возможность. Дело в том, что кольца Сатурна отбрасывают тени, которые затрудняют изучение планеты. Раз в 15 лет, однако, наступает равноденствие - в это время солнечные лучи падают перпендикулярно экватору, потому тени от колец минимальны. Равноденствие было 12 августа 2009 года, поэтому тени от колец еще не успели вырасти.

Причины полярных сияний на Сатурне те же, что и на Земле - взаимодействие заряженных частиц, испускаемых Солнцем, с магнитным полем планеты. Анализ собранных "Хабблом" данных позволил установить, что сияния заметно отличаются. Так, северное меньше по размеру и более интенсивное, чем южной. Из этого астрономы делают вывод, что магнитное поле газового гиганта, вероятно, также неравномерно.

Совсем недавно полярные сияния на Сатурне сфотографировал зонд "Кассини", который в настоящее время движется вокруг планеты. Тогда ученые установили, что сияния Сатурна поднимаются более чем на 1200 километров над условной поверхностью газового гиганта. Для сравнения, земные сияния формируются на высоте 100-500 километров. По словам ученых, высота обусловлена особенностями состава гиганта. (Lenta.ru)