3
февраля 1966 года впервые в истории мировой космонавтики советская
автоматическая станция «Луна-9» совершила мягкую посадку на Луну. Этому
достижению предшествовали почти 10 лет тяжелой работы, открытий, неудач,
разочарований, находок и побед. Вот как это было.
Кто-то скажет,
что «Луна-9» — это лишь один шаг в истории освоения космического
пространства, и будет прав. Но таков путь познания: step by step, идти
от одного достижения к другому. И каждый шаг на этом пути — огромная
победа. И за каждым стоит огромный труд, а зачастую и подвиг.
Советская
лунная программа родилась осенью 1957 года. Мир только узнал русское
слово «спутник», и коллектив Сергея Королева — тогда еще даже не
академика, а главного конструктора ОКБ-1 — искал новые пути в космос.
Околоземную орбиту наши аппараты покорили, встал вопрос о следующих
шагах. Было выделено два направления. Первое, это дальнейшее развитие
программы автоматических станций и как новый рубеж — освоение ближайшего
космического объекта Луны. Второе направление было связано с
пилотируемой космонавтикой, но эта программа еще только готовилась.
Официально она начнется в январе 1959 года.
Первая цель лунной
программы была сформулирована скромно: «попасть в Луну». То есть создать
аппарат, способный добраться до ее поверхности. Одновременно решались
политические задачи — куда же в те годы без них.
Для
доказательства приоритета социалистического образа жизни нужно было
сделать так, чтобы никто в мире не мог усомниться, что советская станция
действительно побывала на Луне. Варианты предлагались разные, от
окрашивания поверхности в яркий цвет до взрыва ядерной бомбы. В итоге
был принят проект академика Владимира Котельникова, основанный на
радиосигналах с поверхности Луны и фотографировании обратной стороны
объекта, с Земли недоступной. Котельников же предложил примерный вариант
спускаемого аппарата, который в перспективе сможет передвигаться по
лунной поверхности.
Но
это в будущем, а пока нужно было построить ракету, способную развить
вторую космическую скорость (чтобы уйти с околоземной орбиты) и
доставить объект по назначению, а также создать автоматическую лунную
станцию.
На решение этих задач ушло несколько лет. Первый более
или менее удачный запуск состоялся 2 января 1959 года. Правда,
отправленная с Байконура станция в Луну не попала: промахнулись на 6000
километров. Но, главное, она ушла с земной орбиты, не потеряв при этом
связь, и таким образом, став первым искусственным спутником Солнца. Об
этом полете было официально объявлено как о выдающемся успехе (о
предшествующих пяти неудачных запусках предпочитали молчать), а аппарат
получил официальное название «Луна-1».
14 сентября того же года
спускаемый аппарат наконец достиг поверхности Луны в районе моря Дождей.
Самостоятельной двигательной установки он не имел и грохнулся о
поверхность, но некоторые измерительные приборы все же смогли передать
немаловажную информацию. А главное, на небесное тело был доставлен
вымпел с серпом и молотом!
Уже через три дня Никита Сергеевич
Хрущев с едва скрываемым удовольствием дарил копию вымпела американскому
президенту Дуайту Эйзенхауэру. Кстати, этот «щелчок по носу» дал новый
импульс развитию мировой космонавтики — американское правительство
немедленно выделило огромные средства на разработку собственной лунной
программы, а ровно 10 лет спустя нога первого человека коснулась
поверхности Луны…
Ну а советским конструкторам теперь предстоял
следующий шаг — разработка технологии прилунения и аппарата, способного
совершить мягкую посадку. Понятно, что никто и никогда ничего подобного
не делал и трудно даже представить, сколь непредсказуем и тернист был
путь первопроходцев. Лишь спустя шесть долгих лет ученые и техники
смогли решить поставленную перед ними задачу. Основным разработчиком
оставалось ОКБ-1, контроль осуществлял заместитель Королева Константин
Бушуев, а непосредственно лунной станцией занимались в секторе Глеба
Максимова. Программа работ по мягкой посадке на Луну получила
обозначение Е-6.
Центральное телевидение СССР. Пресс-конференция по поводу мягкой посадки станции «Луна-9»
Фото: Виктор Будан / ТАСС
Полет
к Луне и посадку предполагалось осуществить по уже частично
отработанной схеме. На первом этапе ракета-носитель «Молния» с
космодрома Байконур выводила аппарат вместе с разгонным блоком на
околоземную орбиту. В нужный момент (примерно над Гвинейским заливом)
должен был включаться разгонный блок, станции сообщалась вторая
космическая скорость, и она ложилась на траекторию полета к Луне. До
этого момента все было опробовано, а вот дальше начиналось неизведанное.
На последнем этапе станция должна была резко затормозить и осуществить
мягкую посадку на Луне. На поверхность должен был опуститься аппарат с
научным оборудованием, который еще предстояло создать.
Задача
стояла трудная, да еще и политика смешивала ученым карты. Так, в марте
1962 года, когда в ОКБ-1 только приступали к сборке первого опытного
образца, ЦК КПСС и Совмин установили собственный точный срок начала
пусков по программе — 1963 год. Партийным лидерам казалось, что так они
ускоряют процесс, на самом деле, они лишь нервировали ученых и вынуждали
их торопиться. А спешка в столь сложном деле, понятно, до добра не
доводит.
Первый пуск проекта Е-6 был осуществлен 4 января 1963
года и закончился полной неудачей. Причиной стал отказ запуска
двигателей разгонного блока «Л». Станция осталась на околоземной орбите,
работать с ней было невозможно, и спустя несколько дней она сгорела в
плотных слоях земной атмосферы. Уже через месяц следующая попытка — и
опять неудача: ракета-носитель отклонилась от заданного курса, третья
ступень вместе с неотделившейся четвертой и лунной станцией вошла в
атмосферу и упала где-то в районе Гавайских островов к изумлению местных
жителей. Третья попытка 1963 года состоялась в апреле. На сей раз
разгонный блок включился, и ракета ушла к Луне, но…промахнулась на
восемь с половиной тысяч километров. Подвела система астрокоррекции.
Забавно,
что наблюдатели всего мира регулярно фиксировали в тот год появление на
околоземной орбите загадочных объектов и даже догадывались, что они
собой представляли. Но официально Советский Союз ничего не признавал.
Лишь в 1990-е этот «секрет Полишинеля» перестал быть гостайной.
После
трех подряд провалов наступил почти годовой перерыв, вызванный
необходимостью разобраться в неудачах. Поднимался даже вопрос о закрытии
проекта, но ученым его удалось спасти.
Следующая попытка была
предпринята в марте 1964 года, как обычно, с Байконура. Все закончилось
быстро — на третьей ступени не открылся главный кислородный клапан, и
ракета вместе с лунной станцией упала где-то в Сибири.
Через
месяц станция стартовала в пятый раз, и вновь, как и во время первого
пуска, подвел разгонный блок. Уже бесполезным куском металла станция
покрутилась на околоземной орбите, «зарылась» в земную атмосферу и в ней
сгорела.
И вновь наступил перерыв длиною в год, и снова встал
вопрос о целесообразности программы. По счастью, скорый на расправу
Никита Хрущев в этот момент был отлучен от власти, и Королеву удалось
спасти проект. Но неудачи на этом не прекратились.
Март 1965-го —
отказ разгонного блока, ракета снова сгорает в атмосфере. Апрель —
отказ третьей ступени, остатки ракеты и станции тонут в Тихом океане. 9
мая — в День Победы — ракета уходит к Луне, о чем на весь мир заявляет
уполномоченный ТАСС. Через три дня станция достигла цели, но что-то не
сработало в системе торможения, и аппарат разбился о поверхность. Но,
хоть что-то, хоть «в Луну попали»…
Место прилунения станции «Луна-9»
Фото: РИА Новости
Июнь
— станция ушла с орбиты в штатном режиме, но отклонилась от траектории и
пролетела в 160 тысячах километров от цели. Сентябрь — ракета вообще не
ушла со старта. Система защиты сигнализировала о неисправности.
Пришлось топливо слить, ракету со старта снять, запуск перенести на
месяц. Октябрь — старт был приурочен к восьмилетию полета первого
спутника — все шло хорошо, но мягкой посадки опять не случилось, станция
разбилась. Декабрь — то же самое. Опять осечка на последнем этапе.
Семнадцать
запусков, и лишь один можно назвать удачным. А ведь за каждым стартом и
каждой осечкой стояли часы тягостных раздумий и переживаний, миллионы
потраченных рублей, походы на ковер, уйма нервов…
В 1965 году по
настоянию Королева лунная программа была передана из его СКБ-1 в КБ
имени Лавочкина, которым руководил молодой конструктор Георгий Бабакин.
Представьте, какой уровень осознания задачи был у великого Королева: он
понимал, что его команда зашла в тупик, и сам настоял на передаче всех
наработок конкурентам. И это сработало. Свежим взглядом удалось найти
слабое звено, и первая в истории мягкая посадка состоялась. Жаль,
главный идеолог полетов на Луну Сергей Павлович Королев до нее не дожил —
он умер 16 января 1966 года…
А через две недели, 31 января 1966
года, с Байконура стартовала станция «Луна-9». О том, что именно ей
придется сыграть историческую роль, конечно же, никто не догадывался.
Тем более что в первоначальной документации ОКБ-1 эта лунная станция
значилась под неоднозначным номером 13. Это уже в КБ имени Лавочкина его
изменили на заводской номер «202». Но участники тех событий не раз
вспоминали, как всем хотелось, чтобы именно в этот момент все прошло
штатно — в память о Королеве.
«Луна-9» состояла из спускаемого
аппарата (автоматической лунной станции — АЛС) массой около 100
килограммов, предназначенного для работы на поверхности Луны, отсеков с
аппаратурой систем управления, системы астроориентации, радиосистем и
двигательной установки для коррекции и торможения перед посадкой. Общая
масса межпланетной станции после отделения от разгонной ступени
ракеты-носителя составила 1583 килограмма.
В состав спускаемого
аппарата (АЛС) входил герметичный приборный отсек, в котором были
размещены телевизионная аппаратура, аппаратура радиосвязи,
программно-временное устройство, научная аппаратура, системы
энергопитания и терморегулирования. Приборный отсек был оснащен
надувными амортизаторами, четырьмя откидывающимися антеннами и другим
оборудованием.
На высоте 75 километров от поверхности Луны (за 48
секунд до посадки) была включена двигательная установка, которая
погасила скорость снижения с 2600 метров в секунду до всего нескольких
метров. Одновременно был высвобожден ленточный датчик-щуп длиной пять
метров, который при соприкосновении с лунной поверхностью выдал команду
на отстрел собственно лунной станции. Все сработало идеально, и АЛС
аккуратно легла на грунт. Посадка была осуществлена 3 февраля 1966 года в
18:45 в Океане Бурь, западнее кратеров Рейнер и Марий, в точке с
координатами 7 градусов 8 минут северной широты и 64 градуса 22 минуты
западной долготы.
Через 4 минуты 10 секунд после посадки
произошел сброс амортизационных баллонов, раскрылись лепестковые
антенны, выравнивавшие станцию на лунной поверхности и начался первый в
мире сеанс радиосвязи с аппаратом, находящимся на поверхности другого
небесного тела. По команде с Земли была включена телевизионная камера. В
период до 6 февраля было проведено семь сеансов связи со спускаемым
аппаратом общей продолжительностью более восьми часов. На Землю были
переданы первые в мире панорамы лунной поверхности, полученные при
различных высотах Солнца над горизонтом. Это был триумф советской
космонавтики и высшая награда за терпение всем, кто принимал участие в
создании станции. И тем, кто не дожил до этого успеха.