С самого начала
крымских событий негласные санкции против России коснулись и космической
отрасли. Например, не были поставлены уже оплаченные американские, а
позже и европейские, комплектующие для российских космических аппаратов.
В перспективе же всё может принять ещё более серьёзный оборот. Самым
крупным совместным проектом, где пути РФ и США, вероятнее всего скоро
разойдутся, станет Международная космическая станция. К этому толкает
как соображения политического характера, так и более глубинные причины.
За все годы существования МКС Россия почти не извлекла выгоды для себя
из участия в проекте, за исключением загрузки промышленных мощностей при
создании многочисленных модификаций «Союзов» и «Прогрессов».
Дело
не только в общем плачевном состоянии отечественной науки, но и в том,
что по форме международная по факту станция является чисто американской
собственностью. Это касается не только частей, выпущенных
непосредственно в США. Так, произведённый в России модуль «Заря»
является собственностью США. То же самое касается и построенных в Италии
модулей «Гармония» и «Спокойствие», канадских манипуляторов и многого
другого. Но и это не всё. Так, в формально японском научном модуле
«Кибо» американскому НАСА принадлежит 46,7%, в европейском «Коламбусе»
ситуация та же.
В
условиях, когда многие ключевые сегменты так или иначе контролируются
американцами, проведение каких-либо фундаментальных или прикладных (не
говоря уже о военной сфере) экспериментов россиянами невозможно без
ведома заклятых «партнёров». Об этом специалисты предупреждали ещё в те
времена, когда МКС существовала только в виде эскизов. Но тогда
американцам крайне важно было не только привлечь РФ к проекту МКС, но и
заставить её ликвидировать собственную станцию «Мир», где Российская
Федерация обладала полной свободой для любой деятельности. Для этого был
пущен в ход даже Голливуд: вспоминаем знаменитую фразу астронавта из
фильма «Армагеддон» про «Мир», мол, у нас столько даже автомобили не
ездят — при том, что «Миру» на тот момент было чуть больше 10 лет, а
возраст МКС уже сейчас подходит к двадцатке. В 2001 году станцию
затопили в Тихом океане, а Россия бросила все силы на поддержание МКС.
Американцы,
по сути, создали с МКС идеальную аферу, заставив многие страны
финансово и технически участвовать в создании комплекса, который
контролировать будут только они. По этой причине Китай и отказался от
участия в проекте
МКС, предпочтя строить собственную станцию
«Тяньгун-1», Россия в свою очередь собирается в 4 квартале 2016 года
запустить к Международной космической станции очередной модуль.
До
настоящего момента больше всего грузов к Международной космической
станции доставляли за раз либо «Шатлы», которые уже отправились в музеи,
либо европейские грузовики ATV. Последние несли к орбите до 7500 кг
груза, но на 2016 год данный проект уже закрыт — европейцам нынче не до
космоса.
Сегодня грузы к Международной космической станции
доставляют российский «Прогресс» (полезная нагрузка до 2500кг),
американский частный грузовик Cygnus (нагрузка до 3500 кг), корабль
Dragon SpaceX (нагрузка 3310кг) и японский HTV (нагрузка до 6000 кг).
Как видно, «Прогресс» в данном семействе почётный долгожитель, но
серьёзная смена уже наступает на пятки и без политических завихрений.
Если российский аппарат вдруг выпадет из общей конфигурации, то
промышленные мощности американцев и японцев позволят возместить брешь.
С
доставкой космонавтов всё сложнее. На сегодня российским «Союзам»
альтернативы нет, но конкуренты также не стоят на месте. Компания SpaceX
разработала пилотируемый корабль Dragon V2, который совершит первый
полёт в декабре 2016 года. Кроме того, в 2017-2018 годах будут испытаны
пилотируемые космические корабли «Орион» разработки НАСА и CST-100
Starliner от компании Boeing. В итоге к 2020 году у США могут оказаться
сразу три действующих варианта пилотируемого корабля. А если будет
реализован ещё и проект Dream Chaser, то таких кораблей будет аж четыре.
После этого в США окончательно перестанут нуждаться в «Союзах» и
каком-либо сотрудничестве с Россией вообще.
В итоге 2019-2020
годы это примерно тот срок, когда американцы могут перестать нас пускать
на МКС. Если кому-то сама постановка вопросом кажется фантастичной, то
хочется напомнить, что нынешняя международная обстановка каких-то три
года назад большинству из нас тоже показалась бы абсолютно невозможным
вариантом развития событий.
Готовы ли мы к настолько радикальному
развитию событий? Скорее нет, чем да. В качестве альтернативы
Международной космической станции уже давно называлась меньшая по
размерам, но полностью суверенная орбитальная станция «Русь». Также
существует перспективный проект пилотируемого корабля «Федерация»,
который планируют запустить к концу десятилетия. Правда, сроки в
отечественной космической отрасли — отдельная и неприятная тема.
Например, ракету-носитель «Ангара» в 1995 году обещали довести к 2000
году, а в итоге первый пуск состоялся лишь в конце 2014 года. Примерно
та же по длительности история, но ещё и с неприглядным финалом
приключилась с автоматической станцией «Фобос-Грунт». Собственная же
орбитальная станция куда сложнее в исполнении, чем любая из этих
отдельно взятых программ.
Сможет ли Россия реализовать настолько
амбициозный проект в условиях экономического спада — большой вопрос.
Понятно, что для этого потребуются другие люди на руководящих
должностях, другое отношение к делу, иной дух и стратегия. Стратегия не
отдельно для космоса, а для страны в целом, где космос лишь часть
большой национальной идеи.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 97
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 80
Рейтинг поста: