МАКС: дорога в космос
Ведущие космические предприятия представили свои разработки на Международном авиационно-космическом салоне в 2015 году. Это самые последние и перспективные проекты.
"Макет в натуральную величину нашего нового космического аппарата "Канопус", — с гордостью демонстрирует экспонат салона гендиректора "Корпорации "ВНИИЭМ" Леонид Макриденко.
Новый аппарат "Канопус" оснащен мощной телескопической камерой. Это улучшит мониторинг земной поверхности. Любое стихийное бедствие, загрязнение окружающей среды, ухудшение экологии будет моментально зафиксировано. Разработчики использовали новейшие материалы для создания аппарата. Уменьшили его габариты и вес.
"Благодаря своей малогабаритной комплектации, одной ракетой-носителем можно вывести несколько таких спутников — 5-6 спутников. Соответственно, сразу одним запуском создавать космическую систему", — подчеркивает преимущества нового спутника Леонид Макриденко.
В этом году интерес участников МАКС к спутникам дистанционного зондирования Земли высок. Это мировая тенденция. "Корпорация "ВНИИЭМ" заключила контракт на создание и эксплуатацию космических аппаратов с Белоруссией и Ираном. Предприятие "Российские космические системы" и Ракетно-космический центр "Прогресс" также представили свои разработки в области дистанционного зондирования Земли.
"Третий "Ресурс" у нас находится сегодня на заключительном этапе испытаний. В конце года мы выезжаем на космодром с тем, чтобы в конце этого года — в начале следующего обеспечить пусковую кампанию, и сформировать группировку из трех аппаратов", — делится планами гендиректор Ракетно-космического центра "Прогресс" Александр Кирилин.
Лунные проекты – фирменный стиль научно-производственного объединения имени Лавочкина. На стенде – полномасштабные макеты аппарата "Луна-Глоб" и разгонного блока "Фрегат-СБ".
"Он предназначен для совершения мягкой посадки в район Южного полюса. Этот район наиболее перспективный с точки зрения освоения Луны. Следующий запуск "Луна-26" планируется орбитальный. При этом последний четвертый аппарат предусматривает возврат лунного грунта на Землю", — рассказывает и.о. генерального директора НПО имени С.А. Лавочкина Сергей Лемешевский.
После многолетнего перерыва этот аппарат продолжит отечественную лунную программу. Интерес к освоению земного спутника и дальнего космоса сегодня возрастает. Перспективы совместной работы по освоению Луны и миссии "ЭкзоМарс" глава госкорпорации Роскосмос Игорь Комаров обсудил с Йоханом-Дитрихом Вернером, новым руководителем Европейского космического агентства.
"Несмотря на такую внешнюю обстановку, которая кажется не совсем благоприятной, у нас и у наших европейских партнеров из ЕКА есть четкое понимание, что мы будем и должны продолжать сотрудничество и в этих условиях. Наоборот, должны только интенсифицировать его и показывать пример кооперации и взаимодействия разных агентств разных стран", — пояснил гендиректор госкорпорации "Роскосмос" Игорь Комаров.
В первый день выставки павильон Роскосмоса посетил глава государства Владимир Путин. Ему представили полноразмерный макет нового пилотируемого транспортного корабля, который в будущем планируется использовать для отправки экспедиции на Луну.
"Несмотря на то, что внешне он похож на предыдущие показы, это абсолютно новый корабль. В первую очередь мы решаем проблему независимого доступа в России – это космодром Восточный. Второе, современный корабль позволяет приземляться на территории Российской Федерации. Мы повысим точность приземления в шесть раз по сравнению с кораблем "Союз", — презентует свою новую разработку руководитель РКК "Энергия" Владимир Солнцев.
Корабль – разработка ракетно-космической корпорации "Энергия". Начальник летно-испытательного отдела и глава космической семьи Марк Серов с гордостью демонстрирует свое детище гостям, специалистам и космонавтам.
"Мне, понятно, было интересно: потому что я сравниваю с "Салютом", с "Союзом", на котором я летал. Это небо и земля. Это другая система рассадки людей: два пилота, два бортинженера. Убирающееся табло, на котором все интерактивно, сенсорно. Новый век!" – подчеркивает летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза Виктор Савиных.
"Умный" корабль – симбиоз человека и техники. Уникальная разработка – модульный пульт управления. На цифровые экраны с его помощью будет поступать вся информация о работе систем корабля. Сенсорные технологии позволили отказаться от привычных кнопок, журнал бортовой документации тоже полностью переведен в цифровой формат.
"Этот корабль будет интеллектуальным. Он будет себе позволять быть немножко умнее своего хозяина, своего пилота. Здесь развиты вычислительные системы. Это позволит разгрузить космонавтов от рутинной деятельности", — говорит начальник летно-испытательного отдела РКК "Энергия" Марк Серов.
Уже через несколько лет начнутся испытательные полеты корабля. А стартовать он будет с нового космодрома Восточный.
"Мы впервые в этом году представили макет космодрома Восточный, где представлены все объекты, которые сегодня есть на стартовом комплексе. И, действительно, это вызвало большой интерес", — отмечает и.о. генерального директора ФГУП "ЦЭНКИ" Ранохон Джураева.
В 2015 году на МАКС Россия плодотворно сотрудничает с Ираном. Наш опыт в пилотируемых программах весьма интересен для иранской космонавтики. В своем павильоне иностранные коллеги радушно встречают гостей из России. Научный журналист Реза Аслани с гордостью показывает ракету, на которой иранцы недавно отправили в космос обезьяну.
"Мы впервые показываем ракету, которая побывала в космосе. Шесть стран, включая Иран, отправляли живые существа в космос и возвращали обратно. Но у пяти стран спускаемые капсулы имеют форму шара. А Иран разработал оригинальную капсулу цилиндрической формы. Это наше ноу-хау", — не без гордости отмечает иранский научный журналист Реза Аслани.
Иран мечтает занять место в клубе космических держав. И потому в ближайших планах отправить в космос на своей ракете человека.
А в планах России – реализация еще одного проекта – "Союз 5". Макет ракеты занял почетное место на стенде РКЦ "Прогресс". Для этой модификации "Союза" разработают новый двигатель. Топливо – сжиженный природный газ.
"Мы представляем 9-тонный носитель, двухступенчатый носитель как развитие серии носителей "Союз", который придет, по нашей оценке, на замену носителя "Союз 2", — представляет гендиректор Ракетно-космического центра "Прогресс" Александр Кирилин.
Впервые на МАКС — самолет космических возможностей Ил-76МДК. С высоты 6 тысяч метров Ил уходит в пике и на 30 секунд создает условия невесомости. В космонавтике это называется параболический полет, горка или кривая Кеплера. Тренировки на борту специального самолета – обязательная часть подготовки каждого космонавта.
"Есть специальная серия упражнений, которые ты должен выполнить. И поработать с грузами, и попробовать одеваться, и научиться перемещаться. Все упражнения расписаны. Это и удовольствие, и заодно полезные навыки", — признается космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса Сергей Рязанский.
По мнению самих космонавтов, самолету нет равных. Никто из иностранных коллег не может похвастаться таким размером тренировочного отсека. Управлять машиной могут только специально подготовленные пилоты.
Всю неделю 12-й Международный авиационно-космический салон в Жуковском был открыт для специалистов. А в выходные дни любой желающий может сам увидеть, чем сегодня живет мировая авиация и космонавтика, какое у них будущее. Источник: vesti.ru.
Рейтинг публикации:
|