В США успешно испытали модернизированный RS-25
Американские ученые сообщили об успешных испытаниях обновленного жидкостного двигателя RS-25: он отработал полный цикл, не взорвавшись. Двигатель, разработанный для пилотируемых полетов Space Launch System, на самом деле – попытка модернизировать тот, что использовался на «Шаттлах». Российские эксперты полагают, что заокеанские коллеги используют устаревшие технические решения, но пытаются их удешевить.
«Это великий день»
«Они закладывают банальные, пятьдесят лет уже отработанные технические решения»
Американские ученые провели очередное испытание обновленного жидкостного двигателя RS-25, предназначенного для пилотируемых полетов Space Launch System (SLS).
Исследования проводились на платформе А-1 в космическом центре Джона Стенниса (штат Миссисипи) и транслировались на сайте Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (НАСА).
Обновленный двигатель был разработан компанией Rocketdyne и использовался на американских космических челноках Space Shuttle. Для использования его на создаваемой США новой сверхтяжелой ракете двигатель был модернизирован.
Тест продолжался около 8,5 минут – это время, равное продолжительности работы двигателей первой ступени во время реального пуска ракеты.
«Уже сейчас мы знаем, что испытание прошло успешно», – заявил по окончании теста сотрудник НАСА Стив Уоффорд, передает РИА «Новости». По его словам, все полученные данные будут изучены и использованы для дальнейшего совершенствования двигателя. Анализ данных, полученных в результате испытания, может занять несколько дней.
«Это великий день для НАСА и великий день для будущего космических полетов», – отметил Уоффорд.
В начале этого года обновленные RS-25 были впервые включены со времен испытания в программе Space Shuttle в 2009 году. В ходе испытания в Космическом центре им. Джона Стенниса в январе двигатели проработали 500 секунд, что позволило инженерам НАСА получить важные данные о блоке управления двигателя и давлении в нем.
Предполагается, что двигатели будут использоваться в ракетах, способных доставить людей на астероиды и Марс. В рамках первого испытательного полета ракеты Space Launch System с двигателями RS-25 должны будут вывести корабль Orion на низкую околоземную орбиту. Ожидается, что двигатель будет способен вывести в космос до 130 тонн груза.
Для создания двигателя НАСА заключило с Boeing контракт, общая сумма которого оценивается в 2,8 млрд долларов.
RS-25 производится компанией Aerojet Rocketdyne. Двигатель закрытого цикла с дожиганием топливного генераторного газа. Основными компонентами топлива являются жидкие кислород и водород.
По пути удешевления
«Абсолютно стандартный двигатель. Он просто форсирован по мощности, – рассказал газете ВЗГЛЯД конструктор ракетных двигателей Павел Булат. – То есть это не полностью новая разработка. Теоретически он может быть многоразовым. Его схема не такая, как в РД-180 была в свое время. В турбонасосный агрегат был заложен ресурс минимум на несколько десятков пусков и предусмотрен минимум качающихся подвижных частей».
РД-180 используются в первой ступени американских ракет Atlas, и пока промышленность США не производит аналогов. В прошлом году американцы заявили о планах отказаться от российской продукции, но на это им понадобятся годы. Для Space Launch System, однако, изначально планировалась установка RS-25, так что на российских поставках его ввод в строй не скажется.
По мнению экспертов, в настоящее время американцы реализуют стратегию, противоположную прежней, то есть стараются идти по пути удешевления. «Оттуда все эти Falcon, частные космические корабли, которые делают в десять раз дешевле, чем НАСА. Они закладывают банальные, пятьдесят лет уже отработанные технические решения и покупают общегражданские комплектующие. За счет этого получаются дешевые схемы», – рассказал Булат.
По его мнению, модернизация RS-25 является попыткой продлить жизнь научно-технического задела, который был. «Двигатель неплохой, но сколько в него было вложено денег в свое время. Там очень высокое давление за турбонасосными агрегатами, насколько я помню, чуть ли не 450 атмосфер. То есть очень сложная, дорогая система», – заключил он.
«Трудно делать двигатель с нуля, – сказал в интервью газете ВЗГЛЯД научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев. – Всегда опираются на уже созданный образец, как-то его совершенствуют. Вообще, жидкостные двигатели достигли своего теоретического максимума. Усовершенствование идет только в сторону увеличения надежности и для многоразовых систем длительности работы. Надежность для них, видимо, будет основным улучшением».
По его словам, это первое испытание на полный цикл, то есть на все время работы. «Это, конечно, нельзя считать двигателем, который можно сразу ставить на ракету. Далее будут доводки, доработки по результатам испытания. Но то, что он отработал полный режим и не взорвался, как принято на первых испытаниях, – это успех», – заключил эксперт. Источник: vz.ru.
Рейтинг публикации:
|