» » » Планетный инкубатор бинарных звезд

Планетный инкубатор бинарных звезд

18-01-2010, 17:05 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (1) | просмотров: (2 266)

Новые исследования процессов формирования звездных систем привели к необычному открытию. Несмотря на то, что тандемы двойных звезд создают для этого менее благоприятные условия, найти экзопланеты возле них более вероятно, чем у одинарных светил. Подробнее об этом "Правде.Ру" рассказал сотрудник Института космических исследований РАН Борис Морозов.

199727.jpegКлассическая модель зарождения звездной системы гласит, что у космического светила есть лишь один шанс обзавестись планетами. В начале эволюционного пути звезды вокруг нее образуется пылевое кольцо, из которого и формируются будущие спутники. Если же по какой-то причине светило теряет этот строительный материал, то оно обречено навечно остаться в одиночестве.

Однако американский астрофизик Хагар Перес из Центра астрофизики Гарвард-Смитсониан придерживается другого мнения. На компьютерной модели он продемонстрировал, что у двойных звезд всегда есть второй и даже третий шанс обзавестись собственной планетарной системой.

Согласно его теории, первое поколение планет появляется в тот момент, когда обе входящие в тандем звезды молоды и обладают планетарными дисками - одним общим или двумя раздельными. Не исключены случаи, когда в системе существуют сразу все три пылевые диска. Обмениваясь материалом этих "облаков", звезды формируют планеты, некоторые из которых движутся по невероятным траекториям.

Второе поколение планет может появиться на орбите двойной звезды после того, как одна из участниц тандема погибает, отдавая свое вещество на формирование нового планетарного диска. Особенность поведения умирающей звезды на этом этапе состоит в том, что она может выбрасывать огромные скопления звездного газа, достаточные не только для построения планет, но даже для возникновения другого космического образования - коричневых карликов.

Последний шанс обзавестись планетами появляется у двойной системы при гибели второй звезды. Вероятность того, что в результате звездного коллапса образуется новый планетарный диск, невелика, но, тем не менее, существует. Образованные на третьем этапе небесные тела уже мало подвержены остаточному гравитационному полю звезды и могут срываться со своих орбит.

На каждом этапе подобного обновления уже существующие планеты подвергаются огромному риску. Потоки раскаленного звездного газа и космической пыли, вырывающиеся из светила, неминуемо нарушают орбитальное равновесие планет. Это воздействие может привести к печальному для планеты результату - сдвинуть ее с занятой траектории и выбросить в открытый космос.

Тем не менее, Хагар Перес доказывает, что существует вероятность возникновения звездных систем, в которых вращаются планеты двух и даже трех поколений, причем их местоположение относительно звезды определяется не только возрастом, но и множеством других астрофизических факторов.

199728.jpeg

Наблюдения, проведенные астрономами из Университета Балтимора (США) при помощи орбитального телескопа Хаббла, подтвердили теорию Переса. Теперь, когда у ученых появилось представление о том, куда смотреть и что искать, поиск доказательств потребовал всего несколько дней.

Подробнее о новой теории строительства систем двойных звезд "Правде.Ру" рассказал кандидат физико-математических наук, сотрудник Института космических исследований РАН Борис Морозов.

"Теория наглядно объясняет то, как могут возникать и развиваться двойные системы. Она настолько наглядна, что, опираясь на нее, не представляется чем-то невозможным найти двойные звезды с несколькими поколениями.

Парные звезды с возрастом теряют свою массу и начинают сближаться друг с другом. Можно предположить, что планеты второго и последующего поколения, сформированные новым планетарным диском, располагаются более-менее далеко от светил и обращаются одновременно вокруг них обоих. Полученные наблюдения подтверждают, что таким образом найти звезды с несколькими поколениями планет довольно просто.

Несмотря на катастрофичность образования второго и последующих планетарных дисков, старшие планеты имеют  довольно много шансов на выживание. При прочих равных, система из двух звезд, которая смогла обзавестись спутниками, с большей вероятностью будет обширнее, чем система одиночной звезды. Однако в данном случае очень сложно говорить о небесных телах, пригодных для развития жизни в том смысле, как мы это понимаем. Сложная орбита, существенные перепады температуры, сильное гравитационное возмущение - в таких условиях органические соединения вряд ли могут существовать продолжительный период времени".

Павел Урушев

Источник: pravda.ru.

1. » #1 написал: век (18 января 2010 20:11)

Гипотеза протопланетного диска уже немного поднадоела. Это очень четкий показатель неспособности настоящей науки на смелые предположения, если только они хоть капельку затрагивают существующие авторитеты.

Если столько кремния, железа, марганца, свинца, урана, тория, молибдена, титана... азота, кислорода, углерода - образовалось около звезды, которая ВСЯ не содержит столько всего этого добра... Если это количество, которого хватило на формирование Земли, Венеры, Марса, Луны и прочих лун и астероидов, оказалось в достаточно плотном облаке, а рассеялось безвозвратно еще в сотни, если не в тысячи раз больше... А Солнце не содержит и близко такого количества всех этих сложных атомов...

Неужели так трудно сделать всего один шаг в сторону от канона и просто предположить, что веществу, чтобы собраться в планеты, подобные Земле, не надо предварительно распыляться и становиться облаком, чтобы затем долго и мучительно опять собираться вместе. Что достаточно предположить, что такие планеты, как Земля - это ядра когда-то ярко светивших светил. Что в горниле (термо)ядерных процессов, по мере того, как происходил синтез сложных атомов, они постепенно концентрировались в центре светила. А когда звезда остыла и потеряла внешнюю водородно-гелиевую оболочку, большая часть полезного строительного материала, никуда не распыляясь, сразу же оказалась в том месте, где и должны была оказаться - в центре, в ядре бывшей звезды. И - стала планетой.

И не нужны никакие протопланетные облака. И процесс эволюции от звёзд к планетам становится простым и понятным:

1. Сгущение водородных масс в просторах галактики и вещества, которое выбросило (или сконцентрировало извне, оставим это в стороне) ядро Галактики. Образуется звезда. На самом деле, не одна, а кластер. С общим центром вращения.

2. В процессе горения происходит синтез сложных атомов, ввиду своей тяжести они концентрируются в ядре звезды.

3. После выгорания значительной части водорода и потери массы звезда определенного класса взрывается, сбрасывая оболочку. Ввиду тесноты первоначального кластера, многие звезды теряют свою массу быстрее других из-за воровства вещества от более легких тесных соседей к более тяжелым. Остается раскаленное ядро, все еще окруженное достаточно плотным облаком в основном водорода и гелия. У нас получилась планета-гигант, подобная Юпитеру, Сатурну, Урану, Нептуну.

4. После окончательной потери водородно-гелиевой оболочки на протяжении длительного времени от планеты-гиганта остается плотное ядро из кремния, углерода, железа, цинка, и других материалов - вплоть до урана. Наступает этап жизни объекта как планеты среднего и малого класса.

Мне такой путь появления Земли и других планет солнечной системы представляется более реалистичным, чем протопланетное облако, сколько бы "протопланетных облаков" у других звезд не углядели наши уважаемые астрономы. Стоит говорить разве что о протозвездном облаке из водорода, из которого образовываются на начальном этапе системы из многих звезд, из которых потом постепенно рождаются планеты.

Кстати, если возраст вещества Земли, полученный радиоуглеродным анализом (4 млрд. лет) относится к моменту формирования самого этого вещества, то 4 млрд. лет - это не возраст Земли в ее нынешнем виде, а возраст звезды - прото-Земли, которая только начала гореть и формировать тяжелое ядро, которое впоследствии стало Землей. Тогда всю эволюцию придется сократить. Насколько - не могу сказать. Может быть, всего лишь до нескольких миллионов или десятков миллионов лет. Может быть, понимая, к чему ведет такое предположение (к радикальному сокращению времени эволюции), наша наука и не спешит его рассматривать.