» » » Опасные астероиды: мифы и реальность.

Опасные астероиды: мифы и реальность.

14-01-2010, 09:30 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редактор Al_Magn | комментариев: (1) | просмотров: (7 381)

Астероид Гаспра и космический аппарат "Галилео" КА "Галилео" передал на Землю показанное слева изображение астероида Гаспра в октябре 1991 г. Размеры астероида - 20 x 12 x 11км. Разрешение снимка 100 м.

Для справки: АСТЕРОИД - небольшое планетоподобное тело Солнечной системы (малая планета). Самый большой из них Церера, имеющий размеры 970х930 км. Астероиды по размерам сильно различаются, самые маленькие из них не отличаются от частиц пыли. Несколько тысяч астероидов известно под собственными именами. Полагают, что насчитывается до полумиллиона астероидов с диаметром более полутора километров. Однако общая масса всех астероидов меньше одной тысячной массы Земли. Большинство орбит астероидов сконцентрировано в поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера на расстояниях от 2,0 до 3,3 а.е. от Солнца. Имеются, однако, и астероиды, чьи орбиты лежат ближе к Солнцу, типа группы Амура, группы Аполлона и группы Атена. Кроме того, имеются и более далекие от Солнца, типа центавров. На орбите Юпитера находятся троянцы. Астероиды могут быть классифицированы по спектру отраженного солнечного света: 75% из них очень темные углистые астероиды типа С, 15% - сероватые кремнистые астероиды типа S, а оставшиеся 10% включают астероиды типа М (металлические) и ряд других редких типов. Классы астероидов связаны с известными типами метеоритов. Имеется много доказательств, что астероиды и метеориты имеют сходный состав, так что астероиды могут быть теми телами, из которых образуются метеориты. Самые темные астероиды отражают 3 - 4% падающего на них солнечного света, а самые яркие - до 40%. Многие астероиды регулярно меняют яркость при вращении. Вообще говоря, астероиды имеют неправильную форму. Самые маленькие астероиды вращаются наиболее быстро и очень сильно различаются по форме. Космический аппарат “Галилео” при полете к Юпитеру прошел мимо двух астероидов, Гаспра (29 октября 1991 г.) и Ида (28 августа 1993 г.). Полученные детальные изображения позволили увидеть их твердую поверхность, изъеденную многочисленными кратерами, а также то, что Ида имеет небольшой спутник. С Земли можно получить информацию о трехмерной структуре астероидов с помощью большого радиолокатора Аресибской обсерватории. Астероиды, как полагают, являются остатками вещества, из которого сформировалась Солнечная система. Это предположение подкреплено тем, что преобладающий тип астероидов внутри пояса астероидов меняется с увеличением расстояния от Солнца. Столкновения астероидов, происходящие на больших скоростях, постепенно приводят к тому, что они разбиваются на мелкие части.

Немного истории.

Начало 19 века. В Палермо, на острове Сицилия, итальянский астроном Джузеппе Пиацци уже много лет вел наблюдения положений звезд для составления звездного каталога. Работа близилась к концу. И вот, в первый вечер XIX в., 1 января 1801 г., Пиацци обнаружил в созвездии Близнецов слабую звездочку, с блеском около 7m, которой почему-то не оказалось ни в его собственном каталоге, ни в каталоге Христиана Майера, имевшегося в распоряжении Пиацци. На следующий вечер оказалось, что звездочка имеет не те координаты, что накануне она сместилась на 4' по прямому восхождению и на 3',5 по склонению. На третью ночь выяснилось, что ошибки нет и что звездочка медленно перемещается по небу. Шесть недель следил Пиацци за странной звездой. Ни диска, которым должна была обладать планета, ни туманного вида, характерного для комет! Затем наблюдения были прерваны болезнью Пиацци. Вернувшись к наблюдениям, он уже не смог найти Цереру, как в последствии была названа новая планета. В это время Карл Фридрих Гаусс занимался созданием методов обработки астрономических наблюдений. Он решил попытаться определить эллиптическую орбиту новой планеты, выведенным им методом (по трем наблюдениям). Таким образом, Гаусс определил, что орбита объекта лежит между орбитами Марса и Юпитера и что большая полуось ее составляет 2,8 а. е. Это была планета, которую искали с тех пор, когда обнаружилась, так называемая, зависимость Тициуса-Боде, по которой расстояния планет от Солнца подчиняются определенной закономерности. По этой закономерности между орбитами Марса и Юпитера должна находиться еще одна планета, которой астрономы почему-то не наблюдали. Эта закономерность и подтолкнула астрономов того времени заняться поиском этой гипотетической планеты, которая в последствии была названа Фаэтон. Однако, слишком слабый блеск Цереры говорил о том, что размер этой планеты очень мал, по сравнению с большими планетами Солнечной системы (по современным данным размеры Цереры составляют 970х930 км, и она является самым большим астероидом). Между Марсом и Юпитером двигалась планета-крошка. Казалось бы, планета найдена, но 28 марта 1802 г. Генрих Вильгельм Ольберс неожиданно неподалеку от Цереры обнаружил еще одну, но более слабую планетку (около 9m). Ольберс дал ей название Паллада, в честь Афины Паллады. Мало того, что Паллада двигалась тоже на расстоянии 2,8 а.е. от Солнца, уже занятом Церерой, ее орбита к тому же сильно отклонялась от плоскости эклиптики. После некоторого затишья в открытиях, последовали новые открытия малых планет на все том же среднем расстоянии от Солнца в 2,8 а.е. К 1860 г. было известно уже 62 астероида, а к 1880 – 211 астероид. А затем новых астероидов стало появляться все меньше. В последствии открывали астероиды со звездной величиной 13-14m.

Астероид Ида и его спутник. Изображение астероида 243 Ида, получено АМС "Галилео" 28 августа 1993 г. Расстояние до астероида составляло около 10500 км.

Перенесемся в век 20-й. Сентябрь-октябрь 1960 г. На обсерватории Маунт Паломар было проведено систематическое фотографирование небольшой области неба, расположенной вблизи точки весеннего равноденствия, т.е. вблизи эклиптики, вдоль которой движутся астероиды. За два месяца было сфотографировано около 2200 астероидов вплоть до 20m, причем для 1811 из них удалось определить приблизительные орбиты. Полагают, что общее число астероидов, движущихся в астероидном кольце, от крупнейших до тел поперечником 1 км достигает ОДНОГО МИЛЛИОНА (!). При всем этом количество астероидов растет по мере уменьшения их размеров.

Фаэтон – взорвавшаяся планета?

Итак, между орбитами Марса и Юпитера находится масса небольших тел, обращающихся вокруг Солнца на том расстоянии, на котором должна была бы находиться большая планета, согласно правилу Тициуса-Боде. Известный астроном и врач Генрих Ольберс, открывший Палладу и Весту, предположил, что на месте теперешних астероидов некогда находилась планета. От чудовищного удара извне или от внутреннего удара планета взорвалась(!), оставив после себя наследие в виде астероидов. Эту гипотетическую планету, в последствии назвали ФАЭТОН, в честь сына бога Солнца Гелиоса. Согласно греческой мифологии Фаэтон, похитил у отца (Гелиоса) его огненную колесницу и поехал кататься по небу, но погиб, разбившись вместе с колесницей. Это были первые признаки пресловутой АСТЕРОИДНОЙ ОПАСНОСТИ для Земли. Раз Фаэтон погиб от взрыва упавшего тела, то и Землю может постичь такая же участь? Однако, в 50-х годах 20 века против трогательной гипотезы Ольберса о Фаэтоне появились первые, но убедительные возражения, основанные на данных о метеоритах. Из анализов состава метеоритов следовало, что они неоднородны по химическому составу и никак не могут быть продуктами разрушения большой планеты, подобной Земле или Марсу, поскольку тогда они ни за что не смогли бы сохранить свою кристаллическую структуру. В недрах массивной планеты такая структура неминуемо была бы разрушена. Более детальные исследования доказали, что метеоритное вещество могло формироваться и прийти к сегодняшнему состоянию только в небесных телах астероидных масс и размеров. Последний аргумент в пользу существования Фаэтона прозвучал в 70-х годах прошлого века. Для этого была вычислена его гипотетическая масса и показано, что разрушение произошло около 16 миллионов лет назад. Однако, оказалось, что энергия для разрушения Фаэтона в тысячи и десятки тысяч раз слабее необходимой. Оставалось объяснить разрушение планеты гравитационным влиянием Юпитера. Оказалось, что тесное сближение с этим гигантом могло бы привести к разрушению Фаэтона! Но… Как всегда, но! Если бы такое сближение произошло, то оно было бы губительным для Фаэтона, но и сам Юпитера сильно бы пострадал. Система его галилеевых спутников была бы изменена возмущениями до такой степени, что на ее восстановление даже гигант Юпитер затратил бы 2 миллиарда лет! Но, как сказано выше, катастрофа произошла не более 16 миллионов лет назад. И еще аргумент не в пользу Фаэтона. Падения крупных осколков астероидов на Землю завершаются образованием кратеров на ее поверхности. Наша планета хранит на своем теле немало гигантских космических ран, называемых астроблемами. На территории России крупнейшая астроблема обнаружена недалеко от устья реки Попигай на севере Сибири. Исследования показали (вот оно, начинается самое интересное!), что астроблема возникла при падении астероида диаметром НЕСКОЛЬКО КИЛОМЕТРОВ(!) 30 МИЛЛИОНОВ лет назад. При этом образовался кратер чудовищных размеров — поперечник его составлял около 100 КИЛОМЕТРОВ! Возраст известных астроблем достигает 700 миллионов лет! Следует отметить, что 65 миллионов лет назад на Земле произошло вымирание динозавров и других представители тогдашней фауны. Эпоха вымирания продолжительностью всего около 200 лет уничтожающим смерчем пронеслась по временной шкале нашей планеты. Осадочные породы океанических отложений, сформировавшихся в то время, дают нам документальные подтверждения скоротечности драматизма смертоносного события. На основании их детальных исследований предполагается, что астероид поперечником около 10 километров врезался в Землю, и в результате чудовищного взрыва в атмосферу поднялись тысячи кубических километров образовавшейся пыли. Эта страшная туча на несколько лет преградила доступ солнечным лучам, и в результате наступившей вселенской тьмы на Земле прервался процесс живительного фотосинтеза. Наступил мировой голод. Практически все позвоночные массивнее 20—30 килограммов погибли голодной смертью. Понятно, что и эта версия опровергает гипотезу о Фаэтоне. Если Фаэтон взорвался 16 миллионов лет назад, то откуда же взялся астероид, упавший на Землю 65 миллионов лет назад? Так откуда же взялись астероиды? Современная модель происхождения Солнечной системы предполагает одновременное образование Солнца и планет (в том числе и астероидов) из огромной массы газа, состоящего преимущественно из водорода. Ее называют солнечной туманностью. Под действием гравитационных сил газовая туманность сжималась таким образом, что центральная область становилась наиболее плотной. В центре возникло Солнце, став главным объектом всего облака. Воздействие гравитационных сил и солнечного излучения разрушило первоначальную структуру облака. В нем появились разрежения и сгущения (протопланеты), захватывающие все попадающееся на их пути вещество. Именно из наиболее массивных протопланет образовались планеты. При этом на Солнце начались ядерные реакции, превращающие водород в гелий. Таким образом, около 5 миллиардов лет назад Солнечная система сформировалась такой, какую мы с вами сейчас наблюдаем. Астероиды — остатки промежуточных тел, из которых создавались планеты, сохранились до нашего времени. Они так и не сумели сформироваться в планету из-за близости массивного Юпитера. Планета-гигант своим воздействием увеличивала относительные скорости астероидов и довела этот процесс до такого состояния, что кинетическая энергия астероидов превысила гравитационную, а в таких условиях они уже не могли соединяться и формироваться в единое тело при встрече. Скорее наоборот, столкновение приводило к взаимному дроблению, а не объединению. Увы, гипотеза о Фаэтоне не получила подтверждения. Достаточно весомые аргументы, приведенные выше, не должны оставлять у уважаемых пользователей никаких сомнений.

Астероид 243 Ида (изображение АМС "Галилео") Мозаичное изображение астероида 243 Ида получено на основе пяти фотографий "Галилео", сделанных в августе 1993 г. Астероид имеет в длину 55 км

Астероиды рвутся к Земле!

14 июня 1873 г. Джеймс Уотсон на обсерватории Энн Арбор (США) открыл астероид 132 Аэрту. За этим объектом удалось следить всего три недели, а потом его потеряли. Однако результаты определения орбиты, говорили о том, что перигелий Аэрты находится внутри орбиты Марса. Но астероиды, которые бы приближались к орбите Земли, оставались неизвестны до конца XIX в. Первый астероид вблизи Земли был открыт Густавом Виттом только 13 августа 1898 г. В этот день на обсерватории Урания в Берлине он обнаружил слабый объект, быстро перемещающийся среди звезд. Большая скорость свидетельствовала о его необычайной близости к Земле, а слабый блеск близкого предмета - об исключительно малых размерах. Это был 433 Эрос, первый астероид-малютка поперечником менее 25 км. В год его открытия он прошел на расстоянии 22 млн.км. от Земли. Его орбита оказалась не похожа ни на одну до сих пор известную. Перигелием она почти касалась орбиты Земли. 3 октября 1911 г. Иоганн Пализа в Вене открыл астероид 719 Альберт, который мог подходить к Земле почти так же близко, как Эрос - до 0,19 a.e. 12 марта 1932 г. Эжен Дельпорт на обсерватории в Уккле (Бельгия) открыл совсем крошечный астероид на орбите с перигелийным расстоянием q=1,08 a.e. Это был 1221 Амур поперечником менее 1 км, прошедшем в год открытия на расстоянии 16,5 млн.км. от Земли.

Удивительное открытие среди астероидов произошло в 1949 году. Был открыт астероид Икар (1566). Его орбита (см. рис.) проникает внутрь орбиты Меркурия! К Солнцу Икар приближается на расстояние в 28,5 миллионов километров. Его поверхность на солнечной стороне раскаляется до такой степени, что, будь на ней цинковые или свинцовые горы, они растеклись бы расплавленными ручьями. Температура поверхности Икара превышает 600 С! В период между 1949 и 1968 годами Икар подошел так близко к Меркурию, что тот своим гравитационным полем изменил орбиту астероида. Расчеты австралийских астрономов показали, что при следующем сближении Икара с нашей планетой в 1968 году, он рухнет в Индийский океан в районе африканского побережья. Его падение на Землю эквивалентно по мощности взрыву около 1000 водородных бомб! Надеюсь, читатели современной «желтой прессы» представляют, что творилось на африканском побережье, и не только, после таких газетных сообщений.

«Сенсационные результаты» австралийских астрономов перепроверили советский астроном И. Л. Беляев и американец С. Херрик, после чего человечество сразу успокоилось. Оказывается, Икар действительно тесно должен сблизиться с Землей. Но эта теснота сугубо астрономическая. В момент максимального сближения оба небесных тела будут находиться на расстоянии примерно 6,5 МИЛЛИОНОВ(!) километров. 14 июня 1968 года, приветственно «помахав» землянам, Икар, действительно прошел мимо Земли, как было предсказано, и был доступен для наблюдений любительскими средствами наблюдений неба. Но, давайте посмотрим, что же говорят астрономы современности об астероидной опасности для Земли. Это ближе к интригующей ситуации, связанной с падением астероида на Землю в наше время. К началу 90 годов прошлого столетия, астрономы, проведя анализ пролета астероидов около Земли на «опасных» расстояниях начали создавать целые группы по обнаружению потенциально опасных астероидов. Вскоре их наблюдения уже можно было свести в одну таблицу. Минимальные сближения астероидов с Землей зафиксированные на период с 1937 по 1994 годы.

Астероид Гаспра крупный планом. Астероид Гаспра сфотографирован космическим аппаратом "Галилео" в октябре 1991 г. Размеры астероида - 20 x 12 x 11км.

• По данным Д. Гулютина. Мин. расстояние(в т.км) Дата сближения Обозначение
  • 670 22 марта 1989 года 1989 FC
  • 165 18 января 1991 года 1991 BA
  • 465 5 декабря 1991 года 1991VG
  • 150 20 мая 1993 года 1993 КА2
  • 165 15 марта 1994 года 1994 ES1
  • 720 24 ноября 1994 года 1994 WR12
  • 100 9 декабря 1994 года 1994 XM1
  • 430 27 марта 1995 года 1995 FF
  • 450 19 января 1996 года 1996 JA1

Как видно из таблицы, астероиды достаточно близко подходят к Земле по космическим меркам, что и настораживает астрономов. Казалось бы, астероиды, словно сговорившись, пытаются атаковать Землю, как бы пристреливаясь. Однако следует иметь ввиду, что регулярные наблюдения ведутся не более десятка лет, отсюда и большое количество «внезапно» вторгшихся в окрестности Земли астероидов. 14 мая 1996 года астрономы Т. Спар и К. Герген-ротер (Аризонский университет, США), работающие на 40-см широкоугольном астрографе по программе поиска потенциально опасных для Земли астероидов, обнаружили в 900 тыс. км. от нашей планеты один такой "экземпляр". По предварительным оценкам астероид, получивший обозначение 1996 JA1, имел размеры от 300 до 500 метров в диаметре. 19 мая этот "небесный бродяга" пронесся на расстоянии 450 тыс.км. от Земли, т.е. чуть больше расстояния от Земли до Луны. Исходя из тревожных фактов, описанных выше, астрономическая общественность 16 июня 1996 года провела конференцию "Астероидная опасность-96", что совпало с 250-летием со дня рождения итальянского астронома Джузеппе Пиацци. Конференция длилась 4 дня и собрала не только астрономов и математиков, но и разработчиков космической техники. Было заслушано множество докладов, раскрывающих проблемы обнаружения опасных астероидов, слежения за ними и противодействия их возможному столкновению. 1997 год. Обнаружен потенциально опасный астероид 1997XF11. Это было последней каплей для NASA, и американское космическое агентство учредило новую службу NEOPO (Near-Earth Object Program Office — Управление программой околоземных объектов), которая будет координировать работу по поиску и слежению за потенциально опасными космическими объектами. Служба NEOPO надеется обнаружить до 90% из 2000 астероидов и комет диаметром более 1 км, которые могут подходить близко к Земле. Эти объекты достаточно велики, чтобы вызвать глобальную катастрофу, но заметить на небе их очень сложно. Поэтому поиск опасных комет и астероидов должен объединить усилия многих обсерваторий и космических агенств. Так что же? Будем защищаться? Астероид 1999 AN10 был открыт в 1999 году с помощью автоматического телескопа LINEAR. Когда Андреа Милани (Пизанский университет, Италия) и его коллеги определили параметры его орбиты, оказалось, что в течение 600 лет астероид будет довольно часто пролетать мимо Земли, а в 2039 году существует даже опасность столкновения, правда, очень маленькая — приблизительно ОДИН ШАНС ИЗ МИЛЛИАРДА! Так что столкновение в 2039 году нам не угрожает, но на смену ему пришли две новые черные даты: одна в 2044, вторая в 2046 году. Шансы на столкновение в 2046 году довольно малы — один из пяти миллионов. Но вот вероятность того, что малая планета окажется на орбите, ведущей к столкновению в 2044 году, по расчетам в десять раз выше — 1:50000. Служители прессы подхватили из этого сообщения то, ЧТО ИМ БЫЛО НУЖНО, т.е. то, что АСТЕРОИД МОЖЕТ УПАСТЬ НА ЗЕМЛЮ(!), забыв, естественно, указать ВЕРОЯТНОСТЬ ТАКОГО СОБЫТИЯ и раздули сенсацию до вселенских масштабов. Кричащие заголовки типа «Апокалипсис грядет!» или «Конец света близок!» заставили крепко поволноваться население стран цивилизованного мира. Но не будем забывать об истории с астероидом Икар, который «должен был» упасть в Индийский океан.

А вот интересная схема, составленная любителем астрономии В. С. Гребенниковым из г. Новосибирска. Он начертил подобие мишени, в центре которой — наша родная планета, и 8 окружностей вокруг нее через каждые 100 тыс. км. В нужное место поставил Луну, а потом как бы пальнул в эту мишень десятком картечин-астероидов, пронесшихся мимо нас по данным в ЗВЕЗДОЧЕТЕ (1996 г., №9) и "Науке и жизни" (1995 г., №5). Самая ближняя точка на схеме, это болид весом около тысячи тонн, который "просвистел" среди бела дня над США 10 августа 1972 года настолько полого к поверхности земного шара, что не упал, а на высоте всего 58 км отскочил от плотной земной атмосферы и унесся в космос. Пофантазировав, можно подумать "кто-то" пристреливается и довольно успешно мечет сюда огромные смертоносные глыбы, и точность метания, "кучность боя" по сравнению с 1937 годом вроде бы возросла... Однако, опять же, следует заметить, что активно следить за такими астероидами астрономы стали только в последнее десятилетие. Из известных "расчетных" астероидов наибольшую опасность представляет Эрос — глыба 40х14 км., могущая через ПОЛТОРА МИЛЛИОНА ЛЕТ наделать побольше бед, чем "динозавровая зима". Взглянув на эту схему, у пользователей сайта, пожалуй, временно потеряется вера в «светлое будущее» человечества. Так что же? «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний…» ну и так далее. Удручающая картина, нарисованная автором, схемы, а также таблица сближений, впечатляет, но ... не более того! Хватит пугать неискушенного пользователя концом света. Посмотрим на астероидную опасность более оптимистично.

Будем жить, дорогие земляне!

Представим себе на минуту, что действительно опасный астероид только что обнаружен. Как сообщить миру о грозящей ему беде? Ведь порой именно своевременное оповещение играет спасительную роль в чрезвычайной ситуации. Услышав сигнал тревоги, многие смогут спастись. Ну, а если произошла ошибка в расчетах, что тогда? Возникнет лишь ненужная паника, как известно, способная натворить немало бед. Кроме этого возможна и еще одна угроза. Если ошибка повторится и зловещий прогноз не сбудется несколько раз, то доверие к нему притупится и тогда, когда беда действительно придет, в ее реальное приближение просто никто не поверит. Как же всего этого избежать? Проработка подобного вопроса велась уже давно, но реальное решение было принято лишь совсем недавно, в июне 1999 года. Именно тогда в итальянском городе Турине состоялась рабочая конференция Международного астрономического союза. На ней было объявлено о решении, использовать для оценки угрозы с неба специальную шкалу, аналогичную известной шкале Рихтера, успешно применяемой во всем мире. Идея шкалы астероидной опасности, теперь получившей название Туринской, принадлежит профессору планетной астрономии Массачусетского технологического института Ричарду Бинзелу. Однако путь ее к признанию был весьма непрост. Все началось еще в 1993 году, когда в научных, а особенно, околонаучных кругах, велась дискуссия о, якобы предсказанном столкновении с Землей в будущем кометы Свифта-Туттля. Конечно же, при более строгом расчете ее орбиты, ОПАСНОСТЬ ОКАЗАЛАСЬ НАДУМАННОЙ, но просочившиеся в прессу сообщения все же успели добавить паники среди населения. Во избежание дальнейших кривотолков и дутых сенсаций, профессор Бинзел создал ШКАЛУ АСТЕРОИДНОЙ ОПАСНОСТИ. Обсудив ее летом 1999 года в г. Турине, где проходила конференция по астероидной опасности, МАС официально принял этот документ.

ТУРИНСКАЯ ШКАЛА АСТЕРОИДНОЙ ОПАСНОСТИ. 0 Вероятность столкновения равна нулю или ниже вероятности столкновения Земли с неизвестным небесным телом того же размера в течение нескольких десятилетий. Эту же оценку получают небольшие небесные тела, которые даже в случае столкновения не смогут достичь поверхности вследствие разрушения в атмосфере Земли.

• 1. Вероятность столкновения чрезвычайно низка или равна вероятности столкновения Земли с неизвестным небесным телом того же размера в течение нескольких десятилетий.
  • 2. Небесное тело совершит сближение с Землей, однако столкновение при этом маловероятно.
  • 3. Тесное сближение с Землей с вероятностью столкновения 1% и более. В случае столкновения возможны локальные разрушения.
  • 4. Тесное сближение с Землей с вероятностью столкновения 1% и более. В случае столкновения возможны региональные разрушения.
  • 5. Тесное сближение с Землей с серьезной вероятностью столкновения, которое может вызвать региональные " разрушения.
  • 6. Тесное сближение с Землей с серьезной вероятностью столкновения, которое может вызвать глобальную катастрофу.
  • 7. Тесное сближение с Землей с очень высокой вероятностью столкновения, которое может вызвать глобальную катастрофу.
  • 8. Столкновение, способное вызвать местные разрушения (подобные события происходят раз в 1000 лет)
  • 9. Столкновение, способное вызвать глобальные разрушения (подобные события происходят раз в 1000-100000 лет)
  • 10. Столкновение, способное вызвать глобальную катастрофу (подобные события происходят раз в 100000 лет и более).

Оценив нашумевшие астероиды 1997 XF11 и 1997AN10 согласно этой шкалы, можно сделать вывод, что по Туринской шкале они набирают 1 балл, и то, до момента уточнения их орбит. А после уточнения опасность их снижается до 0 баллов. Остается добавить, что на сегодняшний момент науке неизвестно ни одного астероида, который по Туринской шкале имел бы оценку свыше 0 баллов. Однако, если быть до конца справедливым, стоит отметить, что на данный момент обнаружено около 20% потенциально опасных астероидов. Но, тем не менее, оценивая ближайшее будущее, можно сказать, что астероидов выше 0 баллов по Туринской шкале не ожидается.

Туринская шкала кометно-астероидной угрозы. По шкале абсцисс отложена оцениваемая вероятность столкновения, по шкале ординат - кинетическая энергия космического тела в мегатоннах тротилового эквивалента взрыва. Объекты класса I соответствуют глобальным катастрофам, II - региональным, III - локальным, объекты меньшего размера не представляют серьёзной угрозы. Угроза оценивается по десятибалльной шкале, разделённой на пять степеней опасности. Белая зона соответствует событиям, которым вряд ли соответствует какая-то угроза; зелёная описывает объекты, движение которых заслуживает тщательного мониторинга; жёлтая соответствует событиям, вызывающим обеспокоенность; в оранжевой зоне находятся угрожающие события; в красной - неминуемые столкновения. // NASA / "Газета.Ru"

Рост числа известных сближающихся с землёй астероидов с января 1980 по декабрь 2007 года // Alan F. Chamberlin (JPL) / "Газета.Ru"

Кумулятивное распределение сближающихся с Землёй астероидов в зависимости от размера и абсолютной астероидной величины Н (звёздной величины, наблюдаемой с расстояния в 1 а.е.) на основании различных теоретических и экспериментальных работ. По дополнительной шкале абсцисс (сверху) указана характерная энергия столкновения, ординат (справа) - характерный интервал между столкновениями с такими телами. // "Отчёт NASA по астероидной опасности"/"Газета.Ru"

Это полоса возможного удара астероида Апофис по Земле 13 апреля 2036 года, большая часть наземного участка которой проходит по России, расчитана без учёта формы астероида и возможных аэродинамических эффектов, с ней связанных // B612 Foundation

И ПОСЛЕДНЕЕ… Согласно работе Дэвида Рабиновича (Йелльский университет, США) и его коллег, прежние оценки числа крупных околоземных астероидов завышены, по крайней мере, вдвое. Если раньше ученые считали, что их количество достигает 2000, то теперь установлено, что оно заключено в пределах от 500 до 1000. Эта оценка получена с помощью системы слежения за астероидами NEAT, установленной на 1-метровом телескопе ВВС США на вершине горы Халеакала (Гавайские о-ва, США). Авторы статьи уточнили число околоземных астероидов с помощью более совершенных компьютерных технологий. Статистическая обработка снимков позволяет учесть возможные источники ошибок и по числу обнаруженных объектов оценить число астероидов, оставшихся незамеченными. В прошлом, когда при поиске малых планет приходилось полагаться на людей, в эту оценку постоянно вмешивались такие неопределенные факторы, как усталость, особенности зрения и пр. Теперь поиск производится с помощью компьютеров, благодаря чему оценить ошибку подсчета стало гораздо легче.Результаты оказались обнадеживающими. Рабинович и его коллеги подсчитали, что несколько сотен известных околоземных астероидов, возможно, составляют около половины всех подобных объектов, поэтому задача NASA — обнаружить к 2010 году 90% околоземных астероидов диаметром более 1 км — близка к выполнению. Итак, подведем итог вышеизложенного. Ни один из известных околоземных астероидов в обозримом будущем опасности для землян не представляет! Так что будем жить, земляне!

Использованная литература:

1.Статьи и заметки Д. Гулютина из журнала «Звездочет». 2. В.С. Гетман «Внуки Солнца», М. «Наука», 1989 г.

Источник: Астрогалактика.

1. » #1 написал: Редактор Al_Magn (14 января 2010 10:24)

Ученые из США и Чешской республики впервые сумели зарегистрировать еле заметную, но теоретически очень важную силу негравитационного происхождения, действующую на все небесные тела в Солнечной системе. Для этого пришлось с помощью гигантского космического радиорадарного дальномера в течение ряда лет производить чрезвычайно тонкие измерения орбитального пути одного из околоземных астероидов. Сила, о которой идет речь, возникает за счет так называемого эффекта Ярковского (название дано в честь дореволюционного российского инженера Ивана Ярковского, в 1900 году впервые теоретически обосновавшего действие этого эффекта). Первопричиной является солнечная энергия, которую астероид поглощает своей дневной стороной и переизлучает в космос в сумерках. "Полуденный" квадрант любого тела Солнечной системы (т.е. та его сторона, которая дольше других обращена в сторону светила), естественно, нагревается сильнее, он же излучает и больше тепловой энергии. Эта неуравновешенная тепловая радиация производит крошечное ускорение, которое до сих пор оставалось "не взвешенным". В результате его действия появляется новый фактор, который вынуждает ученых внимательнее отслеживать будущие изменения траекторий астероидов.

Астероид под номером 6489 "Голевка" ("Golevka") по околоземным стандартам малоприметен, но и такой объект способен привести к серьезной катастрофе в случае его столкновения с Землей (даже 100- или 50-метровый объект может уничтожить значительную часть города). Поперечник его составляет около полукилометра, зато вес - приблизительно 210 млрд кг. Таким образом, плотность астероида - 2,7 граммов на кубический сантиметр. Наблюдение за ним проводились в 1991 (год открытия), 1995, 1999 годах и в прошлом мае, во время рекордного (16 млн км) сближения с Землей. Международная группа астрономов, включавшая исследователей из Лаборатории реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory - JPL) NASA в Пасадене (Калифорния) использовала эти данные для того, чтобы выполнить детальный анализ орбитального пути астероида. Сообщение этой группы появилось 5 декабря в журнале Science.

"Впервые мы доказали, что астероиды могут буквально сами себя двигать через космическое пространство, пусть и очень медленно, - говорит доктор Стивен Чесли (Steven Chesley), ученый из Лаборатории реактивного движения NASA, возглавлявший исследования. - Сила, возникающая за счет эффекта Ярковского, в случае Голевки кажется очень маленькой (одна унция), особенно учитывая полную массу астероида. Но за те 12 лет, что проводились наблюдения, эта небольшая сила изменила орбиту астероида на 15 километров (по сравнению с вычислениями, учитывающими только гравитационные факторы). Когда та же самая сила действует десятки миллионов лет, это может иметь огромное воздействие на орбиту небесного тела. Так, астероиды, находящиеся на орбитах между Марсом и Юпитером (пояс астероидов), могут фактически стать околоземными объектами". Реальное положение Голевки таким образом соответствует предсказанному с учетом действия силы Ярковского (исходя из расположения оси вращения астероида, скорости его вращения и поверхностных свойств, включающих коэффициент отражения).

Эффект Ярковского давно уже стал важным инструментом для описания многих аспектов динамики астероидов. Теоретики применяли его, чтобы объяснить такое явление, как передвижение объектов из основного астероидного пояса во внутреннюю часть Солнечной системы, для оценки возраста метеоритов и характеристик так называемых "астероидных семейств", образованных в основном за счет столкновений более крупных астероидов, которые, разрушаясь, дают жизнь многочисленным потомкам со схожими характеристиками. И все же, несмотря на важнейшее теоретическое значение, действие этой силы до сих пор реально не обнаруживалась ни для одного астероида. Чтобы показать всю сложность эксперимента, доктор Чесли сравнил проведенное радиолокационное обследование с определением точного (в пределах половины дюйма) расстояния до баскетбольного поля в Нью-Йорке с помощью радарной тарелки размером в мяч в Лос-Анджелесе. Исследователи использовали модель эффекта Ярковского, развитую пражскими учеными (доктором Давидом Вокрухлицки (David Vokrouhlicky)), и радиотелескоп обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рико.

Американо-чешская группа теперь планирует изучить также другие астероиды и надеется, что ее новый метод в конечном счете станет общепринятым при отслеживании этих объектов. Астрономы также полагают, что измерение силы эффекта Ярковского дает единственную реальную возможность достоверно определять с Земли массу и плотность маленьких (меньше километра) астероидов, что важно для оценки потенциальной угрозы, исходящей от них. Впрочем, эффект, который приводит к тому, что астероиды сближаются с Землей, может, напротив, помочь им "разойтись" в пространстве, если такой потенциально опасный астероид правильно "перекрасить" из какого-нибудь огромного пульверизатора, как предлагает Джозеф Спайтэйл (Joseph Spitale) из Лаборатории Луны и планет Университета Тусона.