На протяжении нескольких последних месяцев одной из главных тем является импортозамещение. В связи с ухудшением международной обстановки российские предприятия теряют возможность закупки зарубежных комплектующих, из-за чего вынуждены осваивать производство собственных аналогов. Существует и реализуется программа импортозамещения, которая, как утверждается, уже привела к некоторым результатам. Тем не менее, в ряде областей ситуация пока оставляет желать лучшего.
9 июня информагентство РБК опубликовало интервью с генеральным директором АО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф. Решетнева Николаем Тестоедовым. Гендиректор предприятия рассказал о некоторых особенностях работы, текущем положении дел и перспективах. При этом, в духе времени, интервью началось с вопроса о санкциях со стороны зарубежных государств. Как оказалось, ухудшение обстановки на международной арене может серьезно ударить по некоторым отраслям отечественной промышленности ввиду достаточно большой зависимости от зарубежных партнеров.
По словам Н. Тестоедова, в условиях санкций наибольшие риски наблюдаются в сфере поставок зарубежной элементной базы, а именно электронных компонентов высшего качества, уровня space-military. Подобные комплектующие рассчитываются для эксплуатации в сложных условиях, в первую очередь в открытом космосе. Такая продукция, вне зависимости от сходства с «обычной», может быть в сотни раз дороже ее. При производстве этих комплектующих используются особые материалы и технологии, а готовая продукция проходит специальные особые испытания. К сожалению, сейчас Россия потеряла доступ к большинству наименований подобной продукции, поскольку они производятся в США.
В цеху АО "ИСС им. Решетнева". Фото Iss-reshetnev.ru
Гендиректор «Информационных спутниковых систем» («ИСС») отмечает высочайшую зависимость своего производства от импортных поставок. Н. Тестоедов рассказал, что от 25 до 75 процентов комплектующих, используемых при производстве космических аппаратов, поставляется зарубежными партнерами. Точная доля импортной элементной базы зависит от назначения спутников. Так, в коммерческих аппаратах количество отечественных комплектующих заметно меньше, чем в военных.
Основными зарубежными поставщиками, сотрудничавшими с «ИСС», являлись компании из Соединенных Штатов. На них приходится до 83-87% от всех импортных поставок. Причиной подобного лидерства американских комплектующих Н. Тестоедов назвал их высокое качество и желание «ИСС» получать только самую лучшую продукцию зарубежного производства.
В связи с зарубежными санкциями отечественная промышленность осталась без некоторых необходимых изделий зарубежного производства. Комментируя эту ситуацию, гендиректор «Информационных спутниковых систем» отметил, что с точки зрения подверженности рискам существующие проекты можно разделить на три категории. К первой, ничем не рискующей, относятся космические аппараты и средства запуска, которые уже полностью укомплектованы при помощи всех необходимых изделий. Так же в относительной безопасности спутники, которые будут запускаться после 2019 года. Они изначально разрабатываются с учетом отказа от комплектующих, подпадающих под санкции.
В наиболее сложном положении сейчас находится третья категория космических аппаратов – спутники, которые планируется построить в 2016-17 годах. В числе этой продукции спутники системы ГЛОНАСС, а также некоторые аппараты, заказанные различными государственными ведомствами.
Н. Тестоедов считает, что есть много способов ухода от ограничений и запрета импорта. При этом он отмечает, что необходимо помнить о разнице между импортозамещением и импортонезависимостью. Гендиректор «ИСС им. Решетнева» регулярно напоминает своим коллегам, что импортозамещение подразумевает замену зарубежных комплектующих российскими, тогда как разработку проектов на основе отечественных или доступных импортных изделий следует называть импортонезависимостью.
Гендиректор «ИСС» отмечает, что отечественные предприятия сейчас зависят не только от поставляемых устройств. Имеется некоторая зависимость от заложенной в них математики. Кроме того, есть некоторые специфические проблемы, связанные с применяемым программным обеспечением. Н. Тестоедов напоминает, что зарубежное конструкторское ПО содержит не только набор инструментов для проектирования, но и базу современных комплектующих. Таким образом, программы буквально подсказывают, из каких элементов следует собирать новое изделие.
Подобный подход к созданию проектов удобен и не критичен, но только пока есть свободный доступ ко всей элементной базе. Именно с этим пришлось столкнуться российским конструкторам в связи с последними зарубежными санкциями. Тем не менее, отечественная промышленность приняла некоторые меры. После введения санкций был проведен анализ ситуации с базами данных и доступностью комплектующих. Оказалось, что некоторая часть изделий, рекомендуемых конструкторским ПО, вполне может быть заменена иной аналогичной продукцией. Таким образом удалось заменить около трети необходимых комплектующих. Кроме того, часть необходимой продукции была унифицирована. В результате список необходимых изделий был сокращен в несколько раз. Теперь в нем содержится около тысячи позиций.
Тем не менее, поиск альтернатив связан с некоторыми проблемами. Н. Тестоедов отмечает, что замена комплектующих на аналоги, по разным оценкам, приведет к увеличению габаритов и массы готовых изделий примерно на 30%. Несмотря на это, функциональность и параметры космических аппаратов будут сохраняться на требуемом уровне. В такой ситуации хорошего мало, но пока удается уложиться во все требования заказчиков.
Гендиректор «ИСС» вынужден признать, что в отрасли наблюдаются серьезные проблемы. Из-за трудностей с поставками комплектующих сроки выполнения некоторых заказов могут заметно сдвинуться. Некоторые проекты будут завершены примерно на два года позже изначально запланированного срока. Все это связано с объективными причинами. Из-за санкций отечественным специалистам теперь нужно закупить альтернативные комплектующие, разработать и собрать приборы на их основе, а затем испытать их. На все это уйдет некоторое время.
Из слов Н. Тестоедова следует, что подобные проблемы в целом не являются некой новинкой для отечественных специалистов. Дело в том, что разработка и производство космических аппаратов даже без санкций являются длительным и сложным делом. На изготовление серийного спутника сейчас уходит 3-4 года, в зависимости от сложности работ. На разработку нового проекта может уходить до 15 лет. При этом элементная база меняется каждые 5-7 лет. На практике это означает, что к концу разработки проекта приходится менять некоторые комплектующие на более современные изделия. Таким образом, некое подобие текущего импортозамещения присутствует в отрасли всегда. Нынешние санкции лишь усилили этот процесс в несколько раз.
Как видим, отечественная промышленность предпринимает все необходимые действия для сохранения производства необходимой продукции с отказом и заменой комплектующих, попавших под санкции. К сожалению, текущее импортозамещение может быть связано с определенными трудностями. Так, в контексте производства космических аппаратов компанией «Информационные спутниковые системы» подобные проекты сталкиваются с увеличением габаритов и веса готовых изделий, а также со сдвигом сроков.
Тем не менее, как следует из слов гендиректора «ИСС», основные проблемы сейчас связаны с проектами спутников, которые будут строиться в течение нескольких следующих лет. Разработка этих проектов уже идет полным ходом, но теперь столкнулась с отсутствием ряда важных компонентов. Как следствие, большую часть документации теперь придется переделывать с учетом новых условий. Итогом этого станет заметное смещение сроков вправо.
В связи с ухудшением международной обстановки и санкциями в отношении России была разработана программа импортозамещения. В течение нескольких следующих лет планируется освоить производство нескольких тысяч наименований различной продукции, которая необходима оборонной промышленности и другим отраслям. Насколько успешной будет эта программа – покажет время. Пока есть основания как для оптимизма, так и для беспокойства.
По материалам:
http://daily.rbc.ru/interview/business/09/06/2015/557714ec9a79477dcaf85684