Специалисты известной космической компании SpaceX произвели успешные испытания системы аварийного прекращения запуска Launch Abort System (LAS), разработанной для использования совместно с новым
пилотируемым космическим кораблем Crew Dragon. Запуск космического корабля был произведен со стартовой площадки Space Launch Complex 40 космодрома на мысе Канаверал и он производился в рамках программы НАСА Commercial Crew Transportation Capability (CCtCap). Американское космическое агентство надеется, что к 2017 году оно, при помощи
космических кораблей Crew Dragon, вновь обретет способность самостоятельно
доставлять астронавтов на борт Международной Космической Станции и в другие места на околоземной орбите.
Наличие работоспособной системы LAS - это одно из обязательных условий для запуска любого пилотируемого космического корабля. Подобные системы используются практически с самых первых дней, когда люди начали летать в космос. Система LAS предназначена для отстрела капсулы космического корабля от ступени ракеты носителя, которая находится на стартовом столе или на начальном этапе полета. И естественно, такая система используется тогда, когда что-то начинает идти не так и возникает угроза жизни членов экипажа корабля.
Система LAS, разработанная компанией SpaceX, весьма сильно отличается от подобных систем, использовавшихся в ходе миссий программы Apollo и разработанных для новых космических кораблей
Orion и
CST-100 компании Boeing, которые представляют собой защитную капсулу, полностью окружающую космический корабль, способную выдержать высокотемпературное пламя и сильные механические нагрузки. Система LAS компании SpaceX предназначена для того, чтобы в случае возникновения опасности моментально унести космический корабль подальше от источника опасности, от ракеты-носителя.
Использование традиционных защитных систем все же представляет собой угрозу для жизни экипажа, что наглядно продемонстрировал
первый пробный запуск космического корабля Orion, проведенный в декабре прошлого года. Элементы системы LAS в силу технических причин не отделились от капсулы космического корабля и стали причиной повышенной нагрузки на систему парашютов. Если такая ошибка возникнет в ходе обычного полета с людьми на борту космического корабля, это чревато самыми тяжелыми последствиями, вплоть до летального исхода.
Система спасения LAS компании SpaceX реализована в виде восьми реактивных двигателей SuperDraco, встроенных непосредственно в космический корабль, каждый из которых способен вырабатывать 6804 килограмм тяги. Новая система не только удовлетворяет всем требованиям программы CCtCAP, она, в отличие от традиционных систем, позволяет ее активацию в любой момент запуска, прежде чем космический корабль достигнет околоземной орбиты.
Во время тестового запуска космический корабль Crew Dragon был поднят на высоту 1524 метра при помощи своих двигателей SuperDraco, которые проработали в течение шести секунд, обеспечивая суммарную тягу в 54.431 тонну. Капсула космического корабля была оснащена 270 датчиками различных типов, установленных, помимо всего прочего, и на манекене, получившем название Buster.
"В этом полете использовалось множество инструментов" - рассказывает Ганс Кенигсма (Hans Koenigsmann), один из руководителей компании SpaceX, - "На внешней стороне были установлены температурные, акустические датчики, а внутри были установлены датчики других типов, включая и инфразвуковые микрофоны. И эта летающая лаборатория позволила нам собрать огромное количество данных, касающихся условий полета во время срабатывания системы LAS".
После достижения апогея, космический корабль отделился от модуля аварийной системы и выбросил два тормозных стабилизирующих парашюта, которые потом вытащили три больших купола основной системы, при помощи которых космический корабль мягко приводнился на поверхность вод Атлантического океана. Подобранный спасательным судном, космический корабль Crew Dragon будет доставлен в МакГрегор, Техас, где специалисты компании SpaceX соберут и проанализируют всю телеметрию, собранную датчиками, а сам космический корабль будет отреставрирован для участия в дальнейших летных испытаниях.