Фото: REUTERS/David Gray
7 апреля в Москве начались переговоры о сотрудничестве в области пилотируемой космонавтики с участием Роскосмоса, Российской академии наук и представителей китайских организаций — Центра подготовки космонавтов Китайской Народной Республики (ЦПК КНР) и китайской госкорпорации «Великая стена». В составе китайской делегации в Москву приехали три заместителя генерального конструктора ЦПК КНР — Хуань Вэйфень, Лю Вэйбо и Ли Инхуэй. С российской стороны в переговорах участвуют представители и руководство Роскосмоса, Центра подготовки космонавтов имени Гагарина и Института медико-биологических проблем РАН.
По словам одного из сотрудников подмосковного Центра подготовки космонавтов, с китайскими партнерами обсуждается взаимодействие по целому ряду направлений — от подготовки китайских тайконавтов к длительным полетам до совместных экспедиций за пределы околоземной орбиты.
Эту информацию подтверждают в Роскосмосе.
— Роскосмос ведет переговоры с китайскими партнерами в том числе по лунной и по пилотируемой программам, — заявил «Известиям» официальный представитель Роскосмоса Игорь Буренков. — Пока говорить о какой-либо конкретике рано.
В Роскосмосе не скрывают, что хотели бы осуществлять перспективные масштабные проекты по освоению космоса в партнерстве с другими государствами. Китай в этом смысле видится потенциальной альтернативой США, которые являются основным партнером России по Международной космической станции (МКС). Однако в прошлом году на фоне обострения ситуации на Украине космическое агентство США NASA решило ввести в отношении РФ и Роскосмоса санкции, которые не коснулись только МКС, во всех остальных случаях сотрудникам NASA санкционный режим запрещает даже контактировать с российскими коллегами.
Китайцы, напротив, в отношении Роскосмоса настроены дружелюбно: осенью прошлого года китайские организации (Китайское национальное космическое управление, Пекинский университет и др.) направили в Роскосмос предложения провести ряд совместных проектов на Международной космической станции. В том числе речь шла об исследованиях, предусматривающих длительное пребывание китайского специалиста на борту МКС. Попытка реализовать идею такого масштаба может натолкнуться на противодействие со стороны США — в свое время американцы возражали против участия Китая в проекте МКС. В то же время среди обозначенных китайскими партнерами сфер интереса есть и вполне реализуемые идеи, например подготовка китайских специалистов к обеспечению длительных полетов — в этой сфере у российских организаций накоплен богатейший опыт.
Отношения России и Китая в сфере космоса стали интенсивно развиваться в прошлом году, особенно после введения рядом стран технологических санкций в отношении российской оборонной и космической промышленности. Освободившиеся ниши зарубежных поставщиков выразили желание занять китайские производители. В августе 2014 года под эгидой ОАО «Информационные спутниковые системы имени Решетнева» прошел семинар при участии ряда китайских производителей электронно-компонентной базы, используемой в космической технике. Присутствовавший на семинаре вице-президент китайской государственной промышленной корпорации «Великая стена» Джао Чуньчао говорил, что власти Китая намерены снять все ограничения на экспорт комплектующих для облегчения взаимодействия с российскими партнерами. В середине ноября прошлого года было объявлено о создании СП китайской Северной промышленной корпорацией (NORINCO) и российским некоммерческим партнерством ГЛОНАСС для продвижения сервисов на основе ГЛОНАСС и аналогичной китайской системы BeiDou по всему миру.
Представители Китая ранее также проявляли интерес к российским разработкам в сфере жидкостного ракетного двигателестроения.
— Безусловно, опыт России в сфере космических полетов весьма интересен Китаю, — говорит Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского. — Однако тут важен стратегический подход
— важно не просто договориться о нескольких совместных проектах, нужно думать о перспективе. Например, мы могли бы договориться с Китаем о совместном строительстве орбитальной станции или о сотрудничестве в плане освоения Луны.