» » » Ученые разгадали тайну загадочного объекта в центре Млечного пути

Ученые разгадали тайну загадочного объекта в центре Млечного пути

6-11-2014, 15:49 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (5) | просмотров: (4 422)

Облако G2, которое, к удивлению астрономов, выдержало «свидание» со сверхмассивной черной дырой в центре нашей галактики, является, скорее всего, двойной звездой в процессе слияния, выяснили американские ученые

К концу 2013 года научный мир затаил дыхание в ожидании галактического фейерверка. Дело тогда было в том, что к источнику мощного радиоизлучения Стрелец А* в самом сердце Млечного пути, который, вероятно, является сверхмассивной черной дырой, вплотную подошло огромное водородное облако G2.

Событие вызвало такой интерес потому, что никогда еще астрономам не приходилось наблюдать поглощение черной дырой столь крупного объекта. Наблюдение за этим процессом могло бы очень многое нам рассказать о черных дырах и их взаимодействии с обычной материей.

Несмотря на ожидание зрелищной катастрофы, в которой черная дыра разорвала бы облако на части, поглотив существенную его часть, астрономы увидели куда менее впечатляющую, однако любопытную картину. Объект G2 прошел рядом с радиоисточником, остался почти целым и практически не изменил свою траекторию.

После этого ученые занялись созданием гипотез о том, почему же облако G2 повело себя так, а не иначе, и что это может значить для астрофизики.

Ученые из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, вероятно, нашли исчерпывающее объяснение. Согласно их расчетам, сделанным на основе данных гавайского телескопа «Кек», G2 является двойной звездой, которая под воздействием гравитации черной дыры соединилась в одну – огромную и массивную.

Радиоисточнику Стрелец А*, таким образом, удалось захватить только часть горячего газового облака, окружающего гигантскую звезду, однако на орбиту самой звезды и на ее состояние это почти не повлияло.

По мнению ученых, звезда в центре облака G2 переживает стадию расширения. Гравитация черной дыры, которая заставила двойную звезду объединиться в единый объект, постепенно «спагеттифицирует», то есть растягивает G2.  Этот процесс часто происходит с крупными небесными телами, которые оказываются рядом с черной дырой.

Ученые считают, что инцидент с G2 и возможности телескопа «Кек» действительно позволили углубиться в понимание физики черных дыр.

Мы наблюдаем событие, связанное с черной дырой, которое мы не можем наблюдать больше нигде во Вселенной. И мы начинаем понимать физику черных дыр с помощью наблюдений, которые ранее были невозможны.

- Андреа Гез (Andrea Ghez), Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе

Источник: naked-science.ru.

1. » #5 написал: плит (9 ноября 2014 07:13)

Цитата: Dron
    Ну, перепроверить информацию дело недолгое в наше время. Здесь особых искажений нет, просто не упомянули даже о том, что G2 вращается с периодом 300 лет вокруг предполагаемой чёрной дыры. Это проясняет происходящее.

Я пришёл с работы, отработав ночную смену. Сел за компьютер чтобы почитать о том, как учёные расширяют горизонты знаний человечества. И что я вижу? Вижу лошарную статью, из которой следует, что учёные озадачены тем, что их ожидания не сбылись. И в ней не объяснено почему, собственно, они должны были сбыться. И последним у читателей были закономерно вызваны скепсис и недоумение по отношению к учёным, расширяющим горизонты знаний и написавшим лошарную статью.
    Тут Вы кое-что прояснили: Оказывается, G2 вращается с периодом 300 лет вокруг предполагаемой чёрной дыры.
    Я понимаю так, что оно (облако) вращается уже тысячи лет (или миллиарды). Ну, по крайней мере, сделало не один виток. А это значит, что эта вращательная система устоявшаяся. А раз система устоявшаяся, то с чего они, учёные, расширяющие горизонты знаний и написавшие лошарную статью, взяли, что на данном участке очередного витка облако поглотится Стрельцом А или, по крайней мере, изменит свою траекторию?

2. » #4 написал: Dron (7 ноября 2014 18:49)

Цитата: zimorodok
    Dron,
    спасибо, но я не думаю, что тема меня интересует настолько глубоко. меня провоцируют на высказывания (письменные), разного рода "популярные сообщения о новостях науки", в которых суть и подробности настолько вытравлены, что они (если оставаться только в рамках информации представленной в самих публикациях) превращаются в детские сказки. с таким уровнем подробностей, можно просто врать напропалую, иллюстрируя свою ложь абстрактной мазней.

3. » #3 написал: zimorodok (6 ноября 2014 22:58)

Dron,

4. » #2 написал: Dron (6 ноября 2014 20:29)

zimorodok,
    я думаю, в этой работе можно найти ответы на все вопросы: http://arxiv.org/pdf/1408.1951v1.pdf
    Или в одной из работ отсюда: http://www.astro.ucla.edu/~ghezgroup/gc/publications.html

Если же у Вас возникнет несогласие или обнаружите ошибочность выводов, можете даже это изложить в виде своей работы по данной теме.

5. » #1 написал: zimorodok (6 ноября 2014 19:01)

иллюстрация доставляет: пикселизированные пятна на черном фоне с подписью. замечательно. я впечатлен.

а теперь немного википедии. расстояние от Солнца до центра Млечного пути установлено с погрешностью ±1400 световых лет. таким образом, относительное положение облака G2 и Стрельца А не может быть измерено точнее. в видимом диапазоне ни тот ни другой не могут наблюдаться непосредственно (приходится "смотреть" через пару-тройку рукавов галактики, полных звезд и туманностей и через туманность окружающую ядро). сумма погрешностей при измерении растояний до Стрельца А и облака G2 составляет ±2800 световых лет и на таком расстоянии G2 могло пройти мимо Стрельца А. из этого следует, что силы гравитации радиоисточника Стрелец А недостаточно, чтобы существенно повлиять на облако G2 на таком расстоянии. вот и весь сказ.

второй момент. на иллюстрации благоразумно не указан сам Стрелец А и не указаны масштаб и угловой размер. в отсутствии этих данных теряются сведения о скорости облака G2 и расстоянии, которое оно преодолело за год. факт превращается в сказку.

третий момент. нам предлагается поверить в странную последовательность событий. теоретически возможно прохождение облака на расстоянии в половину толщины "балджа" Млечного пути от его центра - Стрельца А, оставаясь поблизости от линии наблюдения с Земли Стрельца (это условие наблюдения события и прохода облака вблизи радиоисточника). радиус Стрельца - 6,5 световых часа и это цельный объект. т.е. по Эйнштейну, один его край знает о существовании другого с опозданием на 6,5 часов, что уже впечатляет само по себе. как уже упоминалось, о скорости облака благоразумно умолчали. иначе пришлось бы дать некоторые пояснения: как оно умудрилось пройти мимо Стрельца за год, на удалении вплоть до 2800 светолет и при этом еще и ожидались невероятные эффекты, когда свет (а следовательно и гравитация по Эйнштейну) не успел бы дойти от него до Стрельца и в один конец?

но с такими иллюстрациями научных открытий, как на этой картинке, нет никаких проблем. любой же узнает характерный профиль G2 и без всякой подписи, даже если его разбудить среди ночи и предъявить этот рисунок. "ха" три раза.

PS. что характерно, размеры облака на всякий случай тоже хранятся в тайне. доступны сведения только о его массе.