В апреле 2016 года при помощи ракеты FalconHeavy компании SpaceX будет проведен демонстрационный запуск солнечного парусника LightSail-1.
Миссия LightSail финансируется из частных источников, ее стоимость — около 4,5 млн долларов. Как сообщает «Вести.ру» со ссылкой на руководителя проекта Дуга Стетсона из американского Планетарного общества, данная технология имеет потенциал для перемещения по Солнечной системе. Солнечные парусники используют кинетическую энергию фотонов света, испускаемых Солнцем: фотоны захватываются материалом (в данном случае это майлар), скорость аппарата по мере этого возрастает.
© Josh Spradling | The Planetary Society
Вне всякого сомнения, это технология будущего — такие аппараты не нуждаются в двигателях и топливе. Разумеется, для работы каких-либо систем и инструментов могут понадобиться солнечные батареи, однако, по мере развития технологии, возможно, удастся сделать парусник полностью автономным.
Ускорение парусника за пределами атмосферы будет постоянно расти, все, что необходимо для движения — лишь солнечный свет. Минусы, которые есть на сегодняшний момент, — отсутствие системы торможения и маневрирования. Это особенно актуально при планировании траектории полета, а также учитывая опасность столкновения с астероидом или космическим мусором. Ученые на сегодняшний день обдумывают решение этой проблемы, в том числе, с точки зрения возможности использовать силу притяжения планет.
LightSail-1 — представляет собой небольшой аппарат, его длина — около 30 см, он будет оснащен 4 ультратонкими парусами из майлара и тремя 10-сантиметровыми кубсатами. Запуск состоится на среднюю околоземную орбиту (16–2000 км), что достаточно для того, чтобы избежать сопротивления атмосферы. На орбите майларовые паруса развернутся, их площадь составит 32 квадратных метра.
LightSail-1 — это не новость в технологии солнечного паруса. В 2005 году при запуске испытательного спутника Cosmos 1 Планетарного общества произошла авария ракеты, в 2010 году Япония запустила спутник IKAROS, площадь его парусов — 14 квадратных метров, в том же году спутник достиг Венеры.
НАСА в 2011 году провели испытания наноспутника с солнечным парусом NanoSail-D, а в 2015 году планируется запуск более крупного Sunjammer, площадь парусов составит целых 1300 квадратных метров. Солнечные парусники считаются невероятно перспективными в будущих миссиях к далеким звездам, ученые планируют возможности их запуска к Луне и астероидам, и именно LightSail-1 должен стать первопроходцем.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста:
дело касается японского ИКАРОСа. вики как-то очень скромно описывает эпохальный эксперимент как удачный.
НО. во-первых, из статьи топика можно сделать вывод, что ИКАРОС долетел до Венеры и таким образом признать, что на счету у "солнечного паруса" есть минимум одно успешное применение в качестве движителя, а это не так. ИКАРОС был побочной задачей японской венерианской миссии и к Венере не летал. более того, после раскрытия "паруса" и маневров, которые названы попытками управлять вектором тяги своеобразного двигателя, аппарат был потерян. что-то невнятное бормочут о двух сигналах полученных от него через какое-то время, но это не отменяет факта потери.
разумеется, это всего лишь первые шаги и неудачи неизбежны, но информация в статье слегка искажена и не отражает надлежащим образом истинное состояние дел. миссия ИКАРОСа преуспела в двух задачах: "парус" удалось раскрыть и им удалось манипулировать. но вот главный вопрос, стал ли "парус" парусом, остался в этом эксперименте без ответа.
другой момент - орбиты 16-2000 км. скорее всего опечатка и надо читать 1600-2000 км. НО. если атмосферой на такой орбите можно пренебречь, то магнитосферой врядли. как результат - пострадает чистота эксперимента. отделить вклад электродинамических сил от давления фотонов, при смехотворных уровнях обоих, за приемлемое время не удастся. орбита Земли вообще малоподходящее место для экспериментов с "парусами". в отличии от давления фотонов, фотоэффект - реально эксплуатируемое явление. образование статического заряда на лавсане паруса неизбежно, как неизбежно и взаимодействие этой заряженной пластины с магнитным полем Земли. плюс периодические затемнения, а заодно и вхождения в "хвост" магнитосферы неопределенной и непостоянной длины. сочетание этих факторов даст такой разброс параметров орбиты, что толковать его можно будет как угодно. в том числе и как успешный эксперимент.