» » » На Марсе нашелся огромный океан

На Марсе нашелся огромный океан

24-11-2009, 09:17 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (2) | просмотров: (1 545)

ФОТО: AP/European Space Agency

Ученые из университета Северного Иллинойса и хьюстонского Института по изучению Луны и планет, создавшие новую топографическую карту Марса, пришли к выводу, что большую территорию северного полушария Красной планеты когда-то занимал гигантский океан.

Систему долин на Красной планете обнаружили еще в 1970-х гг. во время миссии космической станции NASA "Маринер-9". С тех пор исследователи не могут прийти к единому мнению: является марсианская система долин и впадин следами, оставленными потоками воды на поверхности планеты, имевшей раньше теплый и влажный климат, или была сформирована в результате эрозии из-за истощения подземных запасов воды, что могло быть следствием холодного и сухого климата. Работавшие над созданием новой карты Вэй Луо и Томас Степински считают, что она свидетельствует о справедливости первой гипотезы.

Для создания глобальной топографической карты Марса был разработан компьютерный алгоритм анализа снимков его поверхности. А после того как компьютер на основе данных, собранных спутниками NASA, составил карту характерных углублений на поверхности Красной планеты, ученые повторно "вручную" проверили результаты на предмет ошибок.

"Единственная существовавшая карта долин Марса была неполна и не соответствовала современным данным, поскольку создавалась еще в 90-х годах, – говорит Томас Степински. – Свою карту мы вычерчивали в полуавтоматическом режиме: алгоритм был настроен на поиск деталей рельефа, имеющих характерную вогнутую форму, и только там, где он находил такие детали, мы отмечали долины".

Кропотливые труды исследователей дали свои плоды: ученые впервые увидели систему каналов, опоясывающих Марс в области экватора и средних южных широт. Этот пояс свидетельствует об обильных осадках в регионе, которые ручьями и реками текли на север, где находился огромный океан.

По мнению ученых, это объясняет, почему на новой карте в высоких южных широтах долины отсутствуют. "Вдали от огромного естественного водохранилища осадки выпадали редко, что и сдерживало образование долин. Кроме того, наличие океана легко объясняет зарегистрированное нами уменьшение глубины долин при движении с севера на юг", – замечает Вэй Луо.

Источник: utro.ru.

1. » #2 написал: Цвет (24 ноября 2009 14:34)

Рассмотрели наконец-то! wink

Ну признание таких фактов идет тяжело потому что это означает, что там была жизнь, соотвественно возникает вопрос куда она делать и что произошло. Резко повышается  шанс найти нечто под поверхностью Марса. Вообщем то что было понятно и так еще в 70х и что тогда высмеивалось номинальными учеными, сейчас наконец   находит подтверждение.

Дожить бы до таких грандиозных открытий!

2. » #1 написал: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ (24 ноября 2009 12:30)

На Марсе сущеcтвовал гигантский северный океан
     Карта Марса в прошлом. Иллюстрация авторов исследования

Ученые доказали наличие в прошлом на Марсе гигантского океана. Статья исследователей появилась в журнале Journal of Geophysical Research., а ее краткое изложение приводится в пресс-релизе Северного университета Иллинойса, сотрудники которого принимали участие в работе.

В рамках исследования ученые построили компьютерную модель марсианского рельефа на основе данных, собранных зондами NASA. В результате удалось получить наиболее подробную на сегодняшний день карту марсианских долин. Оказалось, что система этих образований более чем в два раза больше, чем считалось ранее.

По мнению исследователей, столь мощная сеть долин, образованных потоками воды, могла появиться, если в северном полушарии планеты в прошлом располагался гигантский океан. В частности, в этом случае долины должны были образовываться только в регионах с сильными дождями, то есть в относительной близости от побережья. Подобная ситуация наблюдается в действительности - долины образуют на Красной планете гигантский пояс.

Гипотезы о существовании океана высказывались уже достаточно давно (еще после полета Mariner 9 вокруг Красной планеты в 70-х годах прошлого века), однако, единого мнения среди геологов по этому вопросу не было. По утверждению исследователей, новый результат является весомым доказательством существования марсианского океана.

Совсем недавно существование океана было подтверждено другой группой исследователей. Они использовали данные спектрального анализа предполагаемого океанического дна, выполненного Mars Odyssey. Выяснилось, что северные равнины содержат больше железа, калия и тория, чем южная половина Красной планеты. По мнению ученых, это связано с тем фактом, что вода размывала грунт и данные элементы скапливались в донных отложениях.

lenta.ru