Большинство сегодняшних спутников после смерти переходит из стадии космического мусора в стадию звёздочек, вспыхивающих в атмосфере при сгорании, очень неохотно: космические летучие голландцы куда упорнее морских.
Среди последних, напомним, полвека странствий без экипажа считается очень хорошим сроком — между тем как некоторые элементы орбитального мусора успеют пробыть на своих орбитах много дольше: мы и сейчас подвергаем искусственные спутники Земли опасности столкновения с фрагментами пусков начала космической эры.
В российском обществе часто можно услышать антитезу «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». Совершенно очевидно, что с проблемой космического мусора антитезы нет: из двух опций мы просто обязаны выбрать обе: и «убирают», и «не мусорят». Кроме очевидной необходимости в уборке мёртвых спутников, нужны простые и надёжные методы увода с орбиты тех аппаратов, которые мы только сейчас запускаем в космос. Существующие подходы предусматривают использование для этого либо тросов, тормозящих в магнитном поле Земли, либо баллутов — наполненных газом компактных парашютов, которые в конце жизненного срока спутника будут надуваться газом, резко увеличивая поперечное сечение аппарата и тормозясь о нижние слои атмосферы.
Количество смертельно опасного мусора крупнее 10 см на орбите быстро растёт, и основная часть этого роста приходится на умирающие космические аппараты. Как бы встроить в них эффективный механизм самоликвидации?.. (Здесь и ниже иллюстрации ESA, SSC.)
Специалисты из Суррейского космического центра (Великобритания) полагают, что есть альтернатива. Космические тросы значительно увеличивают поперечные размеры спутника, в силу чего растёт вероятность его столкновения с другими аппаратами — как с «живыми», так и с «мёртвыми». При этом после удара количество обломков увеличивается в геометрической прогрессии, что множит риски для всех «обитателей» околоземного пространства.
Вариант с баллутом также увеличивает размеры спутника, но при этом ещё и требует хранения на его борту газа и оболочки.
Британцы же предлагают Европейскому космическому агентству «паутинку» — сверхтонкий парус с автоматической ориентацией по вектору наибольшей тяги, высокая отражающая способность которого позволяет использовать давление солнечных лучей для постепенного уменьшения скорости вращения и снижения до высот в 100 км. Ну а там сопротивление разрежённой атмосферы быстро подведёт аппарат к необходимости резкого дальнейшего снижения и сгорания.
Развёртывание паруса происходит из небольшой коробки (вверху).
Стандартный парус-«паутинка», разрабатываемый сегодня и имеющий четыре раздвижные мачты, размерами невелик — всего 5 на 5 метров. Все эти элементы помещаются в свёрнутом виде в отсеке 10×10×20 см. Чтобы достичь этого, сам парус делают из ультратонкой мембраны, а мачты — из углеволокна, причём сворачивают их на манер стальной ленты в рулетке, благо позволяют отличные механические свойства этого пластика.
Хотя размеры паруса тоже будут немалыми, его использование не заставит спутник тратить энергию. Как подчёркивают конструкторы, именно этот пункт — уязвимое место всех тросовых систем, ибо энергетическая подсистема спутника сама по себе уязвима и может выйти из строя, оставив подсистему эвакуации без средств к уводу аппарата с орбиты.
Систему намереваются испытать в космосе на специально выделенном спутнике уже в 2015 году, после чего планируется начало её внедрения на «большие» КА.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+