» » » На край Вселенной смотрели с Кавказа

На край Вселенной смотрели с Кавказа

1-11-2009, 11:38 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (1 442)

ТЕКСТ: Николай Подорванюк

ФОТО: Изображение GRB090423 (красная точка в центре кадра) // A.J.Levan & N.R.Tanvir

Представлены результаты наблюдений самого далекого объекта, который удалось увидеть в телескопы. В исследовании мощного гамма-всплеска, который произошел в результате взрыва массивной звезды, принимали участие и российские ученые.

23 апреля 2009 года, в 11.55 мск, космический аппарат Swift, предназначенный для поиска гамма-всплесков, зафиксировал вспышку, которая, согласно принятой классификации по дате, получила название GRB090423. «Газета.Ru» подробно рассказывала об этом явлении. Избыточное количество фотонов гамма-диапазона в течение примерно 10 секунд приходило из области неба, расположенной в направлении созвездия Льва. Повернувшись в эту область своими рентгеновским и оптическим телескопами, Swift «увидел» быстро угасавший рентгеновский источник, но в оптике и ультрафиолете космический аппарат ничего не обнаружил.

В скором времени после вспышки к работе подключились наземные телескопы.

Британский инфракрасный телескоп UKIRT на Гавайях спустя 20 минут начал наблюдение GRB. Параллельно на GRB090423 навелся 8-метровый телескоп Gemini North, расположенный также на Гавайях, который наблюдал объект в ближней инфракрасной области. Чуть позже к работе присоединились чилийский телескоп MPI/ESO с диаметром зеркала 2,2 метра, Gemini South и Very Large Telescope (VLT). Результаты наблюдений на этих телескопах опубликованы в одной из двух работ последнего номера журнала Nature, который вышел в четверг. В другой работе приведены данные, полученные спустя 14 часов после взрыва на 3,6-метровом Национальном телескопе имени Галилея, расположенном на Канарах, на Ла-Пальме.

Такое количество экспериментальных данных позволило ученым определить ряд параметров звезды, взрыв которой им удалось увидеть

Анимация, показывающая взрыв массивной звезды и гамма-всплеск

Самый главный вопрос, который с апреля волновал ученых, заключался в том, подтвердятся ли оценки расстояния до объекта, согласно которым он является наиболее далеким из тех, что когда-либо наблюдались в истории человечества. В астрономии расстояние до далеких объектов характеризуется таким параметром, как красное смещение (z), который показывает изменение длины волны излучения объекта в результате расширения Вселенной. Первоначальная оценка оказалась верной: совокупность данных первой работы дала для этого объекта z=8,2, авторы второй работы получили значение z, равное 8,1.

Таким образом, взрыв массивной звезды, которая стала источником GRB090423 – одного из самых мощных гамма-всплесков в истории – произошел спустя всего 630 миллионов лет после момента рождения Вселенной, так называемого Большого взрыва.

Это соответствует 4,6% от нынешнего возраста Вселенной. До этого самым далеким объектом считалась галактика с z=6,96.

Среди авторов первой статьи в новом номере Nature, посвященной самому далекому объекту, который удалось наблюдать астрономам, есть трое российских ученых, которые являются сотрудниками Специальной астрофизической обсерватории РАН (расположена на Северном Кавказе, в Карачаево-Черкессии) – Виктория Комарова, Александр Москвитин и Тимур Фатхуллин.

«Мы наблюдали область гамма-всплеска на 6-метровом телескопе САО РАН, и наши данные позволили установить пределы для ряда оценок, – рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» Тимур Фатхуллин. – Данная работа проводилась в рамках коллаборации с испанскими коллегами из Гранады, двое из которых являются соавторами статьи в Nature. Эта коллаборация существует уже очень давно: почти десять лет тому назад нами была написана первая совместная заявка по наблюдениям гамма-всплесков».

Говоря о значении открытия, Тимур Фатхуллин отметил, что это самый далекий объект из зафиксированных.

«Это само по себе открытие: такие далекие объекты могут много интересного рассказать астрономам, особенно об эпохе повторной ионизации. Данная работа продемонстрировала, что наблюдения гамма-всплесков открывают большие перспективы для изучения далекой Вселенной».

Источник: gazeta.ru.