» » » За Венерой тянется огромный шлейф пыли

За Венерой тянется огромный шлейф пыли

22-11-2013, 18:15 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (1) | просмотров: (2 223)

За Венерой тянется огромный шлейф пыли

За второй планетой нашей системы «пыль столбом» стоит на сотни миллионов километров — и, возможно, такой же след может выдать целый ряд её собратьев вокруг других звёзд.

Учёные во главе с Марком Джонсом (Mark Jones) из Открытого университета (Великобритания) открыли существование вокруг Венеры пылевого облака, аналоги которого в других планетных системах способны помочь обнаружить небольшие экзопланеты, пока недоступные для других методов наблюдения.

Зодиакальный свет над Параналем. Впрочем, увидеть этот свет, рассеиваемый облаком пыли, лежащим внутри пояса астероидов, при ясной погоде можно практически в любом уголке Земли. (Фото Wikimedia Commons.)

Внутренняя часть Солнечной системы наполнена пылью, так называемым зодиакальным облаком, начинающимся от Главного пояса астероидов и постепенно медленно дрейфующим к Солнцу. «Это облако бросается в глаза, когда вы используете один из космических телескопов. Но оно всегда казалось очень однородным, мы не замечали в нём какой-то особой структуры, — рассказывает Марк Джонс. — То кольцо пыли вокруг Венеры, что мы обнаружили, является следствие взаимодействия этой пыли с планетами».

Обычно частицам пыли из зодиакального облака требует порядка 100 000 лет, чтобы достигнуть Солнца., однако из работы Джонса и его коллег следует, что в районах поблизости от Венеры они могут быть пойманы и остаться в пылевом кольце на очень значительное время.

Хотя плотность пылевых частиц в кольце всего на 10% выше, чем вне его, с учётом размеров данной структуры это весьма значительная цифра. Дело в том, что при толщине всего в 10-15 млн км оно тянется за Венерой, как платье за невестой, по всей её орбите вокруг Солнца, то есть по кругу диаметром в 220 млн километров!

«Оно слишком тусклое, чтобы различить его с Земли, однако если бы вы могли его видеть, оно заняло бы по 45° с каждой стороны от Солнца, то есть половину дневного неба», — отмечает учёный.

В настоящее время учёные планируют использовать аналогичные кольца для выявления малоразмерных планет в других системах, где часто трудно разглядеть сигналы от малых небесных тел. Вопросом, однако, в значительной степени остаётся то, существуют ли зодиакальные облака в других системах.

Дело в том, что и в нашей системе пыль этого облака — до некоторой степени загадка. Давление солнечного излучения должно выбросить пыль подальше от внутренних планет, а солнечная гравитация — заставить слишком близкие к светилу частицы просто упасть на него. То есть пыль откуда-то постоянно берётся, иначе никакого зодиакального облака и ежедневно наблюдаемого нами зодиакального света просто не было бы. И по современным взглядам её источником является периодическое разрушения астероидов в Главном поясе, хотя причины таких событий пока непросто понять. Существует ли пояс астероидов в большинстве экзопланетных систем — пока неясно, отчего возможны и трудности с пониманием значения пылевых колец в выявлении малых экзопланет.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Science.

Подготовлено по материалам The Guardian.

Источник: compulenta.computerra.ru.