Роскосмос восстанавливает спутниковую группировку дистанционного зондирования Земли. К 2015 году планируется вывести на орбиту минимально необходимый "комплект" гидрометеорологических аппаратов, а также развернуть систему "Арктика" и "Обзор". Но кто и как будет использовать их данные?
Доклад Кирилла Борисова, заместителя начальника управления технической политики и контроля Федерального космического агентства, о планах агентства по развертыванию российской группировки спутников дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) открыл специализированную конференцию по ДЗЗ, которую на этой неделе проводит Российская академия наук.
Те, кто внимательно следит за этой сферой, знают, что сроки вывода новых аппаратов неуклонно «сползают» вправо — так в отрасли говорят про переносы запусков на более поздние даты. В этот раз тоже не обошлось без переносов — гидрометеорологические спутники «Метеор-М» №2, «Электро-Л» №2 и природоресурсный «Ресурс-П» №2, которые хотели отправить в космос уже в этом году, «переехали» в 2014 г. из-за замечаний к бортовой аппаратуре. Однако есть и поводы для сдержанного оптимизма: первый «Ресурс-П» начал работу в этом сентябре после летных испытаний, а выведенные на орбиту несколько лет назад «Метеор-М» №1 и «Электро-Л» №1, хотя и нештатно, но работают — в режиме ограниченной эксплуатации. Итак, сегодня можно констатировать, что после нескольких лет почти полного отсутствия российских спутников ДЗЗ на орбите спутниковая группировка постепенно восстанавливается. Уже работает пять аппаратов, и есть все основания предполагать, что, возможно, снова со сдвигами, но постепенно она заработает.
Проблемы, тем не менее, остаются: кроме того, чтобы восстановить хотя бы минимальный набор орбитальных аппаратов, надо одновременно «двигаться дальше» — разрабатывать приборы и аппараты следующих поколений. И с этим пока приходится ждать. По словам Кирилла Борисова, в агентстве было решено временно «притормозить» разработку низкоорбитального аппарата следующего поколения «Метеор-МП», а вместо него повторить уже зарекомендовавший себя «Метеор-М». Благодаря этому к 2015 г. в космосе должен оказаться минимально необходимый состав метеоспутников: к уже работающим «Метеору-М», «Электро-Л» и «Ресурсу-П» добавятся по две их немного усовершенствованные “копии”.
Увы, «Боливару не снести двоих» — ограниченные финансы и необходимость восстановить группировку в кратчайшие сроки заставляют устанавливать приоритеты. Стоит добавить, что в эти же годы планируется начать запуски по давно обсуждаемой системе «Арктика» (два аппарата для наблюдений за высокими широтами) и «Обзор» (четыре аппарата, в том числе радиолокационные). Последняя особенно важна, поскольку её появление начнёт закрывать «брешь» в орбитальных средствах радиолокации у России.
Параллельно с этим планируется совершенствовать систему приёма и обработки спутниковой информации. Свои центры работы с данными есть у Роскосмоса (Москва и Красноярск) и Росгидромета (Московская область, Новосибирск и Хабаровск), а также у некоторых других министерств и агентств, но, как рассказал Кирилл Борисов, в ближайшее время их планируют объединить в одну централизованную систему ЕТРИС ДЗЗ (Единая территориальная распределенная система дистанционного зондирования Земли), чтобы более эффективно принимать и обрабатывать данные. Также, как отметил Кирилл Борисов, очень желательно создать такие способы приёма и обработки данных в северных широтах, чтобы увеличить и зону покрытия, и возможности по получению информации.
Итак, идёт восстановление системы. Но есть другая сторона этой темы, о которой часто говорят специалисты, но редко пишут в широкой печати, поскольку она касается довольно узких вопросов работы с данными. Грубо говоря, получить спутниковую информацию — ещё даже не полдела. Огромная часть нагрузки ложится на системы обработки данных и выдачи заказчикам, государственным и частным, готового информационного продукта — карт определенного разрешения с данными по изменениям тех или иных объектов: лесов, растительности, земли.
Таких систем, в том числе в России, довольно много, но, поскольку информации от отечественных спутников долгое время не было, они используют зарубежные данные. Сможет ли информация с новых российских спутников полностью или хотя бы большей частью заменить «импортную»? Ответ на этот вопрос может дать только практика.