» » » Новый глава Роскосмоса Олег Остапенко на Байконуре. Обновлённый «Роскосмос»: первая задача — воссоздать культуру производства. Глава Роскосмоса призвал использовать опыт создания ракеты "Энергия"

22-10-2013, 16:05 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (2 891)

Глава Роскосмоса: отрасль утратила культуру производства

Культура производства в ракетно-космической отрасли переживает не лучше времена, уверен новый глава Роскосмоса Олег Остапенко.

Обновлённый «Роскосмос»: первая задача — воссоздать культуру производства

Новый глава «Роскосмоса» генерал-полковник Олег Остапенко выступил с первыми программными заявлениями. В ходе инспекции космодрома «Байконур» руководитель агентства рассказал, что в «Роскосмосе» разрабатывается новая система контроля качества, призванная решить главную на сегодняшний день задачу — воссоздать культуру производства в космической отрасли. Кроме того, Остапенко рассказал о создании комплексной программы по борьбе с астероидами и о возвращении к опыту изготовления сверхтяжёлой ракеты «Энергия».

Новая система качества производства

Руководитель агентства констатировал, что сейчас культура производства в России деградировала. «Один из ключевых моментов, на который необходимо обращать внимание, и где мы потеряли, но это может быть быстро восстановлено, — это вопросы, связанные с культурой производства. Это направление будет в постоянном поле зрения руководства «Роскосмоса». Мы разработаем ряд документов, которые будут жёстко регламентировать работу на всех этапах функционирования тех или иных работ. Это и на предприятиях отрасли, и на космодроме «Байконур», — цитирует Остапенко РИА «Новости».

Глава «Роскосмоса» подчеркнул, что ждать пять лет — в корне неправильно. Он добавил, что такая система должна была быть создана «ещё вчера», поэтому работа будет проделана значительно раньше 2018 года, как планировалось до этого.

В беседе с «Однако» вице-президент Федерации космонавтики России Олег Мухин отметил важность создания жёсткой системы качества:

— Остапенко прав: нужно поднять и само качество работ, нужно обязательно подготовить специалистов — инженерные кадры, нужны квалифицированные рабочие, и, безусловно, необходим контроль, как была в своё время военная приёмка. Все эти три составные части — они как раз и играют определяющую роль. Сейчас, со всеми последними неудачами и взрывами, наступил тот момент, который как раз показывает нам, что нужно комплексное решение проблем. Настал момент, когда должно расти качество производимых работ, качество сборки, качество разработок и контроль за всем этим.

Как из порядка получается качество

Нельзя выделить какой-то один процесс, который нуждается в особом регулировании. Космическая ракета или спутник — это целый комплекс, где одно тянется за другим. Это система: электронных решений, технических решений, связи. И должен работать весь комплекс. На этапе наземных сборочных процессов в космическую технику не должно попадать контрафактных комплектующих. Всё должно быть строго. Техника безопасности должна стоять на самом высоком уровне. И тогда всё будет летать, всё будет работать.

Форсированная подготовка новой системы качества стала реакцией на череду неудач, постигших в последнее время космическую отрасль. Напомним, что после июльского падения ракеты «Протон-М» с жёсткими высказываниями в отношении руководства «Роскосмоса» выступил вице-премьер Дмитрий Рогозин, который заявил о неэффективном управлении в отрасли, наличии избыточных мощностей и «мутном понимании целей космической деятельности».

Тогда же заговорили о надвигающейся масштабной реформе космической отрасли. Первым шагом в этом направлении стала отставка предыдущего главы «Роскосмоса» Владимира Поповкина и назначение на его место главкома Войск воздушно-космической обороны Олега Остапенко. Вторым значительным изменением в отрасли может стать выделение производственного сектора в отдельную государственную Объединённую ракетно-космическую корпорацию (ОРКК).

Программа по борьбе с астероидами

Олег Остапенко также рассказал в воскресенье о разработке комплексной программы по борьбе с астероидами. Отвечая на вопрос журналиста, как он относится к высказыванию вице-премьера Дмитрия Рогозина в «Твиттере» о том, что сверхцелью космонавтики должен стать открытый крымскими астрономами 400-метровый астероид, который в 2032 году может столкнуться с Землёй, Остапенко сказал, что он не отрицает ни одной задачи, где возможно её решение с практической точки зрения.

«Мне это очень интересно, нужно выбрать такую задачу это может быть и работа по астероидам. Надо подготовить аналитику, чтобы понять, что мы можем, что нам нужно для этого. Сейчас вырабатываем совместную работу с Российской академией наук в этом направлении», — отметил руководитель космического агентства.

Остапенко добавил, что в ближайшее время собирается встретиться по этому вопросу с президентом РАН Владимиром Фортовым. Сейчас борьба с астероидами обсуждается внутри отрасли, но вскоре к этой теме подключатся учёные РАН.

На вопрос, является ли борьба с астероидами задачей Роскосмоса или войск Воздушно-космической обороны (ВКО), он ответил, что это комплексная задача.

Возвращение к опыту создания «Энергии»

Глава «Роскосмоса» призвал к использованию опыта создания советской сверхтяжёлой ракеты «Энергия», с помощью которой в 1988 году был запущен корабль «Буран».

«Энергия» — это уникальная ракета. Отвергать тот опыт и те возможности было бы в высшей степени неправильно. Я думаю, что мы будем их использовать. В каком качестве и каким образом — это предмет дальнейшего разговора», — сказал Остапенко.

Ранее сообщалось, что РКК «Энергия» предлагает создать на базе самой мощной в мире ракеты-носителя «Энергия» новый носитель грузоподъёмностью до 70 тонн. Ракета должна быть способна выводить спутники на геопереходную и геостационарную орбиту, выводить модули орбитальных станций и платформ на низкую околоземную орбиту.

Тяжёлый носитель может быть создан для запусков с будущего космодрома «Восточный» в Амурской области. Предусматривается разработка двух вариантов ракеты — двухступенчатой и трёхступенчатой, на основе ракеты-носителя «Ангара».

В начале октября замглавы «Роскосмоса» Денис Лысков заявил, что решение о создании в РФ ракеты-носителя сверхтяжёлого класса может быть принято до конца текущего года.

odnako.org

Комментарий от редакции:

Космодром Байконур ждут перемены, заявил глава Роскосмоса

Байконур нуждается в определенных переменах в соответствии с реалиями времени, заявил новый руководитель Роскосмоса Олег Остапенко в ходе рабочей поездки на космодром, передает РИА Новости.

"Возможно, некоторые направления на Байконуре мы прекратим, а некоторые — не то, что восстановим, а создадим здесь динамику работы, соответствующую реалиям времени. Решения будут приняты по результатам анализа моей поездки. Здесь много, что нужно будет менять, и очень много нужно сделать не только в техническом плане, но и в социальном аспекте" — сказал Остапенко в эфире телеканала "Россия-24".

По его словам, большое внимание будет уделено социальной сфере и вопросам сохранения и обновления кадров.

"Кадровые вопросы и обеспечение их работы — одно из основных направлений. Не имея хорошо подготовленных, обеспеченных всем необходимым кадров, сложно смотреть в будущее. Сейчас на космодроме мы затронули эти вопросы. Не хочу заниматься вопросами критиканства, но со многими вещами я не то, чтобы не согласен, просто считаю, что вопросы решались в недостаточной степени. Поэтому я думаю, что по некоторым направлениям мы будем кардинально пересматривать подход с точки зрения смены приоритетов. Поскольку специалисты с возрастом уезжают, надо сюда приводить молодых, но делать это в логической гармонии и последовательности смены поколений. Нужно, чтобы уже сейчас одни передавали опыт, а другие — его перенимали", — заключил Остапенко.

Остапенко принял ряд решений по развитию Звездного городка

Новый руководитель Роскосмоса Олег Остапенко принял ряд решений, направленных на развитие Центра подготовки космонавтов имени Гагарина и Звездного городка, сказал Остапенко в эфире телеканала "Россия-24", передает РИА Новости.

"Выработаны определенные предложения по развитию Звездного городка и испытательной базы Центра подготовки космонавтов целом. Были приняты определенные, пока предварительные решения, которые в ближайшее время дадут импульс развитию этого направления", — сказал он.

Глава Роскосмоса призвал использовать опыт создания ракеты "Энергия"

Опыт создания советской сверхтяжелой ракеты "Энергия", с помощью которой в 1988 году был запущен корабль "Буран", должен быть использован и сегодня, сообщил в воскресенье журналистам глава Роскосмоса Олег Остапенко.

"Энергия" — это уникальная ракета. Отвергать тот опыт и те возможности было бы в высшей степени неправильно. Я думаю, что этот опыт и те возможности мы будем использовать. В каком качестве и каким образом — это предмет дальнейшего разговора", — сказал Остапенко.

Ранее статс-секретарь, замглавы Роскосмоса Денис Лысков заявил, что решение о создании в РФ ракеты-носителя сверхтяжелого класса может быть принято до конца текущего года, передает РИА Новости.

novosti-kosmonavtiki.ru