» » » В системе белого карлика найдены следы воды

В системе белого карлика найдены следы воды

11-10-2013, 22:04 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (0) | просмотров: (1 095)

В системе белого карлика найдены следы воды

В 150 световых годах от Земли есть белый карлик GD 61, у которого обнаружены следы, могущие указывать на наличие в прошлом этой системы условий для возникновении жизни.

Напомним: белый карлик (БК) — это, по сути, «труп» обычной звезды, возникающий после завершения её жизненного цикла. Параметры БК слегка разнятся в зависимости от того, какой именно звездой была предшественница, и в случае GD 61 это, по всей видимости, звезда спектрального класса А — чуть больше и значительно ярче Солнца, что-то вроде Фомальгаута.

Астероид с содержанием воды в 26% — первое известное подтверждение столь «мокрых» тел за пределами Солнечной системы. (Иллюстрация Mark A. Garlick.)

Особенность БК — огромная плотность и неразрывно связанная с ней сильнейшая гравитация. Из-за последней все сколько-нибудь тяжёлые элементы буквально «тонут» в недрах «трупа звезды», а на поверхности остаются лишь гелий и водород. Но иногда там находят следы и других элементов, нередко связывая это с недавним поглощением звездой астероида или обломка планеты, существовавшего в системе до того, как её центральное светило сбросило верхние слои оболочки и обернулось БК.

Группа Джея Фарихи (Jay Farihi) из Кембриджского университета (Великобритания), использовав для изучения GD 61 данные, полученные космическим телескопом «Хаббл», отыскала в атмосфере БК следы оксидов магния, алюминия, кремния, кальция и железа.

Но что ещё более интересно, удалось обнаружить следы кислорода, которые в принципе не могут быть связаны с вышеназванными веществами. Сначала астрономы предположили, что это остатки углекислого газа, который в форме льда часто встречается в самых разных точках планетарных систем, включая Солнечную. Но любые поиски углерода, который неизбежно должен был сопутствовать такому кислороду, успехом не увенчались.

«Единственный химически реальный вариант такого источника — это вода», — уверен г-н Фарихи. Поверим ему?

Наблюдения в ИК-диапазоне подтвердили, что эти элементы в атмосфере белого карлика поступают из диска нагретого материала, вращающегося вокруг «звёздного трупа». По предложениям, источником кислорода стало тело, состоящее из воды на 26% по массе, что делает его близким к Церере, карликовой планете Солнечной системы, расположенной между орбитами Марса и Юпитера.

Для сравнения можно напомнить, что доля воды в общей массе Земли всего 0,02%, то есть в 1 300 раз меньше. С планетологической точки зрения наше небесное тело — очень сухое место и, по ряду предположений, его основным поставщиком воды, сформировавшейся в том регионе Солнечной системы, где водяного льда было мало, стали астероиды типа Цереры, а также крупные кометы.

Обнаружение в системе GD 61 следов тела такой «влажности» означает, что там тоже могли сложиться условия для формирования планет земного типа, со значительным количеством воды на поверхности. Сама по себе вода не гарантирует обитаемости, так как есть даже на поверхности Марса (20 г на кг), а также на полюсах Луны и, видимо, Меркурия. Но вот для планеты, находящейся в зоне обитаемости, присутствие воды действительно имеет огромную значимость, делая возможным развитие жизни нашего типа.

Кроме того, открытие говорит ещё вот о чём: даже после завершения жизненного цикла системы обычного типа (что произойдёт с Солнцем через несколько миллиардов лет) вокруг звезды всё ещё вращаются тела со значительным количеством воды. К сожалению, неизвестно, уцелели ли в системе белого карлика планеты. Но, в принципе, столкновение тел вроде Цереры способно привести к образованию новых планет и вокруг GD 61. В этом случае воды на подобном теле будет вполне достаточно.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Science.

Подготовлено по материалам ScienceNOW. Изображение на заставке принадлежит Shutterstock.

Источник: compulenta.computerra.ru.