В ближайшее время должен состояться научно-технический совет Федерального космического агентства по вопросу создания ракеты-носителя сверхтяжёлого класса. Похоже, речь идёт о новых, действительно масштабных задачах для нашей космической отрасли. Ведь сверхтяжёлые ракеты-носители создавались в прошлом для таких задач, как Лунные программы, полёты к планетам Солнечной системы, выведение на орбиту массивных объектов.
Вообще-то новая Лунная программа у нас имеется. Так в начале августа прошлого года Роскосмос объявил тендер на разработку эскизного проекта космического ракетного комплекса тяжёлого класса, который будет использоваться на космодроме Восточный и предназначен для запуска пилотируемых кораблей к Луне. В состав комплекса должна входить двухступенчатая и трёхступенчатая ракеты, способные выводить на орбиту (наклонную круговую орбиту равную 200 км) до 20 и 70 тонн полезной нагрузки.
В конкурс включилась РКК «Энергия», предложив носитель «Энергия КВТ». Этот носитель использовал задел, накопленный по программе «Русь-М» (закрыта в 2011 году) и по собственной ракете «Энергия», выводившей в космос «Буран» (изображение). Но это всё же не сверхтяжёлый класс носителя. Та же «Энергия» — лучшая в мире сверхтяжёлая ракета — могла выводить на орбиту свыше 100 тонн.
Но на салоне «МАКС-2013» Самарское ЦСКБ «Прогресс» объявило, что готово создать собственный носитель, уже сверхтяжёлого класса. Это значит, что такой носитель стал нужен — впервые после распада СССР! Кстати, так и не реализованный проект «Русь-М», над которым работало ЦСКБ, действительно имел вариант сверхтяжёлого носителя («Русь-МСТ»), который был способен выводить до 100 тонн полезной нагрузки. И возобновление работ над сверхтяжёлым носителем говорит о том, что у нашей космонавтики появились новые цели. Такой носитель может понадобиться для больших задач, таких как освоение Луны, полёты к Марсу, возобновление собственной пилотируемой программы вместо участия в международной. Или для новых программ в интересах безопасности, подобных выведению тяжёлого автоматического космического аппарата «Полюс» («Скиф-ДМ»). Этот спутник был выведен на орбиту также сверхтяжёлой ракетой «Энергия», несмотря на личное участие Горбачёва в прекращении этой уникальной программы (об этом и других военно-космических проектах мы писали здесь). И это уже совсем другой уровень космических программ, достойный великой космической державы, которой мы и были в прошлом.
Мы также уже говорили о том, что реализуемые сейчас космические программы не соответствуют масштабам отечественной ракетно-космической отрасли. Она создавалась для большого рывка. А ныне её научно-производственные мощности не могут до конца восстановиться после распада страны и периода деградации 90-х годов. Одной из причин можно считать отсутствие масштабных задач — большой работы. Наведение порядка на предприятиях отрасли и возвращение государству её активов (что является целью реорганизации Роскосмоса) — это только полдела. После этого нужно предприятия ещё и загрузить работой. Иначе получится, как с НПО «Энергомаш», которому, скорее всего, запретят работать на американцев (подробнее ситуация описана здесь), но пока не обеспечили загрузку мощностей и уникального коллектива заказами в интересах собственной страны.
Теперь наконец-то речь идёт о действительно масштабных задачах. Научный совет должен будет определиться не столько с необходимостью сверхтяжёлой ракеты-носителя (это вопрос уже решённый), сколько с распределением этой работы между предприятиями отрасли. Нужно, чтобы эта работа оказалась по силам всем задействованным организациям, чтобы потом её сложность не стала оправданием задержек или, не дай бог, аварий. Поэтому РКК «Энергия» вместе с ЦСКБ «Прогресс» и НПО «Энергомаш» должны будут объединить усилия, использовать заделы по ракетам «Энергия» и «Русь-М» и в течение трёх-пяти лет создать сверхтяжёлую ракету. Это к тому же позволит загрузить мощности всех перечисленных организаций, а так же многих других, участвующих в научно-производственной кооперации.