» » » Вещество из ядра кометы впервые оказалось в руках ученых

Вещество из ядра кометы впервые оказалось в руках ученых

10-10-2013, 14:01 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (2) | просмотров: (1 497)

Вещество из ядра кометы впервые оказалось в руках ученых

Кометы — это тот ключ, который необходим ученым для разгадки одной из главных тайн космоса — образования Солнечной системы. Так считает Дэвид Блок, один из авторов статьи, недавно опубликованной в журнале Earth and Planetary Science Letters. Основой для публикации стал обнаруженный египетским геологом камень, который был явно неземного происхождения, что подтвердили радиоуглеродный и изотопный анализ.
© Suppakij1017 | Shutterstock.com
Интерес исследователей находка привлекла наличием в своем составе микроскопических алмазов. На Земле они образуются глубоко в недрах из углеродсодержащих материалов, оказавшихся под высоким давлением. В условиях, близких к поверхности планеты, такое возможно лишь при ударе огромной мощности. Например, при падении кометы.
Дальнейшие изучения показали, что камень является частью кометы, взорвавшейся над территорией Сахары более 28 миллионов лет назад. Это первый в истории случай, когда в руки исследователей попал цельный образец ядра кометы. До этого изучалась лишь пыль, добытая в арктических льдах и верхних слоях атмосферы.
Камень назвали гипатий — в честь первой женщины-астронома — Гипатии Александрийской.

Источник: gismeteo.ru.

Комментарий от редакции:

Впервые идентифицированы остатки упавшей на Землю кометы

Хотя кометы падают на нас регулярно, следов от них не так много. Ведь, по сути, сие небесное тело — комок грязноватого снега, который легко разрушается в атмосфере. И даже если этот процесс не завершён, замёрзшие газы всё равно испарятся.

Впрочем, косвенные следы таких визитов обнаружить можно, и такое, конечно, случалось. 28 млн лет назад на глазах изумлённых египтопитеков, обитавших тогда на землях нынешнего Египта, в атмосферу вошла комета, взрыв которой нагрел песок до 2 000 °С. В результате кусок пустыни в этом районе обогатился кварцевым стеклом, распределённым по 6 000 км² сахарских угодий. Его полированные образцы можно увидеть в одной из брошей Тутанхамона — жёлтом скарабее.

Скарабей в центре сделан из продукта того самого кометного взрыва, случившегося примерно 28,5 млн лет назад. (Фото Jon Bodsworth.)

Учёные во главе с Йеном Крамерсом (Jan Kramers) из Йоханнесбургского университета (ЮАР) попробовали проанализировать весьма странный чёрный камушек, найденный одним египетским геологом там, где много «необычного кварцевого стекла». Вывод таков: имеет внеземное происхождение. Причём «несомненно».

Однако для метеорита его состав весьма чуден: изотопы не показали сходства такого рода, и ни к одной группе метеоритов отнести камень не удалось, да и следы традиционного оплавления внешних слоёв небесного гостя в обычном виде не наблюдались. Кроме того, в составе камня нашлось множество микроскопических алмазов. Всё вместе и привело исследователей к безальтернативному умозаключению: перед нами часть той самой «египетской» кометы.

«Алмазы обычно формируются из углеродосодержащих материалов глубоко внутри планеты, где давление высоко. Но очень высокое давление достигается и иными способами. Например, при ударе, — поясняет Йен Крамерс. — Часть кометы была сжата, и ударная волна от сжатия породила эти алмазы».

Итак, камень стал первым образцом вещества из ядра кометы, найденным на Земле, утверждают авторы. В связи с редкостью образца ему даже дали имя собственное — Ипатия, в честь первой в мире женщины-учёного (математика и астронома), жившей и погибшей от рук «христианских» фанатиков на территории Египта в IV–V веках нашей эры.

Само событие в представлении художника. Египтопитеки внизу не показаны, что может объясняться соображениями гуманности. (Иллюстрация Terry Bakker.)

«НАСА и Европейское космическое агентство потратили миллиарды долларов, собирая микрограммы кометного вещества и отправляя их на Землю. Теперь у нас есть совершенно иной подход к изучению этого материала, без траты миллиардов на поиски и доставку», — заключает г-н Крамерс.

Отчёт об исследовании опубликован в журнале Earth and Planetary Science Letters.

Подготовлено по материалам EurekAlert!.

Источник: compulenta.computerra.ru.

1. » #2 написал: vpreunov (10 октября 2013 21:10)

Предельный возраст образца, определяемый радиоуглеродным методом-
    порядка 60000 лет, и применяется он для определения возраста биологических объектов (их останков). Микроалмазы в метеоритах (образованные не при ударе, а при образовании породы метеорита), находят
    регулярно, как и в ксенолитах мантийных пород на Земле. То есть, авторы
    статьи нашли камень (возможно, метеорит) и тут же склепали статейку
    на модную кометную тему из этого камня и своей фантазии.

2. » #1 написал: zimorodok (10 октября 2013 18:58)