Американцы могут лишиться российских ракетных двигателей
Совбез РФ решает вопрос о запрете экспорта в США двигателей РД-180 для ракет семейства Atlas.
Россия может прекратить поставку в США ракетных двигателей РД-180 для использования их на ракетах Atlas V. Вопрос о прекращении поставок в настоящее время рассматривается Советом безопасности (СБ) РФ, рассказал «Известиям» информированный источник в Роскосмосе.
— С помощью ракет семейства Atlas американцы выводят военную нагрузку, — говорит представитель Роскосмоса. — Прежде в России на это смотрели сквозь пальцы, а сейчас поставлен вопрос о целесообразности сотрудничества такого рода. На заседании СБ, в частности, констатировалось, что ракеты Atlas V используются для выведения перспективного космоплана, который по сути представляет собой новейшее универсальное космическое оружие, потенциально опасное в том числе для российской спутниковой группировки. Поэтому сейчас стоит вопрос о прекращении поставок РД-180 американцам после 2015 года.
Проект двигателя РД-180 от химкинского НПО «Энергомаш» был признан победителем конкурса на разработку и поставку двигателей для первой ступени модернизированных носителей семейства Atlas в начале 1996 года. РД-180 представляет собой модификацию модели РД-170, созданной в рамках программы «Энергия-Буран».
По сути РД-180 — это половина двигателя РД-170 — самого мощного из когда-либо созданных жидкостных ракетных двигателей, но невостребованного из-за сворачивания программы «Энергия-Буран». По оценке президента РКК «Энергия» Виталия Лопоты, на момент начала эксплуатации двигателей РД-170 (это конец 80-х годов прошлого века) СССР опередил США в технологиях жидкотопливного ракетного двигателестроения минимум на 50 лет. По соглашению 1996 года, НПО «Энергомаш» через СП «РД-Амрос» обязалось поставить 50 двигателей РД-180 в рамках твердого контракта и еще 51 по опционному соглашению. В США уже поставили более 60 двигателей по ценам $11–15 млн за штуку.
Ракеты Atlas V с двигателями РД-180 регулярно используются для выведения военных объектов. Например, с помощью Atlas V выводятся новейшие спутники связи AEHF в интересах ВВС США. Экспериментальный орбитальный самолет Boeing X-37 запускался ракетой Atlas V трижды, в последний раз — в декабре 2012 года.
Исполнительный директор НПО «Энергомаш» Владимир Солнцев считает, что решение отказаться от экспорта РД-180 отрицательно скажется на предприятии:
— Мы по данному вопросу свое мнение уже сформулировали, наверх предоставили, вам я его пересказать не могу. Тем более что тут от нас ничего не зависит. Если примут такое решение, значит, примут. Хотя, конечно, для нас это нездорово. РД-180 пока летает только на Atlas V, прежде планировалось его использовать в составе ракеты-носителя «Русь-М», однако работы по его созданию прекращены. В случае сворачивания производства РД-180 нам нужно будет думать, чем загрузить производственные мощности.
В РКК «Энергия» (является управляющей компанией НПО «Энергомаш») выступают против прекращения экспорта ракетных двигателей в США.
— Это интриги руководства Роскосмоса, они забрали с НПО «Энергомаш» производство двигателей РД-191 (двигатель первой ступени носителя «Ангара»), теперь пытаются блокировать экспортную деятельность, — считает собеседник «Известий» в руководстве корпорации.
В Роскосмосе это утверждение опровергают. Собеседник в космическом агентстве поясняет, что в июле Совет безопасности обратился с официальными запросами относительно экспорта ракетных двигателей в четыре ведомства: Минобороны, Минпромторг, Службу внешней разведки и Роскосмос с просьбой предоставить мотивированные позиции по данному вопросу.
— Роскосмос свое мнение пока не отправил, это очень непростой и многосторонний вопрос, по которому однозначную позицию занять сложно, — пояснил собеседник.
Ранее руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин высказывался за продолжение международного сотрудничества по поставке двигателей в США.
-Американцы покупают двигатели РД-180 энергомашевского производства и сейчас ведут с нами переговоры о возможности приобретения перспективных двигателей РД-193 для разработки своих носителей, — говорил Поповкин в интервью «Известиям» в декабре 2012 года. — Они убедились, что российское предприятие делает качественный продукт. Лучшие жидкостные ракетные двигатели в мире. И им легче купить, чем догонять в этой области. Поэтому нам крайне важно сохранить НПО «Энергомаш» и обеспечить его развитие.
— По моему мнению, прекращать экспорт ракетных двигателей в США глупо, — говорит научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. — Это ударит только по нам. Как финансово — мы потеряем деньги от контрактов, так и репутационно, поскольку с нами после этого не захотят иметь дела зарубежные партнеры. Понятно, что американцы от этого сильно не пострадают, уж точно не прекратят запускать в космос военные спутники. А нам придется прекратить выпуск РД-180, потому что эти двигатели больше никому не нужны.
— Подобные разговоры звучат на фоне так называемой «паузы в отношениях» между РФ и США, но, на мой взгляд, конкретно эта идея глупая, — говорит руководитель Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. — От того, что мы сотрудничаем с США, продаем им двигатели и при этом сами покупаем что-то военное у французов и израильтян, мы же сами только выигрываем. К слову, доделать новый двигатель для «Ангары» нам помогли деньги Южной Кореи — если б не межправительственное соглашение о помощи при создании KSLV (первая корейская ракета космического назначения, построенная с использованием российских технологий) неизвестно вообще, когда бы был доделан этот двигатель. Сворачивание международного сотрудничества в данной ситуации — худший из возможных сценариев.
В пресс-службе подразделения «Космические системы» корпорации Lockheed Martin, где делают носители Atlas, не смогли оперативно прокомментировать ситуацию. Источник: telegrafist.org.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментариев 186
Рейтинг поста:
Далее снизить поставку до этого уровня: американцы будут сильно возмущаться, но свое производство не начнут т.к. дешевые русские двигатели хоть и медленно но поступают. Условия всякие выставить и главно постоянно вести переговоры ни о чем и долго. Чтобы изменить цену, возможно, следует банкротить предприятия и под новой вывеской новые цены устанавливать. Мыши и кактус.
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
ps. После сегодняшней статьи о Протонах и Глонассе, злой весь вечер :( Всех манагеров к стенке, в прямом эфире, по всем центральным каналам, расстрелять.
У Путина спрашивают:
- Почему Вы не покончите с оппозицией одним решительным ударом?
- Объясняю на простом примере. Представьте себе большую кучу дерьма.
- Ну, представили.
- А теперь представьте, что вы по ней со всей силы ударили кулаком!
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 779
Рейтинг поста:
даже нужный, перспективный проект, можно изгадить, хватит уже =ДО ОСНОВАНИЯ, а ПОТОМ=, надо чистить и наводить порядок, а не ломать
Статус: |
Группа: Гости
публикаций 0
комментариев 0
Рейтинг поста:
Закрыть Сколково и денег хватит не только на поддержку квалификации. Закрыть антипиратский комитет и спецы получат заметную прибавку к зарплате. Урезать аппетиты топ-манагеров и денег хватит на все остальное. Кажется, на Оке была статься, что основная доля доходов от продажи РД-180 остается у посредника "совместного" амеро-российского предприятия.
ps. После сегодняшней статьи о Протонах и Глонассе, злой весь вечер :( Всех манагеров к стенке, в прямом эфире, по всем центральным каналам, расстрелять.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 4082
Рейтинг поста:
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 971
Рейтинг поста:
mouse, Вы глубоко заблуждаетесь.... Если Вы прочитаете выше, то обратите внимание, что наши двигатели выиграли конкурс, а в нём участвовали и прочие производители. Ну заменят амеры поставщика, ну потратят пару миллионов на изменение крепежа движков - а что дальше? А дальше Энергомаш в попе... Вот и вся песня...
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментарий 351
Рейтинг поста:
Правильно, если прекратят поставки! Лучше пусть янки нам платят за вывод полезной (не военной нагрузки). Так мы и Восток поднимем, и в науку вложим, нежели продолжим гнаться за лёгкими деньгами за "сырьё", а не готовый сервис.
Для примера, мейнфреймы IBM всреднем стоят до $25M. Стоят, греют воздух и никуда не летают. Такие железки есть в РЖД, в банках, у ОПСосов.