Как, по-вашему, следует назвать новые спутники Нептуна? Раньше то, что на этот счёт думали простые люди, никого не интересовало, а теперь вершитель судеб космической номенклатуры готов к нам прислушаться. Международный астрономический союз (МАС) санкционировал общественные кампании по именованию небесных тел.

Всего несколько недель назад та же самая организация наложила вето на предложение назвать спутник Плутона Вулканом — в честь римского божества и вымышленной планеты из «Звёздного пути». Тем не менее решено шагать в ногу со временем. Разумеется, не просто так, а по строгим правилам.
Новый спутник Нептуна настолько мал, что «Вояджер» его пропустил.

МАС существует уже 94 года (штаб-квартира находится в Париже), и на протяжении большей части этого времени именно ему принадлежало последнее слово в вопросе о наименовании планет, лун и астероидов Солнечной системы, и оно не оспаривалось. Самым, пожалуй, знаменитым актом стал отказ Плутону в его притязаниях на звание планеты.

Но в прошлом году начались стычки с альтернативными инициативными группами. О диспуте насчёт Вулкана мы уже упомянули, а чуть раньше МАС повздорил со стартапом Uwingu, который организовал конкурс на присвоение имён экзопланетам. За участие в мероприятии надо было выложить $4,99, и МАС резонно заметил, что названия планет не продаются.

Тем не менее рак на горе свистнул, и астрономический союз всё же повернулся лицом к публике. К обсуждению названий вновь обнаруженных планет, их звёзд и спутников приглашаются все желающие — как непосредственно, так и через организованное кем бы то ни было голосование. В специальном заявлении МАС подчёркивает, что не считает себя монополистом в этой области. Присылайте свои идеи по адресу iaupublic@iap.fr.

Естественно, анархии тоже допускать нельзя. МАС не собирается устраняться, оставляя за собой право инициировать кампанию по обсуждению названий небесных тел. Коммерческие конкурсы запрещены. Международная дискуссия необходима. Полный список правил см. ниже.

Один из учредителей Uwingu планетолог Алан Стерн недоволен: «С какой стати МАС назначил себя регулировщиком? Он по-прежнему хочет контролировать то, что не находится под его контролем, — названия космических объектов? Говоря без утайки, я считаю, что они ступили на скользкую дорожку — и рано или поздно им придётся пойти на попятный».

Другие отнеслись к новости без желчи. «Отличная идея — сохранить за собой возможность устанавливать правила, — говорит Марк Шовальтер из Института SETI, недавно обнаруживший два новых спутника Плутона и организовавший публичную кампанию по их именованию. — Не думаю, что это необоснованно. Я даже больше скажу: это имеет смысл».

Те луны уже получили названия — Стикс и Кербер. Но буквально в июле группа г-на Шовальтера открыла ещё один спутник Нептуна, и он пока не имеет имени.

Г-н Шовальтер оговаривается, что правила для называния астероидов следовало бы смягчить. Хочешь увековечить имя своей собаки — открой новый астероид! «Астероидов так много, что астрономы могут позволить себе немного вольностей», — считает учёный.

Напоследок — полный список требований к вариантам названия.

    • Название должно содержать не более 16 символов.

    • Желательно уложиться в одно слово.

    • Оно должно быть произносимым на большинстве языков (по возможности).

    • Оно не должно быть оскорбительным ни на одном языке и ни в одной из культур.

    • Оно не должно напоминать названия других небесных тел.

    • Не предлагайте имена домашних животных!

    • Названия чисто или преимущественно коммерческого происхождения запрещены!

  • Имена лиц, названия мест и событий, известных по преимуществу благодаря политической или военной деятельности, тоже не подойдут.


Надеемся, исходя из последнего пункта, Марс переименовывать не будут. :-)

Подготовлено по материалам NewScientist.