» » » 6 поразительных фактов о чёрных дырах, о которых вам никто не рассказывал

6 поразительных фактов о чёрных дырах, о которых вам никто не рассказывал

10-07-2013, 22:13 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: virginiya100 | комментариев: (16) | просмотров: (4 354)
6 поразительных фактов о чёрных дырах, о которых вам никто не рассказывал

Источник перевод для gearmix ()

Чёрные дыры – это то, что случается, когда Вселенная делит на ноль. Они возникают, когда реальность выдаёт критическую ошибку: слишком много вещества в одном месте силой собственной гравитации портит и само вещество, и место, в котором оно находится.

Обычно гравитация в нашей Вселенной играет роль заботливого старшего брата, который всегда приберёт за младшим разбросанные игрушки. Но в случае с чёрными дырами гравитация превращается в форменного Аль Капоне, который сначала созывает на встречу все фундаментальные законы бытия, а потом устраивает настоящую мясорубку с их участием. Чёрные дыры не только разрушают материю, они разрушают квантовые законы, формирующие эту материю, сжимая её до состояния ничтожной крупицы, пока та перестанет излишне существовать. Словом, чёрные дыры просто игнорируют реальность.

171988

Хотя большинство людей считают их чем-то вроде «санитаров космоса», это бесконечно далекое от реальности представление. Мы собрали факты, которые избавят вас от этого заблуждения.

№6. Это самые яркие объекты в небе

Все знают, что даже свет не может покинуть поверхности чёрной дыры, из-за этого их и воображают чем-то вроде открытого посреди космоса канализационного люка. Между тем «чёрная дыра» – это всего лишь образное название, на самом деле зачастую они являются ярчайшими небесными объектами.

171989

Мы забываем, что кроме горизонта событий, за который свет действительно не может вырваться, есть ещё и вся остальная Вселенная, и что вращающаяся чёрная дыра поглощает материю вокруг, закручивая вещество, словно водоворот.

172094

Когда газовое облако «падает» в чёрную дыру, вещество сжимается давлением, резко уменьшаясь в объёме и нагреваясь от трения. И, подобно метеору в атмосфере, газ вокруг чёрной дыры начинает натурально гореть. Причём, он накаляется даже не добела – он начинает испускать рентгеновское излучение, перерабатывая 10% своей совокупной массы в чистую энергию. Для сравнения термоядерные боеголовки перерабатывают в энергию лишь 5% своей массы. Вы оценили? Бросьте что-то в чёрную дыру, и вы получите в 2 раз больше энергии, чем при термоядерном взрыве.

№5. Они устраивают взрывы галактического размаха

Чёрные дыры создают самое мощное гравитационное ускорение, и они же являются самыми тяжёлыми объектами нашего мироздания. Столкнуть одну с другой равнозначно тому, если бы вы попытались взломать компьютер самого создателя, хотя в нашей галактике такое столкновение уже произошло.

171991_v1

На снимке выше два космических взрыва, разрастающихся пузырями высокоэнергетических частиц. Насколько они большие? Ну, вот эта полоска пыли посередине – наша галактика Млечный Путь, а диаметр каждого из пузырей – 25 000 световых лет. Сейчас они покрывают половину видимого неба, а расширяться начали, по всей видимости, миллионы лет назад. Эти изображения специально сделаны цветными – на самом деле розовым цветом на них отмечено гамма-излучение. Учёные предполагают, что эти пузыри возникли, когда неизвестная карликовая галактика спикировала на Млечный путь, и её центральная чёрная дыра проиграла нашей вчистую, хоть и наделала в нашей галактике дел, словно слон в посудной лавке.

171990

№4. Их миллионы

171993_v1

Ярчайшие чёрные дыры с активным ядром называются квазарами. Они не только самые яркие объекты в своих галактиках – они ярче, чем все остальные звезды в них вместе взятые. Маяки указывают морякам места, от которых лучше держаться подальше, но они же и обозначают ключевые для навигации точки. Так и чёрные дыры являются прекрасными маркерами, позволяющими нам строить карты нашей Вселенной. Принимая чёрные дыры за самых жутких космических монстров, люди полагают их редкостью. И зря: внутри практически каждой галактики существует сверхмассивная чёрная дыра. 2,5 миллиона – вот число активно поглощающих вещество чёрных дыр, обнаруженных инфракрасным телескопом WISE. Они просто-таки окружают нас.

171994_v1

№3. Они постоянно производят антиматерию

Вселенная постоянно порождает пары частица-античастица, которые, возникнув, тут же аннигилируют друг друга, производя выброс гамма-излучения, причём, делают это столь быстро, что принцип неопределенности Гейзенберга даже не успевает подействовать.

Но если эта виртуальная пара частица-античастица достигает горизонта событий, одну из них втягивает в чёрную дыру, а другая становится свободной. Всё это могло бы стать отличным текстом психоделической песни, если бы не было описано одним из умнейших людей на планете – Стивеном Хокингом.

Поскольку то, какая частица «сбегает» из чёрной дыры определяется случайно, так называемое излучение Хокинга предполагает, что за горизонтом событий оказывается смесь частиц-античастиц в пропорции 50 на 50 в непрерывном потоке самоаннигиляции.

№2. Они могут взрываться

Даже чёрным дырам приходиться платить за нарушение всех правил нашей Вселенной – закон сохранения энергии действует и на них. Впрочем, надо оговориться: большим чёрным дырам всё нипочем, излучение Хокинга забирает слишком незначительную часть их массы. Но для небольших дыр это катастрофа – они испускают больше энергии, чем поглощают. И тогда чёрная дыра взрывается. Но не стоит беспокоиться – если дыра настолько мала, чтобы взорваться, то она почти неспособна ничего разрушить при этом.

№1. Они стреляют «лучами смерти»

Чёрные дыры прожорливы как Пэкмен, и если они так же зачистят нашу Вселенную от всего остального, нам только останется надеяться, что творец придумал следующий уровень. Но это и так хорошо известно, а вот что вы едва ли знаете: чёрные дыры могут стрелять высокоэнергетическими лучами межгалактических масштабов.

Когда чёрная дыра поглощает материю, вращающуюся вокруг её экватора, полюса выбрасывают в пространство плазменные струи, называемые джетами, со скоростью близкой к скорости света.

172001

Например, на снимке галактика 3С321. Чёрная дыра в её центре выбрасывает мощный джет в сторону соседней галактики, бомбардируя её рентгеновским излучением, гамма-лучами и потоками релятивистских частиц с расстояния в 20 000 световых лет. Эту чёрную дыру учёные NASA (а эти ребята даже о гибели Вселенной обычно говорят спокойно) окрестили «Звездой смерти».

Источник: gearmix.ru.

1. » #16 написал: адамант (14 июля 2013 15:37)

Мichel Platini:
    Вот Вам и аналогия двоякости фотона света.

Спасибо за аналогию! Стала гораздо понятней эта двоякость.

zimorodok:

Еще какой недостаток! Принцип "что вверху, то и внизу", озвученный Трисмегистом, игнорируется напрочь.

2. » #15 написал: Michel Platini (11 июля 2013 16:32)

variant_Z, принято считать, что смещение перигелия Меркурия составляет 43 угловых секунды за сто лет, что очень точно совпадает с предсказаниями общей теории относительности. Однако уже в начале 20-х годов астрономы Гроссманн и Дулитл усомнились, что официальные и “подтверждающие” общую теорию относительности данные о смещении перигелия Меркурия соответствуют действительности.

Их проверка статистики данных наблюдений показала, что огромное число наблюдений, в особенности тысячи меридиональных наблюдений Меркурия, данные которых не согласуются с предсказаниями общей теории относительности, просто игнорируются. Истинное значение смещения лежит в пределах 0,29—0,38 секунды в год. Аналогичные установленные данные о смещении перигелия Марса и Венеры не согласуются с общей теорией относительности. Видимо, по этой причине произошел в конце двадцатых годов разрыв отношений между Эйнштейном и первоначально преданным ему единомышленником Erwin Finlay Freundlich. Решение же проблемы предложил Hugo von Seeliger, который показал, что “аномалии” в поведении планет объясняются влиянием “тормозного эффекта” межзвездной среды, то есть физического вакуума.

a_niskin,фотон безмассов, и это давно доказано, Вы путаете обладание массой с импульсом, который переносит фотон с начала своего зарождения. Бросьте камень в воду, пойдёт волна, несущая импульс от этого камня, частицы среды-воды не побегут за ней, а будут только колебаться, передавая взаимодействие возмущения в среде. Если в воду стрелять потоком камней - побегут группы когеррентных волн, квантованно несущих энергию импульсов от потока камней. Вот Вам и аналогия двоякости фотона света.
    Свет давно нам всем показывает, что есть среда - эфир (физвакуум),- в которой он перемещает импульс. Эту среду надо изучать и ставить эксперименты, а не замалчивать и отрицать её существование.

Лучше умереть при разуме, чем всё время прожить в безумстве.

3. » #14 написал: Доронин Владимир (11 июля 2013 11:51)

Цитата: zimorodok

БАЛЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РИТЦА (БТР)

..........................................................
    .........................................................
    Итак, работы Ритца, прежде скрытые под пологом таинственности и окружённые заговором молчания, стали доступными. Их можно рекомендовать всем, кому не безразлично, как устроен наш мир, в том числе микромир и Космос, какова природа электромагнитного и гравитационного полей, природа материи и света. Думается, именно на базе теории Ритца родится синтез представлений о всех взаимодействиях в виде Единой Теории Поля, над которой впустую бился Эйнштейн последние 30 лет жизни. Наконец, теория Ритца открывает такие горизонты и глубины познания, которые в дальнейшем позволят создать устройства, о которых Человечество могло только мечтать: от антигравиторов и генераторов силового поля до телепортёров и машины времени, не говоря уже о решении проблемы сверхсветовых скоростей и управляемого термоядерного синтеза. Тогда именно за Баллистической Теорией Ритца будущее. В этом уверены многие исследователи у нас и за рубежом. По их убеждению в ближайшие год-два должна грянуть новая научная революция, которая сметёт абстрактную неклассическую физику и восстановит классическую, в её обновлённом, согласном с теорией Ритца виде.

Автор: Сергей Семиков
    E-mail: s-7kov@yandex.ru
    WEB-сайт: www.semizdat.narod.ru
    7 июля отмечался День памяти Ритца
    Вальтер Ритц

+++++++++++++
    П.С. - такие учёные,как Сергей Семиков(ИМХО),составляют гордость и будущее нашей физики(и науки в целом).Их надо поддерживать!

Даже в том случае,если слои об этом и не подозревают...

4. » #13 написал: variant_Z (11 июля 2013 11:22)

Именно так, уважаемый zimorodok, в общем плане именно так.
    Уходить в частности, значит "искать блох". В целом согласен.
    Только вот:
    Цитата: zimorodok
    но в любом случае А.Э. поступил недальновидно, введя в обиход такую практику.

здесь чуток не соглашусь. Он изучал окружающее, сделал свои выводы, непротиворечивые и многое объясняющие. Не всё, но многое. И не его вина, что за ОТО и СТО ухватились, как за Золотой ключик, открывающий дверь во Всезнание. Просто это еще раз доказывает, что давая ответы, мы находим новые вопросы.

5. » #12 написал: zimorodok (11 июля 2013 11:00)

variant_Z,
    регистрируется лишь явление захвата материи "туда" "отсюда"

если быть точнее, ретроспективно регистрируется сопутствующее процессу излучение и на основе лабораторных экспериментов с источниками аналогичных излучений, с учётом масштабов, делаются предположения о характере процесса его породившего. гипотезы выдвигаются на основе предела понимания, обусловленнм имеющимися аналогиями. за пределами возможностей применения аналогий, в макро и микро масштабах, строится непротиворечивая абстрактная модель явления. непротиворечивость модели - её критерий истинности. беда в том, что этому критерию может отвечать более чем одна абстрактная модель для каждого явления. придерживаться какой-то одной модели, удобно в плане взаимопонимания, обучения и снижения затрат, но каких-либо иных преимуществ абстрактные модели, соответствующие критерию, друг перед другом не имеют. они не построены на аналогиях и не могут быть доказаны натурными экспериментами. трактовки же, в рамках разных моделей, будут взаимно безупречны.
    так что, отсылка к "неприменимости бытовых представлений к микромиру" (или макромиру), скорее недостаток подхода, чем достоинство. суть скепсиса, споров и откровенных нападок в адрес "открытий" и выводов, сделанных современными учёными в рамках принятой модели, в том, что под вопросом её критерий истинности - внутренняя непротиворечивость. массовость высшего образования сделала проблему общедоступной, а пристрастие адептов СТО и ОТО к "мысленным экспериментам" привело к тому, что масса людей ощутила, что в их распоряжении постоянно находится "шикарная лаборатория для фундаментальных исследований". так это или нет, зависит от уровня критичности самого "заведующего лабораторией", но в любом случае А.Э. поступил недальновидно, введя в обиход такую практику.

6. » #11 написал: variant_Z (11 июля 2013 10:16)

Цитата: Доронин Владимир
    Вы ведь тоже(верно) считаете философию "матерью всех наук"?(как базис нашего мировоззрения,и её ответвление - психологию,как предоставляющей "инструментарий" к базису)?
    Я не ошибся в своём предположении? laughing

Все верно! smile Не ошиблись!
    Уже не по возрасту мне менять мировоззренческие позиции.
    Пусть уж лучше такие, чем никаких! А пофантазировать (помечтать) люблю! Грешен!
    Благодарю за диалог

Взаимно! И Вам спасибо за беседу!

7. » #10 написал: Доронин Владимир (11 июля 2013 10:04)

Цитата: variant_Z

Благодарю за диалог.Приятно встретить на просторах "сети" здравомыслящего человека с "классической школой" мировосприятия.

Я не ошибся в своём предположении? laughing

Даже в том случае,если слои об этом и не подозревают...

8. » #9 написал: variant_Z (11 июля 2013 09:52)

Логично?

Еще как логично.

Абсолютно справедливо.
    В данном случае регистрируется не сама черная дыра, т.к. Вы очень точно заметили, что это невозможно, а регистрируется лишь явление захвата материи "туда" "отсюда", т.е. момент перехода, визуально обнажается лишь горизонт событий, и то его половина, которая находится в НАШЕЙ реальности. А далее... не дано нам ни увидеть ни понять, что там, за горизонтом. Точка сингулярности? Альтернативная Вселенная? Вот здесь фантазии учОных (британских особенно!) бьют ключом!
    И всё слова...

9. » #8 написал: Доронин Владимир (11 июля 2013 09:40)

Цитата: variant_Z
    Так они и есть вне НАШЕЙ реальности.

Тут явное философско-гносеологическое противоречие.
    Если бы данное явление было "вне нашей реальности" то никаким способом мы бы его не могли ни обнаружить,ни осознать(тем более). Но поскольку мы (тщетно,пыхтя и натужась своими "извилинами") мы его (явление) обнаружили и осознаём - то (по факту) мы его причислили к своей реальности.

А иначе бы просто и слова (для факта сего) в нашем словарном запасе бы не нашлось. - Логично? fellow

Даже в том случае,если слои об этом и не подозревают...

10. » #7 написал: variant_Z (11 июля 2013 09:02)

Все "парадоксы" гнездятся в нашем зашоренном сознании -
    на этом и строят свою деятельность фокусники,иллюзионисты и престидижитаторы

Совершенно верно. А шоры снимает ЗНАНИЕ. Фокусник знает КАК делается явление, а я нет, таким образом, для меня фокус, а для него обычная работа. Представьте себя с сотовым в начале 20-го века! Вы будете маг и волшебник!
    Цитата: Доронин Владимир
    То есть - "чёрные дыры" объявлены "вне реальности"

Так они и есть вне НАШЕЙ реальности. Т.к. НИКАКОЕ явление не может преодолеть барьер, то барьер, по сути своей, является горизонтом событий, ограничивающий реальность ВНУТРИ черной дыры от реальности СНАРУЖИ. А поскольку пространство неотделимо от времени, то и временнЫе параметры также лежат вне НАШЕГО конуса времени . А потому, утверждение в статье:

весьма спорно. Идет сжатие материи или её переброс просто в иное временнОе поле? Вопрос.

11. » #6 написал: Доронин Владимир (11 июля 2013 08:30)

Цитата: variant_Z
    И вообще в микромиру наши обыденно-практические понятия малоприменимы. Особенно начиная с околопланковских размеров. Там вообще можно, дойдя до "края", увидеть, что всё сущее состоит из квантовой пены...

Ну да - парадоксы по типу "Алиса в стране чудес".
    ( Р.S.Все "парадоксы" гнездятся в нашем зашоренном сознании -

на этом и строят свою деятельность фокусники,иллюзионисты и престидижитаторы winked )

Словом, чёрные дыры просто игнорируют реальность
    .

Такое предложение просто вводит в ступор. feel То есть - "чёрные дыры" объявлены "вне реальности".

Граждане журналисты - расширьте рамки своей реальности!

Даже в том случае,если слои об этом и не подозревают...

12. » #5 написал: variant_Z (11 июля 2013 07:54)

Цитата: Доронин Владимир
    Ну а как вот реальная частица не может обладать хоть малейшей массой?
    Я понимаю,что нет веса,как это трактует современная физика.

Вес и масса - суть разные понятия и явления. А фотон тем и интересен, что он чуток "нереальная" частица. Вы совершенно верно заметили:
    Цитата: Доронин Владимир
    фотон - он ведь двоякую природу имеет - и волна и корпускула

Его дуальность и является его особенностью.
    А Ваш вопрос:
    А Вы как считаете?
    Идёт человечество к прогрессу или - к регрессу?

чрезвычайно интересен и настолько многогранен, философичен и, по большому счету субьективен, что надо бы ооооогромную монографию написать, что хоть как-то даже не ответить, а только обозначить тему! smile
    Моё же личное мнение: идем то мы к прогрессу, а вот придем, в конечном итоге, к регрессу... Парадокс? Ничуть. Раздвигая границы знаний , человечество, тем самым увеличивает область незнаний! Получая ответы, мы множим вопросы. Кто-то из великих сказал: "Чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю!"

13. » #4 написал: Доронин Владимир (11 июля 2013 07:34)

Цитата: variant_Z
    И вновь, неужели? фотон безмассовая частица.

А что такое масса?
    Я помню,когда читал "Приключения Тома Сойера",то там негры своим хозяевам всё уважительно обращались:"масса Том"... fellow feel
    шутка,конечно.

Ну а как вот реальная частица не может обладать хоть малейшей массой?
    Я понимаю,что нет веса,как это трактует современная физика.
    Но вот фотон - он ведь двоякую природу имеет - и волна и корпускула,как это описывал Ломоносов...
    А Вы как считаете?
    Идёт человечество к прогрессу или - к регрессу? winked

Даже в том случае,если слои об этом и не подозревают...

14. » #3 написал: variant_Z (11 июля 2013 05:09)

Цитата: Michel Platini

Неужели? Как раз таки да. Взаимодействует. На практике это доказано в том числе А.Эйнштейном наблюдениями за связкой Солнце-Меркурий.
    Цитата: a_niskin
    Но свет - это еще и фотоны, обладающие массой,

И вновь, неужели? фотон безмассовая частица.
    В помощь вам учебник физики для средней школы или, на крайний случай, Вики

15. » #2 написал: a_niskin (11 июля 2013 02:39)

Ну как сказать... Свет - это волна, значит - процесс. Но свет - это еще и фотоны, обладающие массой, а значит - объекты. А гравитационное линзирование наглядно показывает взаимодействие света с гравитацией. Ярчайшие черные дыры - автор имел в виду, что светятся не сами черные дыры, а материя, находящаяся в их окрестности.

16. » #1 написал: Michel Platini (11 июля 2013 01:27)

"Ярчайшие чёрные дыры" - самый лучший "перл" статьи...
    Или опровержение: ведь свету и не надо вырываться из уз "чёрной дыры", так как свет - это процесс, а не объект,и с гравитацией не взаимодействует.
    Лучше всего в подобных статейках удаются иллюстрации, как у фокусников и медиумов.

Лучше умереть при разуме, чем всё время прожить в безумстве.