» » » Новые данные по "Вояджеру-1" свидетельствуют о том, что он попал неизвестно куда

28-06-2013, 16:48 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: virginiya100 | комментариев: (12) | просмотров: (6 582)

Американский аппарат "Вояджер-1" — самый далёкий искусственный объект в Солнечной системе — продолжает поставлять данные об окружающем его пространстве, всё больше запутывая астрономов. Пока ясно только одно: ни одна из моделей физиков до сих пор не оправдалась. Где же находится зонд?

Напомним, что "Вояджеры" начали изучение Земли и её окрестностей в 1977 году. В 1979 и 1980 годах соответственно аппарат "Вояджер-1" прошёл мимо Юпитера и Сатурна и отправился в межзвёздное пространство. Второй зонд "навестил" Уран и Нептун и также направляется к другим звёздам.

Первые новости о том, что "Вояджер-1" покинул Солнечную систему, начали поступать в 2003 году. В конце лета 2012 года учёные вновь заговорили о том, что граница Солнечной системы очень близка. Тогда аппарат переслал астрономам очень интересные данные. Однако до сих пор не понятно, покинул ли он Солнечную систему, так как показания приборов не соответствуют представлениям физиков об окружающем нашу планетную систему пространстве. Поясним.

Нашу Солнечную систему от внешнего воздействия (галактических космических ветров) защищает солнечный ветер — поток заряженных частиц, распространяемых нашим светилом по окрестностям. Охраняемую Солнцем область условно именуют гелиосферой. Скорость частиц, выбрасываемых атмосферой нашей звезды, достигает миллиона километров в час. Солнечный ветер "поддерживает" магнитное поле Солнца, которое почти не пропускает вредные частицы космического излучения внутрь Солнечной системы.

Вне зоны, "обдуваемой" солнечным ветром, господствуют потоки галактического ветра. Распространение частиц в этом регионе космического пространства является равномерным (не направленным), так как исходят частицы от массивных взорвавшихся звёзд всего Млечного Пути. По крайней мере, именно так считали физики-теоретики. Также исследователи космоса полагали, что переход "Вояджера-1" через границу гелиосферы будет постепенным и не слишком волнующим (сначала начнёт ослабевать солнечный ветер, а потом проявит себя галактический).

Эту примерную модель окружающего Солнечную систему пространства, скорее всего, тоже придётся пересмотреть. Самая внешняя оболочка здесь – это головная ударная волна, область столкновения солнечного ветра с межзвёздной средой (иллюстрация NASA/JPL/JHUAPL).

Однако период исследований конца 2011 года – начала 2012-го показал, что переход занял у аппарата всего несколько дней, что, по космическим меркам, очень быстро. Поток регистрируемых зондом солнечных частиц довольно резко пошёл на спад, а галактических, наоборот, усилился. Вскоре выяснилось, что со стороны Галактики "дует" подозрительно — с одной стороны. Как будто "Вояджер-1" попал в зону, похожую на прихожую в доме. Из дома (Солнечной системы) он ещё не вышел, но уже подходит к открытой двери, из которой на него летит поток заряженных частиц Млечного Пути.

"Все модели, которые должны были предсказать, что произойдёт, оказались неправильными. У нас нет вообще никакого представления о том, чего ожидать дальше", — рассказывает физик Стаматиос Кримигис (Stamatios Krimigis) из университета Джона Хопкинса. Кримигис и его коллеги являются авторами одной из трёх статей, посвящённых последним данным "Вояджера-1" и выпущенных в журнале Science.

Сейчас "Вояджер-1" находится на расстоянии, в 120 миллионов раз превышающем расстояние от Солнца до Земли. Солнечный ветер в этом регионе значительно поутих, разогнанные нашей звездой частицы затормозились примерно в 1000 раз.

Сигнал с Земли идёт до "Вояджера-1" около 17 часов (иллюстрация NASA/JPL-CALTECH).

Ещё одно обстоятельство, которое удивило астрономов: приборы "Вояджера-1" регистрируют магнитные поля на том же уровне, что и раньше. Объяснения этому у физиков нет, так как галактическое магнитное поле должно располагаться под определённым углом к солнечному (почти на 60 градусов). Выходит, что аппарат всё ещё находится под влиянием Солнца.

"Это тот ещё сюрприз! В каком-то смысле мы прикоснулись к межзвёздной среде, но мы всё ещё находимся в доме Солнца", — комментирует новые данные не участвовавшая в исследованиях Мерав Офер (Merav Opher) из университета Бостона.

В какой прихожей, фойе или коридоре Солнечной системы сейчас находится зонд, учёные не знают. Более того, они и не подозревали о существовании подобной зоны! Соответственно, не понятно, сколько времени он там пробудет: может, ещё пару месяцев, а, может быть, и годы.

Радиоактивного топлива "Вояджеру-1" хватит примерно до 2020 года. На подготовительных этапах к окончанию работы учёные отключат некоторые инструменты аппарата, чтобы продлить жизнь созданного человеком космического путешественника. Примерно к 2025 году зонд, который изначально готовили к пяти годам службы, окончательно выйдет из строя и потеряет связь с Землёй.

"Всё может измениться в любой день. Моделей происходящего у нас нет", — добавляет Эд Стоун (Ed Stone) из Калифорнийского технологического института, ведущий автор ещё двух работ и статей (1 и 2) в Science.

"Я уверен, что воображение природы куда богаче нашего", — заключает Кримигис.

Источник: Вести.

1. » #12 написал: Man_Oleg (2 июля 2013 17:36)

Скорость вояджеров обоих 15-20 км\с, а солнца (системы)в галактике минимум 250 км\с

2. » #11 написал: Michel Platini (29 июня 2013 21:39)

А почему не написали, с какого созвездия поддувает?

Лучше умереть при разуме, чем всё время прожить в безумстве.

3. » #10 написал: BesMaster (29 июня 2013 10:14)

Сейчас "Вояджер-1" находится на расстоянии, в 120 миллионов раз превышающем расстояние от Солнца до Земли - это точно какой то двоечник написал. (150*10^6)*(120*10^6) = 18*10^15 ~ 1800 световых лет. Интересно, как же это металлическое ведро набитое ломом забралось за всего за 30 лет на такое расстояние?

4. » #9 написал: funnYnick (29 июня 2013 10:06)

это, в пересчете, чуть больше 1900 световых лет.
    Что не удивительно, если глянуть на источник.
    А вот вам другой источник, от 27.06.2013

Data from Voyager 1, now more than 11 billion miles (18 billion kilometers) from the sun, suggest the spacecraft is closer to becoming the first human-made object to reach interstellar space.