» » » Как Китай догнал Россию в космосе

Как Китай догнал Россию в космосе

14-06-2013, 10:00 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ | комментариев: (18) | просмотров: (2 138)

Как Китай догнал Россию в космосе

“Русская служба “Голоса Америки”, США
Перевод редакции ИноСМИ
Смотреть оригинал

Люди имеют способность быстро привыкать к тому, что еще совсем недавно казалось невероятным. Вспомним, что уже третий пилотируемый полет на Луну американцев в апреле 1970 года отказались транслировать все ведущие телекомпании США, хотя тогда с момента первого шага человека по поверхности естественного спутника Земли прошло менее года.

©

Так же и с Китаем. Вплоть до конца прошлого столетия отношение широкой публики к китайской космической программе можно было выразить с помощью карикатуры, опубликованной в советской прессе в 1970-е годы: сто миллионов китайцев держат большую рогатку, а другие сто миллионов ее натягивают. В рогатке – атомная бомба.

Скрытый смысл рисунка был очевиден: китайская ракетная техника по своему техническому «совершенству» недалеко ушла от «стеклобойных» устройств дворовых мальчишек. И это при том, что к тому времени Поднебесная уже успешно выводила в космос спутники на собственных носителях.

Когда в начале 1990-х годов Китай стал работать над осуществлением своей пилотируемой программы, это тоже поначалу не вызывало ничего, кроме шуток. После очередного неудачного испытания прототипа корабля «Шеньчжоу», один американский эксперт так незатейливо объяснил причину происшедшего: «Некоторым странам просто не дано научиться летать в космосе». И здесь скрытый смысл слов был очевиден: Китай изначально не способен разработать и освоить такую сложную технику, как пилотируемые космические корабли.

Наступил 2003 год и то, что когда-то было предметом скепсиса и насмешек, стало реальностью. На орбиту вышел «Шеньчжоу-5» с «тайконавтом» Яном Ливэем на борту. Первый орбитальный полет Поднебесной продолжался 21 час 14 минут – почти в 15 раз дольше, чем полет Юрия Гагарина за 42 года до этого.

С тех пор прошло 10 лет. Очередной старт «Шеньчжоу» 11 июня уже никого не удивляет. За это время пять китайских космических кораблей побывали в околоземном пространстве.

В среднем один полет в два года – немного по меркам СССР/России и США. За тот же первый десятилетний период полетов своих представителей в космос Советский Союз запустил 19 космических кораблей (экипажи двух из них погибли), а Соединенные Штаты – 25.

Причем, в случае с СССР речь шла о полетах двух разных типов космических кораблей –»Восток» и «Союз», а США – трех – «Меркурий», «Джемини», «Аполлон». Кроме того, США менее чем за 10 лет достигли того, что и про сей день остается непревзойденным достижением – осуществили пилотируемый полет на Луну.

Тише едешь – дальше будешь?

Все корабли, запущенные Китаем, относятся к одному типу – «Шеньчжоу». На фоне «ускорения» в космосе СССР и США в 1960-е годы (ускорения, которое, не будем забывать, было придано «космической гонкой»), это не очень впечатляет – ни с качественной, ни с количественной точек зрения.

И все же… Каждый полет – радикальный шаг вперед, которому в Советском Союзе и Соединенных Штатов предшествовали несколько однотипных пусков, призванных «закрепить пройденное». Следующий после миссии Ливэя запуск, состоявшийся в 2005 году, вывел на орбиту уже двух тайконавтов. В ходе полета третьего по счету пилотируемого корабля «Шеньчжоу-7» в 2008 году тайконавты вышли в открытый космос.

В 2011 году Поднебесная вплотную подступает к «обживанию» космоса. На орбиту выходит прототип модуля долговременной орбитальной станции (ДОС) «Тяньгун-1». К нему несколько раз стыковался автоматический «Шеньчжоу-8», отрабатывая маневры сближения и стыковки.

Четвертый – «Шеньчжоу-9», доставил в 2012 году в космос уже трех тайконавтов, включая женщину. Экипаж этого корабля пристыковался к «Тяньгун-1» и провел на его борту 10 дней. Отправившийся в космос 11 июня этого года «Шеньчжоу-10», экипаж которого также состоит из трех тайконавтов и включает в себя женщину, призван закрепить успех «девятки».

Россия – Китай: «ноздря» в «ноздрю»

Таким образом, с качественной точки зрения китайская космонавтика практически сровнялась с российской.

Это утверждение способно вызвать у многих патриотов советской/российской космонавтики взрыв негодования. Разве можно сравнивать китайский «огрызок» (длина «Тяньгуна-1» меньше десяти с половиной метров, а вес всего 8,5 тонн) с «Миром», который состоял из 7 модулей, а весил более 120 тонн? И это не говоря о том, что «Миру» предшествовали шесть успешно работавших на орбите советских ДОСов.

Можно. И ключевое словосочетание здесь «с точки зрения качества». Не будем забывать, что именно ДОСы являются высшим достижением советской/российской космонавтики – то, чем Китай уже занимается вплотную на практике. Конечно, с количественной точки зрения Поднебесной до СССР/России пока далеко, но количество, как и опыт, дело наживное. К 2020 году Китай планирует уже собрать на околоземной орбите трехмодульный ДОС «Тяньгун-3» массой около 60 тонн.

И на «десерт». Во-первых, путь от первого пилотируемого запуска до жизни и работы космоплавателей на борту космической станции Китай прошел на один год быстрее, чем СССР. Напомним, что первый советский экипаж заселил станцию «Салют-1» в 1971 году, то есть через 10 лет после полета Гагарина, а тайконавты «поднялись» на борт «Тяньгуна-1» в 2012 году, то есть через 9 лет после полета Ливэя.

А во-вторых, «Шеньчжоу», в основе конструкторской философии, которого, безусловно, лежит «Союз», является настолько радикально переработанной и улучшенной версией «Союза», что впору говорить о новой машине. «Китаец» может сделать то, что советско-российскому кораблю, который через 4 года отметит свой полувековой юбилей, даже не снилось.

Например, «Шеньчжоу» может разделиться на орбите. Один отсек с тайконавтами вернется на Землю, а другой останется на орбите и будет работать там в качестве автоматической лаборатории. Кроме того, «Шеньчжоу» лучше энерговооружен, чем российский «долгожитель» и имеет значительно больший внутренний объем.

Зацепило…

Наверное, это самое правильное и точное слово, передающее чувства, которые при известиях о космических успехах Китая испытывают те россияне, которые все еще не безразличны к отечественной космонавтике. Как же так – страна, значительную часть технологической продукции которой на мировом рынке, включая Россию, зачастую называют «дешевыми подделками», уже делает то, что является высшим космическим достижением родины Гагарина? Космическая «моська» бежит вровень с космическим «слоном». Для «слона» это довольно унизительно.

Конечно, сравнивать начальные темпы развития космических отраслей СССР, США и Китая не совсем справедливо. Поднебесная использует уже накопленный опыт проектирования и эксплуатации космической техники Советского Союза/России и США. Кроме того, как подчеркнул в интервью «Голосу Америки» в прошлом один из главных проектантов РКК «Энергия» профессор Леонид Горшков, «давно известно – всегда легче делать что-то, когда знаешь, что кто-то это уже сделал до тебя». Во многом это психологический феномен: у конструкторов снимаются внутренние «тормоза», которые в случае ходьбы по нетореному пути, неизбежно вынуждали бы их осторожничать, замедляя создание новой техники.

Но только ли в этом дело? В день запуска «Шеньчжоу-10» мне пришлось давать интервью одной из российских радиостанций, ведущий которой пытался получить ответ на один главный вопрос: чего не хватает России, чтобы двигаться вперед такими же темпами, как Китай: ума, денег, или грамотного расходования средств, выделяемых на космонавтику? А может быть, добавил он с некоторой надеждой в голосе, все объясняется тем, что Китай просто украл у России космические технологии?

Ума хватает, денег выделяется достаточно

Вот к чему свелись мои ответы. Ума российским инженерам и конструкторам хватит для решения самых инновационных и амбициозных задач в «дальнем» космосе, которые можно поставить на современном этапе развития науки и техники. Денег для этого тоже сейчас выделяется достаточно для достижения данных целей, пусть и в «минимальном» объеме.

Что касается «недостаточно грамотного расходования средств», то я попросил уточнить ведущего, не имеет ли он в виду элементарную коррупцию? Да, согласился он, поспешив добавить при этом, что в Китае тоже воруют.

Это так, воруют. Только там невозможна ситуация, когда вору наденут на ногу электронный браслет, и он будет свободно ходить, посмеиваясь над «жаждущими справедливости», зная, что даже по закону он может отделаться штрафом, несоизмеримо малым по сравнению с объемом украденного, или даже условным сроком.

Бросьте камень, кто сам не грешил

Ну а что касается воровства чужих технологий… Китай этим, конечно грешит. По состоянию на 2005 год, как пишет газета Washington Times, в США действовали 3 200 фирм, так, или иначе связанных с китайскими вооруженными силами.

Фирмы эти, как утверждают американские официальные лица, созданы для сбора секретной информации, технологий, а также конкретных образцов техники. И это не считая сотен тысяч китайцев, находящихся на территории США в качестве туристов, специалистов-стажеров или студентов, которые также не упустят возможности «позаимствовать» у США какие-нибудь «продвинутые» технологии.

А недавно в Америке был осужден на 5 лет и 10 месяцев гражданин Китая Сиксинг Лиу, который в нарушении эмбарго США переправил в Китай тысячи файлов, содержащих информацию о системе управления и навигации космических аппаратов.

Не обошел Китай «вниманием» и Россию. Там за шпионаж в пользу Поднебесной были осуждены гендиректор фирмы ЦНИИМаш-Экспорт Игорь Решетин, а несколько позже – два профессора Балтийского государственного технического университета имени Устинова (Военмех) Евгений Афанасьев и Святослав Бобышев.

Но только ли Китай «одалживает» чужие технологии? Вспомним, что советский стратегический бомбардировщик Ту-4 является полностью скопированным американским Б-29, а советский пассажирский «сверхзвуковик» Ту-144 на Западе насмешливо называли «Конкордским». Случайно ли то, что советский «челнок» «Буран» внешне почти неотличим от «Шаттла» – хотя в «Энергии-Буране» были использованы отличные от американских конструкторские решения? А в 1980-е годы Франция обвинила уроженку Ярославля Л. Варигину, вышедшую замуж за француза П. Вердье, в хищении технологии водородного двигателя для носителя семейства «Ариан».

Увы, реалии современного мира таковы, что промышленным шпионажем, как способом заполучить конкурентное преимущество, или догнать вырвавшихся вперед, не занимается лишь тот, кто по техническим, или финансовым причинам не может этого делать. Разумеется, подобный вывод нисколько не оправдывает данную противозаконную деятельность, а лишь объясняет ее причины.

Так что же «украл» Китай?

Поднебесная действительно «украла» у СССР и США две самых важных вещи для успешного развития космонавтики. Первая – это понимание того, что в современном мире у государства, не развивающего свою науку и технику, нет будущего. Вторая – это понимание той исключительно важной роли, которую играет мощная космическая отрасль в данном развитии.

Можно упомянуть еще и третью «вещь». Это – подъем авторитета и престижа государства с помощью серьезных космических достижений. Поэтому Китай строит планы по пилотируемым полетам на Луну, а после – на Марс.

Но воспользоваться «краденным» государство может лишь при одном условии – если и руководство страны, и руководство космической отрасли видят ценность этих вещей и хотят использовать их в интересах государства.

Причем, позиция тех, кто отвечает за космонавтику, может быть даже важнее, чем высшей государственной власти. Вспомним, что премьер Никита Хрущев стал энтузиастом «внеземной» деятельности и стал оказывать ей всяческую поддержку лишь после того, как главный конструктор Сергей Королев убедил его в тех политических благах, которые принесет Советскому Союзу «прорывное» исследование и освоение космоса.

То же самое было и в США. Президент Джон Кеннеди – политический «отец» программы «Аполлон», отнюдь не был «Колумбом», одержимым идеей покорения внеземного пространства. Он поставил перед нацией цель «вперед, на Луну!» тоже лишь тогда, когда советники по науке убедили его в том, что у Америки нет лучшего способа продемонстрировать свое научно-техническое и экономическое преимущество над СССР, чем осуществить пилотируемые экспедиции на естественный спутник Земли.

Увы, в современной России я не вижу стечения упомянутых факторов и условий для нового рывка в космическое будущее. И это главная причина, по которой американские политики, говоря о том вызове, который кто-нибудь может бросить Америке в космосе, упоминают Китай, а не Россию.

Источник: telegrafist.org.

1. » #18 написал: Polaris (22 июня 2013 01:35)

Редактор Князь

Как раз наоборот, у водородных движков характеристики выше, в том числе удельный импульс, поэтому они эффективнее гораздо кислородно-керосиновых,особенно применительно к тяжелым РН .У американских носителей всегда стоимость выводимой нагрузки была выше, но это связано с другими факторами, нежели выбор топлива для ЖРД) В России действительно на данный момент существуют проблемы с водородной тематикой. РД-180 американцы покупают из прагматических соображений - готовый, надежный,недорогой двигатель. Не нужно тратить время и средства на разработку и испытания. Они кстати никогда не стеснялись покупать за границей хорошую технику, это позволяло высвобождать средства на действительно прорывные направления. В данный момент они обеспечивают свои потребности в носителях в полном объеме и ведут разработки новых РН и КА по нескольким направлениям, т.к подходят к этому вопросу системно без метаний и реформирований. Просто налаженная работа не прерывающаяся на протяжении десятилетий, то чего сейчас не хватает в российском космосе.

2. » #17 написал: Князь (21 июня 2013 23:03)

Цитата: Polaris
    Дельта4 новая ракета поэтому мало пусков.
    Мало - не потому что новая. А потому что водородный движок. И, соответственно, запредельная стоимость выводимой полезной нагрузки. И нет нормального дешевого керосино - кислородного движка. И весь хрен до копейки. Штаты прекрасно научились пулять за пределы атмосферы вес в пределах 2-4 тонны. а вот более "рабочие", актуальные именно для пилотируемой космонавтики - просто нечем. И трое "тоже жирных троллей" обсуждают проблемы именно российской космонавтики. Потому что осознание их пиндосам недоступно. Как говорится - им бы наши проблемы...

3. » #16 написал: Polaris (21 июня 2013 17:37)

Редактор Князь

Дельта4 новая ракета поэтому мало пусков. Вопрос же был назвать ракету с такой грузоподьемностью.
    Вот еще три жирных подставляющихся троля))
    Куда летит российская космонавтика

С Вами не согласен один господин, вы там уж определитесь))
    ОТ Алекс Зес:
    Послушайте. Я имею некоторое отношение к таким вопросам. 15 лет на разработку такого сарая - это попил бюджета и преступление. При желании такое изделие можно создать за два года в металле. Но оно просто ненужно. Сама концепция вывода лунных модулей собранных на Земле в полном виде могла прийти только в голову без мозгов. Вся эта история это просто история бездарностей и воровства. Мы через 5 лет можем быть на Луне используя уже имеющиеся технологии. При этом затраты будут раз в 20 ниже требуемых на разработку этого ненужного сарая.

Этот человек точно не имеет отношение к созданию РН
    Специалист))
    Грубить потихоньку в личке - да, он способен))

4. » #15 написал: Князь (16 июня 2013 17:43)

У пендосов есть Дельта.
    Эх, жалко, забанили рано. Такой тролль жирный попался, да еще и подставляющийся. Дельту предложил, панимаишли... Единственный ее вариант,кто может поднять предложенную мной нагрузку, летал с десяток раз, не более, и, как утверждает любимая некоторыми Педивикия
    Дельта IV используется в первую очередь для удовлетворения нужд американских военных по причине высокой стоимости запуска этой ракеты-носителя.
    Пилотируемого корабля, который можно было бы на нее повесить, все равно нет.

5. » #14 написал: erikra (16 июня 2013 14:03)

Цитата: Элизиум
    Зато с контролем финансовых потоков в Роскосмосе все ок

Когда аргументы кончаются, хватаемся за палочку-выручалочку - коррупцию? Ну да, ведь в NASA с этим все в порядке.
    Цитата: Редактор Князь

В точку. Именно от того уровня, на котором Россия сейчас. Но и мы ведь не стоим на месте, поэтому те, кто пытается догнать, да еще и путем копирования, очень долго будут в позиции догоняющего.
    Как неплохо здесь сказал Рогозин
    "Мы не можем себе позволить копировать даже лучшие образцы американской военной техники и вооружений. Для того чтобы добиться доминирования, превосходства на поле боя, нам надо углы срезать, а не бежать вслед"

6. » #13 написал: Элизиум (16 июня 2013 13:50)

Редактор Князь

Вы мягко говоря не в теме, то что летает у китайцев уже далеко не Союз. У пендосов есть Дельта.
    По двигателям Россия утратила на данный момент кислородно-водородную технологию, надолго.
    Про Ангару говорить уже неприлично, больше 20 лет ваяют. Сроки постоянно переносятся, конца края не видно. С кораблем еще не определились окончательно. Так что такой вот он суслик)) Зато с контролем финансовых потоков в Роскосмосе все ок fellow

Это мягко говоря вы не в курсе. Почитайте у нас на портале что есть что. Россия на данный момент не утратила ничего, более того , как верно отметил Кнзяь, имеет фору 5-7 лет и активно ее использует. Из- вашего комментария следует что вы не имеете представления о теме и намеренно вводите читателей в заблуждение. Отсюда вопрос: почем опиум для народа и на кого работаете?
    Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ

Модульная конструкция в мире не нова. Практически все разработки в мире предпологают такую конструкцию.

Так после такого "грамотного" заявления бан за откровенную глупость и троллизм с характерной подписью "Джон Коннор" из Украины. Передайте Госдепу пущай учит вас лучше.

7. » #12 написал: V.V.P. (16 июня 2013 13:13)

Список космических запусков (год выбираете в табличке снизу)
    отсортируйте по столбцу =Стартовый комплекс=, чтобы стало наглядней
    wiki
    Хронология пилотируемых космических полётов
    wiki

8. » #11 написал: Редакция ОКО ПЛАНЕТЫ (16 июня 2013 13:11)

Кстати по Ангаре надо отметить что это еще и принципиально новое изделие, так как имеет модульное построение и средняя , тяжелая ракета формируется из модулей легкой. В целом это новое явление в космонавтике. До сего момента были разные классы ракетоносителей. Очевидно что модульный принцип сильно удешевляет стоимость, и многократно увеличивает скорость подготовки запусков. Унификация упрощает производство. Так что плюсов там масса. Есть загвоздка по кораблю. Все таки называть Союз кораблем некорректно, это средство доставки экипажа, крайне ограниченное по функциональности. Кораблем был Буран, так как позволял производить работы в космосе, в том числе снимать с орбиты спутники для ремонта, производить монтажные работы в космосе. Необходимо подобное решение, без него нельзя развернуть серьезные работы в космосе, а без них освоение Марса и Луны нереально. Речь именно об освоении, строительстве постоянных станций и поселений. Для полетов ради престижа конечно можно это и не делать, но такие полеты не имеют ни каких реальных смыслов , кроме идеологической накачки. Думается этот период уже прошел.

9. » #10 написал: Князь (16 июня 2013 12:47)

Цитата: Элизиум
    Лучше Вы скажите кто в мире еще прямо рвется осуществлять пилотируемые полеты. Все кто хотел - их осуществляет, нужные технологии получены уже(Китай)
    Значит тогда честно признаем - в мире существуют только три сверхдержавы, способные находиться не только на повехности шарика, но и летать в космос. Остальные - мелочь под ногами. Технологии Китаем получены. Российские. "Дорабтки напильником" "Союза" на выходе дают все равно "Союз". Даже если он будет узкоглазый и желтого цвета. Штаты не летают. Пока не на чем. И долго не будет на чем. Кстати, а какой еще не один носитель у пиндосов есть? Способный на низкую орбиту вывести хотя бы тонн 10-12?
    Мир движется дальше.
    Не. Мир никуда не двигается. Ибо не на чем. Вот Россия двинуться МОЖЕТ. Буде такое пожелание и команда. Дальше. В космос. Хотя бы на Луну и Марс. А остальные, даже если окажется, что это сверхвыгодно, с нормой прибыли процентов в 1000, будут лихорадочно воровать чертежи наших двигателей пятидесятилетней давности, создавать отрасли промышленности, строить космодромы, изучать космическую медицину, строить наземные станции и морские корабли слежения, отрабатывать запуски на низкие орбиты, стыковки, маневрирование в космосе, спуск на Землю. И только потом, через десятилетия, смогут пойти вперед. От того уровня, на котором Россия находится СЕЙЧАС. Так понятно?
    А то, что советский задел исчерпан практически - это да. Цикл создания принципиально нового сколько занимает? Лет 15? Это при существующем опыте. Вот отсчитайте еще лет 7-8, и запомните предсказанную дату. Тогда и определимся, кто прав. "Ангара" в легком варианте уже испытывается. Космодром под нее скоро будет готов. Корабль в стадии конструкторских работ. Это то, что мы знаем. Если бы знали еще и все - было бы неправильно. Ты суслика видишь? А он есть... (с)

10. » #9 написал: Termius (16 июня 2013 12:22)

Цитата: Элизиум

Раз утверждаете так, то можно предположить, что знаете. Тогда приведите хоть один пример существенной модернизации, в чем они "пошли дальше" в сравнении с Россией.

Цитата: Элизиум

Опять "мир движется дальше". Приведите пример реально работающей технологии, а не пиар от НАСА.

11. » #8 написал: Элизиум (16 июня 2013 11:32)

Редактор Князь

С Южной Кореей пока не очень удачно, в штатах не один носитель)) А очередь за одним типом двигателя для одной ступени, ну это частности. Я ж и пишу все прорывные технологии созданы в СССР и их задел исчерпан. Мир движется дальше.

12. » #7 написал: Князь (16 июня 2013 11:21)

Цитата: Элизиум
    Очереди за российскими космическими технологиями к сожалению уже нет...
    Просветите, пожалуйста, за чьими космическими технологиями сейчас очередь выстроилась? Кто там крайний, я за вами...Сколько стран в мире способны осуществлять запуски, и сколько из них - пилотируемые? И сколько стран хотели бы эти технологии получить, только съест то он может и съест, да кто ж их даст? Южные корейцы вот летают первой ступенью на "Ангаре", Штаты - опять же первой ступенью - на наших движках. Даже антимонопольное расследование затеяли за них - хотят то все, а использует одна компания. Так что определенная очередь все таки есть. Украинский "Зенит" - он таки советская "Сатана" в основе своей. И так далее.

13. » #6 написал: Элизиум (16 июня 2013 11:06)

erikra

Про Конкорд я ни слова не писал.
    Про копирование, но ведь Советская школа, например, Тоже начинала с копирования, в частности это касается авиационного двигателестроения. Практически все двигатели для самолетов ВОВ были усовершенствованными копиями. На Ан-2 до сих пор потомок Испано-Сюизы эксплуатируется. Схему для Бурана выбрали шаттловскую, т.к она была проверена американцами и правильно сделали, в конце концов важен конечный результат. Никто не говорит что это полная копия.
    По КА, китайцы купили технологии у России и существенно их модернизировали, т.е пошли дальше. Им же с чего то нужно было начать. Первые были близки к оригиналу, дальше они уже сами конструируют, создают новое. Все прорывные технологиии в космической сфере были созданы в СССР и этот задел уже исчерпан. Пилотируемый Союз созданный в 60е-70е устарел и подошел к пределу модернизации, нового пока ничего не создано. Очереди за российскими космическими технологиями к сожалению уже нет...

14. » #5 написал: erikra (16 июня 2013 09:43)

Цитата: Элизиум
    А кроме личного дела автора, по сути, в чем он неправ?

Про Ту-144 и конкорд уже писал ниже.
    А вообще, есть такой «фразеологизм», который вполне можно применить к данной статье: «Наброс *** на вентилятор».
    1. Провокация; провокационное заявление.
    2. Нечто, что представляло из себя одну форму, затем изменило свою суть, преимущественно на противоположную.
    3. Выход ситуации, действия, мыслей и т.п. из под контроля.
    4. Черный пиар; негативное воздействие.
    5. Неадекватное поведение.

В данном случае, суть можно свести к следующему… Когда мало аргументов, для подтверждения своей точки зрения, нужно их «разбавить» враньем, раскидать по тексту, и смысл, если и не поменяется радикально, то, по крайне мере, изменит оттенок на негативный.
    Например, то что Ту-4, это копия Б-29, ни для кого не секрет. Причем Ту-4 был сделан путем прямого копирования, т.е. взяли три Б-29, один разобрали и скопировали. Но этого мало, поэтому он намекает, что и Ту-144, это копия «конкорда», и Энергия-Буран, это копия «Спейс Шатл». Причем не говорит, что это копии, а делает «мягкий» наброс:
    … Ту-144 на Западе насмешливо называли «Конкордским».

И при этом тут же, чтобы создать видимость объективности, поправляется

Или может доказательством копирования является то, что американский полетел раньше? Так наш Ту-144 полетел раньше французского Конкорда, значит можно считать доказанным, что французы скопировали наш самолет?
    Или, допустим, восхваляет «Шеньчжоу», что мол «впору говорить о новой машине», при этом добавляет, что в основе «безусловно, лежит «Союз»».
    Да даже первый «тайконавт» выходил в космос в нашем «Орлане».
    В общем, «наброс» он и есть «наброс»…
    И ни кто не умаляет достоинства китайцев в умении копировать, но говорить, что они кого-то там догнали неуместно. Вот если бы «афтар» рассказал, какие-такие прорывные технологии, не имеющие аналогов, китайцы смогли создать, и показал пальцем на ту очередь, в которой стоят желающие, эти технологии купить… но пока… просто копирование… да, с доработками, добавлениями, изменениями, но… копирование.
    Короче, повторюсь: прочитали, посмотрели источник, посмотрели кто «афтар»… «забили» и забыли.

15. » #4 написал: Элизиум (15 июня 2013 10:28)

KostasKA

А какие потери тогда были у американцев?
    erikra

А кроме личного дела автора, по сути, в чем он неправ?

16. » #3 написал: erikra (14 июня 2013 18:52)

Цитата: KostasKA
    Резануло то...

Да и это

Да какая нам разница, как Ту-144 из зависти называют на западе... Тем более, кроме внешнего сходства, общего там не так уж и много.
    А вообще, прежде чем как то реагировать на этот пасквиль, нужно посмотреть на источник и автора.
    Сделало этот вброс "голос америки"
    Автор Юрий Караш. Посмотрите его биографию, где и на кого он работал, и где и на кого работает сейчас.
    С 2001 года является ведущим специалистом по аэрокосмической политике/экономике, а также менеджером по развитию бизнеса московского представительства американской компании Raytheon («Рейтеон»)

К слову, Raytheon, это американская компания получающая более 90% доходов от оборонных заказов. Raytheon является разработчиком таких известных "вундервафлей", как КР "Tomahawk" ("Томагавк") и ЗРК «Patriot» ("Пэтриот").
    Ну и стоит теперь обращать внимание на "крик души" этого... "афтара", усиленный "визгом голосом америки?

17. » #2 написал: KostasKA (14 июня 2013 12:03)

Резануло то, что автор упомянув потери Советского Союза, ни словом не обмолвился о потерях американцев. И потом, непонятно в чём Китай догнал Россию в космосе? Количеством запусков, количеством космонавтов, качеством и эффиктивностью орбитальных экпериментов? Короче статейка из разряда: Какие китайцы молодцы, не то что мы, просравшиеполимеры.

18. » #1 написал: leonmarmol (14 июня 2013 10:43)

Любые сравнения здесь просто неуместны. При современных темпах развития науки и технологий сорок лет можно приравнять к двумстам годам во времена Колумба. Никогда китайцы не догонят Россию, как никогда китайский космонавт не станет первым космонавтом в истории человечества.