В этом выпуске программы:
Как мимолетное видение. Комета "Айсон" не оправдает земных ожиданий.
Вспышки - Х. Солнце как постоянная неизвестность.
На старте
С Международной космической станции 14 мая вернулась очередная вахта. Россиянин Роман Романенко, американец Томас Машберн и канадец Крис Хатфилд проходят курс реабилитации в Звездном городке. После полугода, проведенного в невесомости, человеческому организму нужно время, чтобы снова привыкнуть к земным условиям.
Астронавты не раз выходили в открытый космос и провели десятки исследований. Свою работу экипаж выполнил на "отлично", считает руководитель работ по наземной отработке ракетно-космических систем ФГУП ЦНИИмаш Николай Паничкин:
"На борту было выполнено 39 экспериментов по 6 основным направлениям: физико-химические процессы и материалы, исследования Земли и космоса, человек в космосе, космическая биология и биотехнологии, технология освоения космического пространства. Был один эксперимент по образованию и популяризации космических исследований".
На МКС сейчас остаются космонавты Роскосмоса Павел Виноградов, Александр Мисуркин и астронавт NASA Крис Кэссиди. А на Байконуре готовятся к предстоящей орбитальной командировке россиянин Федор Юрчихин, американка Карен Найберг и итальянец Лука Пармитано. Старт пилотируемого корабля "Союз" намечен на 29 мая.
Как мимолетное видение
Сенсационная "Айсон", авансом нареченная "кометой XXI века", скорее всего не оправдает земных ожиданий. "Выловленная" российским астрономом-любителем Артемом Новичонком на самой окраине Солнечной системы, она, по прогнозам, должна была устроить в ноябре светопреставление.
После того, как зонд NASA получил первые изображения этого космического создания, о нем заговорили исключительно в превосходной степени. Подумывали даже, что славой своей и сиянием она превзойдет комету Галлея.
Однако все летит к тому, что шоу не состоится. Известный охотник за кометами, научный сотрудник Института прикладной математики имени Келдыша Леонид Еленин уже без риска ошибиться уверяет, что предварительные оценки яркости "Айсон" оказались слишком завышенными:
"Комета будет достаточно ярка, но не будет наблюдаться с Земли, потому что пройдет слишком близко от Солнца. Всю ее яркость в этот момент увидят только космические обсерватории, наблюдающие Солнце, с Земли это сделать будет невозможно.
А когда она удалится от Солнца, мы сможем наблюдать ее невооруженным взглядом или биноклями, но она будет уже достаточно тусклой и на звание "кометы века" претендовать не будет".
"Айсон", по словам Леонида Еленина, продолжает наращивать свою яркость, но как-то неохотно, словно у нее села батарейка. Вот это явление ученых сейчас интересует в гораздо большей степени, поскольку они не могут объяснить его природу.
А что касается солнечных маневров кометы, то с ними как раз все ясно. Какой бы яркой она ни была, но со светилом не поспоришь. Чтобы стать заметной, нужно знать свое место и время, уверен астроном Леонид Еленин:
"Очень часто интересные кометы практически невозможно наблюдать с Земли в тот момент, когда они имеют максимальную яркость, когда они только подходят к Солнцу или начинают удаляться от него.
Очень важны условия наблюдения. Великая комета 1997 года, комета Хейла-Боппа - самая крупная из известных нам сейчас. Она была красива, висела над Москвой зимой, высоко в небе. Сложилось все: она была и очень большой, и очень яркой, и ее было очень легко наблюдать".
Вместе с тем, и с "Айсон" еще совсем не все потеряно. При подлете к Солнцу комета может проявить себя с самой неожиданной стороны. Выброс струи сжатого газа способен изменить ее траекторию. Не исключается и возможность столкновения с любым объектом Солнечной системы, что грозит серьезным "покушением" на стабильность орбит планет и их спутников.
Вообще, комета - как женщина, говорит Леонид Еленин. Она тоже непредсказуема. И имя ей - непостоянство. Вроде бы обнадежит близостью, а потом вильнет хвостом и поминай как звали. Свою первую Леонид Еленин вспоминает именно так:
"Кометы в принципе очень часто непредсказуемы, в том числе моя первая комета, которая должна была быть достаточно яркой, но оказалось по-другому. Она развалилась до подхода к Солнцу, и во всей красе мы ее не увидели. Поэтому прогнозы по поводу комет не всегда сбываются".
Может быть, это и к лучшему, ведь кометы издавна считались дурным предзнаменованием. Их шлейф - это совсем не только хвост. С их появлением связывали войны, эпидемии, голод или стихийные бедствия. "Айсон", наверное, не устроит Земле астрономическое пиршество, но это еще вопрос, кто из нас пролетит.
Солнце как постоянная неизвестность
Солнце на этой неделе дало жару. Четыре вспышки максимальной мощности за несколько дней - явление крайне редкое. Иной раз и одного всплеска хватает, чтобы напрячься. Два подряд случались последний раз в 2005-м. Три вообще относят к разряду сенсаций.
А тут - настоящая автоматная очередь. И каждый выстрел - это даже не в десятку, а в 10-4 степени ватт рентгеновского излучения на квадратный метр. Потому и назван классом Х, что экстремально.
Приличные вспышки, к которым уже надо относиться с почтением - оценивает поведение светила руководитель Центра прогнозов космической погоды Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн РАН Сергей Гайдаш. Однако успокаивает: это - не звездная болезнь, а всего лишь проявление горячего нрава. Вспыхивает - значит живет:
"О чем говорят эти вспышки? О том, что Солнце живо. Оно работает, как и положено. На нем всегда что-то происходит. В данном случае мы имеем дело с небольшим усилением активности.
Это не самый экстраординарный случай, учитывая, что и амплитуда этих вспышек не самая рекордная. Происходили они в области Солнца, которая в данном случае не является опасной для Земли.
У нас есть предположение, что эта область, которая выдала эти вспышки, сейчас постепенно "сдувается", теряет потенциал".
Ученые сказали сразу: Земле ничего не грозит. Магнитная буря планету минует, поскольку так называемые корональные выбросы не были направлены в нашу сторону. Единственное, что могло задеть человечество за живое, это, пожалуй, неспособность предугадать поведение Солнца. Его внезапное пробуждение даже для ученых стало большим сюрпризом.
По словам Сергея Гайдаша, еще несколько дней назад и сомнений не было в том, что звезда находится в глубокой зимней спячке. И вдруг такая активность. Похоже на второй максимум 24-го цикла, говорит солнечными загадками Сергей Гайдаш:
"На фоне того, что Солнце как-то не очень активно себя ведет, это некоторое событие. Хотя по всем данным мы находимся в максимуме очередного солнечного цикла. Но этот максимум оказался очень маленьким по амплитуде. По сравнению с предыдущим, он в два раза меньше по основным показателям. Это хорошо - нет угрожающей ситуации для земной цивилизации, нам можно жить спокойно".
О Солнце в последнее время тоже так говорили, мол, оно спокойно. Недоумевали даже, с чего бы это его активность с позапрошлого года вместо прогнозируемого выхода на предел возможностей перестала расти, а в 2012-м в четыре раза уступила максимальным значениям, зафиксированным за все 260 лет непрерывных наблюдений.
Ученые пытались разобраться в неестественном умиротворении светила, а оно подкинуло им новую загадку. Теперь думают, с чего бы такая перемена в настроении и чего еще от него ждать, коль скоро оно само не всегда знает, что ему взбредет под корону. В любом случае, признает Сергей Гайдаш, солнечные прогнозы - это точно дело неблагодарное. Как и попытки объяснить капризы звезды:
"Если вы найдете человека, который вам все объяснит, бегите от него. Солнце для нас до сих пор большая загадка. Мы уже 15 лет занимаемся только космической погодой, и ни разу не видели на Солнце повторение ситуации. Каждый раз новые сценарии, новые события, все по-новому. Поэтому элемент случайности очень большой.
Это большой природный термоядерный реактор открытого типа, который находится очень близко от нас. Как там идут процессы, ученые пока не научились понимать. Стараемся предсказывать как можно точнее, но пока полностью все никто не может знать. А если человек говорит, что знает, то он шарлатан".
Под корону Солнцу не заглянешь, в душу к нему не влезешь. Российский проект "Интергелиозонд" для того и задуман, чтобы подобраться к звезде на минимально возможную близость - 50 миллионов километров. Но он хоть и станет прорывом, но позволит раньше видеть, а не лучше понять.
К Солнцу просто надо относиться по-философски, говорит Сергей Гайдаш почти цитатой Сократа. Ведь мы тоже определенно знаем о нем только то, что мы о нем ничего не знаем определенно. Ну, кроме того, что оно было, есть и будет:
"Солнце отличается постоянством. Оно каждую секунду греет Землю практически одинаково. На квадратный метр поверхности нашей планеты ежесекундно приходится 1,7 киловатта. Можно представить, что на каждом квадратном метре поверхности Земли стоит работающий утюг.
Солнце будет работать исправно, как и работает уже 2,5 миллиарда лет. Оно еще столько же будет работать. И от него, кстати говоря, никаких катаклизмов ожидать не стоит. Мы гарантируем".
От Солнца, видимо, мы таких гарантий не дождемся никогда.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 1269
Рейтинг поста:
--------------------