В ходе обсуждения недавней новости о развитии "сотрудничества" Роскосмоса и НАСА выяснилось, что о нашей космонавтике и, в особенности о тех идеях и проектах на которые делается ставка нашими специалистами на перспективу 10-20 лет, многие имеют не очень глубокие познания. И это не удивительно, учитывая уровень публикаций СМИ по этой теме. Я понимаю чувства патриотов, когда высказываются трезвые оценки о нынешнем состоянии отросли и тем более, когда появляются комментарии, уважительно отзывающиеся о космонавтике западной, но было бы правильнее в таких случаях опираться на реальность, а не на охранительную демагогию. И, что интересно реальность дает нам поводы для гордости:)
Начнем с ПТК НП - "пилотируемый транспортный корабль нового поколения"
Когда речь заходит о ПКК "Союз" многие начинают с яростью отстаивать его незыблемость и чуть ли не гениальность, хотя КК весьма посредственный (взять хотя бы наличие балласта - металлической плиты - последствие огрехов проектирования, как результат меньше массы можно выделить для груза, топлива, людей, в конце концов.)
Но наша космонавтика не считает Союз вершиной прогресса и в РКК "Энергия" по заказу Роскосмоса ведется разработка нового ПКК способного обеспечивать комфортную доставку на орбитальную станцию 4-6 человек и длительные автономные полеты с экипажем до 4х человек. Эскизный проект защищен и сейчас ведется работа над техническим проектом, созданы в "металле" отдельные узлы и агрегаты, построен металлический макет ВА.
Ядром ПТК является многоразовый возвращаемый аппарат с парашютно-ракетной посадкой, причем приземление осуществляется на раскладные лапы!
ПТК НП согласно заданию изначально рассчитывается на возможность длительных полетов, а так же на полеты за пределы земной орбиты (по ТТЗ должна быть обеспечена возможность полетов к Луне). Именно поэтому ВА проектируется, как способный войти в атмосферу со второй космической скоростью.
Этот корабль позволит доставлять (или эвакуировать) экипаж на МКС (или другую станцию, например на орбите Луны или в точке Лагранжа) одним ПКК. Увеличит коммерческие возможности за счет дополнительных мест и снижения стоимости кресла (интегрально, за счет увеличения мест на один пуск и за счет многократного использования самых дорогих компонентов самого ПКК). В перспективе позволит приступить к пилотируемым полетам на Луну и в дальний космос (когда будут созданы соответствующие разгонные блоки и сверхтяжелые РН).
Другим основополагающим проектом, над которым ведется активная работа, как в нашей космической отрасли, так и в Росатоме, является Транспортно-Энергетический Модуль электрической мощностью до 1 МВт с газоохлаждаемым ядерным реактором и турбогенераторами. Интересно, что о нем недавно на СУНе писали, и показателен пример безграмотности журналистов вложивших в уста наших конструкторов нелепую "термоядерную батарейку"!!! к сожалению, она пока будет только ядерной.. :)
На данный момент завершено эскизное проектирование модуля. Росатом в ближайшие несколько лет проведет наземные испытания реактора, и дорога к новому уровню освоения космоса будет открыта.
ТЭМ откроет новые возможности в эксплуатации самой коммерчески востребованной орбиты - геостационарной. Специалисты ожидают увеличения доставляемой на ГСО нагрузки в 2-3 раза по сравнению с химическими разгонными блоками при использовании РН того одного и же класса (Протон, Ангара и иностранные аналоги - Ариан-5, Дельта и др.). Он позволит отправить тяжёлые зонды в дальний космос (Марс, гиганты и их спутники, астероиды) что позволит реализовать на практике такие миссии, как возврат грунта с Марса, посадки роверов на Галилейские спутники и возможно даже бурение льдов Европы, Ганимеда. ТЭМ позволит экономически эффективно (без многопусков и РН класса 100-150 тонн) создать инфраструктуру на орбите и поверхности Луны (ЛОС, Лунная база и др.) развитие технологий реализованных в ТЭМ обеспечит создание межпланетного экспедиционного комплекса, пригодного к пилотируемой миссии на Марс!
На данный момент эти два больших проекта и создание национального гражданского космодрома с новой инфраструктурой являются скелетом будущего космонавтики России, нашим главным вкладом в будущем международном сотрудничестве.[/cut]
При написании статьи были использованы материалы с сайта http://novosti-kosmonavtiki.ru/