» » » Астрономам удалось получить снимки планеты, удивительно похожей на Татуин из саги "Звездные войны"

29-03-2013, 13:18 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (2 367)

ФОТО: Joseph Fourier University

Астрономы получили снимки планеты, которая напоминает Татуин из саги "Звездные войны" и планету Солярис из одноименного произведения Станистава Лема. Данные исследования опубликованы на сайте Phys.org.

Найти планету удалось с помощью телескопа VLT, расположенного в обсерватории Чили. Ученые из французского Университета Джозефа Фурье, сопоставили данные, полученные в 2002-м и 2012 г., и сделали вывод, что планета вращается вокруг двух звезд.

По словам астрономов, она вряд ли пригодна для жизни.Объект в 13 раз тяжелее Юпитера, к тому же от обеих звезд он расположен в 84 раза (12,5 млрд км) дальше, чем Земля от Солнца, пишет The Atlantic.

Близкое расположение небесного тела к звездам системы позволило астрономам сделать вывод, что это планета, состоящая из газа. Дело в том, что возможности современных телескопов не всегда позволяют однозначно классифицировать подобные объекты.

По мнению ученых, газовый гигант образовался в результате гравитационной нестабильности на орбите двух звезд. Система, состоящая из двух красных карликов, первоначально была окружена облаком из пыли и газа, распределение массы в котором было неоднородным. Позднее облако распалось на отдельные фрагменты, которые под действием гравитации стягивались в более плотные образования.

Это противоречит гипотезе аккреции, согласно которой образование планеты происходит за счет налипания на небольшой объект пыли и частиц покрупнее. Для этого планета должна находиться значительно дальше от центра звездной системы.

В сентябре 2011 г. при помощи орбитального телескопа Kepler уже была найдена планета, которая вращается сразу вокруг двух звезд. По размерам и массе она примерно равна Сатурну и состоит из газа. Полный оборот вокруг своих двух солнц она делает за 229 дней. Система Kepler-16 находится на расстоянии 200 световых лет от Земли.

При этом ученые высказали предположение, что в ней есть условия для существования жизни. Сама планета едва ли способна приютить жизнь: на ней царит стужа. А вот ее естественный спутник как раз находится в обитаемой зоне, то есть не слишком близко, но и не слишком далеко от звезды, вокруг которой вращается планета.

Правда, для этого на спутнике должен быть достаточный уровень парниковых газов, например, двуокиси углерода и метана. Тогда климат будет в самый раз для зарождения живых организмов, утверждают ученые. "Дело в том, что звезды дают недостаточно света, поэтому луне нужно самой поддерживать тепло", - пояснил Билли Куорлс, астрофизик из техасского университета в Арлингтоне.

Исследователи обнаружили планету, напоминающую Татуин из Звёздных войн

Международная команда учёных, возглавляемая Филиппом Делорме из Университета Жозефа Фурье, Гренобль, Франция, сделала снимок объекта, который может оказаться очень крупной планетой, обращающейся вокруг двух звёзд.

В своей работе, которая была недавно опубликована на сайте научных препринтов arXiv.org, команда описывает, как ею было произведено сравнение объектов, представленных на фотографии, с данными, собранными телескопами в 2002 г. Такое сравнение позволило астрономам определить характер орбитального движения объектов исследуемой системы, а это, в свою очередь, позволило учёным установить, что они запечатлели или очень крупную планету, или коричневого карлика, обращающегося вокруг двойной звезды.

Татуин — это название вымышленной родной планеты Люка Скайуокера из кинофильма «Звёздные войны». В небе этой планеты было два солнца, что создавало сюрреалистичные, завораживающие картины.

Реальная находка астрономов называется 2MASS0103(AB)b. Её масса составляет от 12 до 14 масс Юпитера, и она может оказаться как планетой, так и коричневым карликом, говорят учёные. 2MASS0103(AB)b была открыта при помощи телескопа Very Large Telescope, расположенного на вершине одной из гор в Чили.

28 Марта 2013  http://www.astronews.ru/cgi-bin/mng.cgi?page=news&news=3645