» » » Беспрецедентную бурю на Сатурне фиксирует космический аппарат Кассини. Новые детали.

21-01-2013, 08:55 | Наука и техника / Космические исследования | разместил: VP | комментариев: (0) | просмотров: (1 621)

Источник -scientificamerican

Saturn storm, 2011

Так же, как регионы нашей планеты имеют свои муссонные сезоны, или периоды торнадо, то же самое происходит на Сатурне, который также имеет свой собственный сезон бурь.

Один раз  в год Сатурна или около того -  соответствует примерно 30 земным годам -гигант, вскипает буря и пробивает себе путь сквозь облака северного полушария Сатурна, иногда окружает всю планету,  словно пояс. Длящиеся в течение нескольких десятков дней  или более, эти бури фиксировались еще в 1876 году.

Шестой по счету гигантский шторм на Сатурне прибыл немного рано, начавшись в конце 2010 года, всего через 20 лет после предыдущего шторма. Сроки доказали существование случайности планетарным астрономам, у которых в настоящее время есть специальный орбитальный аппарат - Кассини, ставший искусственным спутником этой планеты. И нахождение Кассини в системе колец,  позволило космическому кораблю НАСА наблюдать настоящее шоу.

Новое исследование, обобщающее наблюдения Кассини гигантского шторм Сатурна добавляет все больше доказательств, свидетельствующих, что это было не обычное событие. Начавшись в 2010 году, буря продолжалась примерно 200 дней и закончилась в 2011 г. Она стала самой длинной за весь период наблюдений. Буря произвела такой беспрецедентный вихрь, который мог бы просто «проглотить»  планету, размером с Землю. И она сохранялась до тех пор пока «голова» бури не обогнула всю планету сзади медленно движущихся вихрей; их столкновение, как представляется, и прекратило большую часть деятельности шторма.

Кассини зарегистрировал бурю в мельчайших подробностях, как  его обеими  камерами, так и  научным инструментом, фиксирующим радио-и плазменные волны. Приборам удалось обнаружить электростатические импульсы от ударов молнии в облаках. Кунио Саянаги (Sayanagi), доцент кафедры планетарной науки в Университете Хамптона (Hampton University), и его коллеги описывают эти наблюдения в исследовании, которое появится в журнале «Icarus».

Саянаги и его соавторы сообщают, что буря, которую иногда называют «Великое белое пятно» «Great White Spot», началась 5 декабря 2010 года и продолжалась до 20 июня 2011 года, хотя конечная точка бури не совсем однозначна. Тем не менее, продолжительность шторма прочно превосходит большую бурю Сатурна 1903 года, которая бушевала в течение 150 дней.

Шторм Сатурн  в искусственных цветах

Saturn storm in false color

Искусственные изображения в цвете, сделаны Cassini  в феврале 2011 года, включают в себя два мозаики широкой полосы бури (нижняя панель) и подробный вид «головы» шторма (вверху слева) и вихревые (вверху справа). Credit: NASA / JPL-Caltech / Space Science Institute

Последняя буря прошла строго вокруг Сатурн в группе, которая, в конечном счете, обошла планету в районе 33 градуса северной широты.

На передней части бури выделяется быстро движущаяся яркая, сверкающая молниями,  область. Она называется "головой". Следом за ней - гигантский циклонический вихрь, который также сформировался в декабре и, наконец, "хвост" турбулентных облаков.

В январе, сообщают исследователи, вихрь достиг огромных размеров -  12000 километров ширины, примерно равной диаметру Земли. Данный вихрь считается крупнейшим из когда-либо зарегистрированных в тропосфере Сатурна, отмечают авторы исследования. Хотя они указывают, что последний вихрь, обнаруженный в стратосфере Сатурна (высший слой атмосферы), еще больше - около 50000 километров.

Оба вихря, возможно, раскрутила та же буря, «скорее всего, в результате  планетарной отрыжки» -теплые массы поднялись из глубины и вились вокруг себя в атмосферном слое, " говорит Саянаги. "Похоже, что вихрь вертикально расслоился на два компонента, тропосферный вихрь, который  мы видели в видимом  спектре[свет], и стратосферный вихрь", который другие исследователи зафиксировали в инфракрасном спектре.

По состоянию на июнь 2011 года, быстро движущаяся «голова» бури промчалась вокруг планеты по существу окружив тропосферный вихрь, что привело к столкновению, которым эффективно закончился шторм. Удары молнии стал прерывистыми, и яркие облака, составляющие «голову» исчезли. Основываясь на наблюдении прошлых суперштормов, исследователи, однако, прогнозируют, что последствия Великой Белой Вспышки  будут беспокоить атмосферу Сатурна  в течение многих лет, может быть, даже десятилетий, прежде чем закончиться.

Об авторе: Джон Мэтсон является ассоциированным редактором в журнале Scientific American со специализацией космос, физика и математика.

ПРИМЕЧАНИЕ NEWSCOM.

В ноябре 2012 г. космический аппарат НАСА Кассини (Cassini) передал на Землю впечатляющие снимки гигантского вихря в полярных областях Сатурна.

Гигантский гексагон на северном полюсе Сатурна

Удачный угол наклона аппарата дал возможность запечатлеть знаменитое атмосферное явление на северном полюсе Сатурна – гигантский Гексагон. Это огромный атмосферный вихрь, имеющий форму правильного шестиугольника и 25 тысяч километров в поперечнике.

Этот феномен впервые был открыт аппаратом Вояджер-2 еще в 80-х годах 20 века, но тогда это явление серьезно не изучалось.

Вновь интерес к гигантскому шестиугольнику возник, когда в 2006 году станция Кассини передала снимки северных областей Сатурна.  Тот факт, что огромный вихрь остался на месте, свидетельствует о том, что Гексагон является достаточно устойчивым атмосферным образованием.

Кассини и раньше делал снимки гигантского вихря, но только в инфракрасном свете, так как  северный полюс был в темноте.  Но со сменой сезонов, Солнце стало освещать и северные полярные области планеты, давая возможность запечатлеть Гексагон при свете дня.

Источник: newscom.md.